"В работающем знании - наша сила". Ректор БГУ Андрей Король о том, как превратить креатив в востребованный продукт

Новый год начинается с новых планов. А вернее — с действий, так как главные ориентиры уже расставлены. На прошедшем съезде ученых Президент четко определил задачу — поставить науку на службу своей стране, превратив ее в отточенную систему с четким распределением ролей и действий по достижению результата. Одним из элементов такой системы стал Декрет «О развитии цифровой экономики». Белорусы славятся как интеллектуальная нация, и сегодня нам предоставляется уникальный шанс вывести свою страну в число передовых экономик мира. При одном существенном условии — если мы сможем превратить креатив и знания в востребованный продукт на мировом рынке. Сегодня нужны не разговоры, не высокоинтеллектуальные мечтания, а реальные действия.

ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКа
Ректор БГУ Андрей Король рассказал нам о том, что уже сделано для того, чтобы готовить специалистов с новыми компетентностями, способных стать строителями своего пути и успеха, а значит, и успеха своей страны.

— Андрей Дмитриевич! Для того чтобы превратить Беларусь в IT–страну, надо в первую очередь качественно новое образование. Как раз об этом говорил Президент, встречаясь перед Новым годом с учениками и студентами. И не случайно, наверное, акцент на образовании сделан сразу после выхода Декрета «О развитии цифровой экономики». Что вы восприняли на свой счет в этом?

— На самом деле на свой счет я воспринял не только вопросы содержания обучения, не только вопросы тех инноваций, которые нужно привнести в содержание учебного процесса. Это вопрос преодоления инерции и стереотипов. В этой связи главная сложность — изменить сознание.

Да, сегодня есть гигантская проблема. Предприятия, реальный сектор экономики заточены под производство продукта. И для этого нужны соответствующие специалисты, которые понимали бы, как не только создать продукт, но и где его продать, какие для этого маркетинговые ходы нужно сделать, — то есть которые бы обладали прежде всего креативным мышлением. Если мы говорим о новой экономике, то теперь нужен человек креативный, человек–творец. На августовском республиканском педагогическом совете министр образования озвучил концептуальные подходы по развитию системы образования. Стратегически звучит мысль, что образование нужно оценивать по уровню личностного и социального развития каждого ученика.

А что делают школа, вузы? Задумаемся — у нас образование, ориентированное на создание учеником своего образовательного продукта или нет? Увы, мы называем знаниями информацию, а это не так. Cегодня традиционно реализуется так называемый информационный подход, при котором есть источник информации, есть приемщик и есть передача. Трансляция знаний работает на подготовку «кладовщика знаний», а нужен «строитель» своего пути и успеха, умеющий действовать в ситуации неопределенности, когда нет готовых решений и ответов.

В чем проблема принятия правильных решений в экономике, в социальной сфере? Проблема в том, что человек берет чужое и своим оно так и не становится. Да, знания, накопленные человечеством, отвергать нельзя. Но только лишь транслировать правильную и шаблонную информацию — так называемые знания и оценивать, насколько успешно она усвоена, — значит лишать учащегося возможностей создавать свой продукт, меняться, соотносить свое с чужим.

Нужна принципиально иная методология, содержание образования, когда оценивался бы не пересказ того, что было заранее сообщено.

— И каким ключиком открывается способность создавать свой продукт знаний?

— Например, если будет в содержании образования место вопросу, а не «правильному» ответу студента, если мы будем учить его (и оценивать соответственно) задавать вопросы, доказывать и опровергать утверждения, тогда мы и студента получим на выходе такого, который и будет обладать определенными компетентностями. А именно компетентностью самопознания, умением принимать решения, опираясь на свой потенциал, учитывая все риски. И тогда этот огромный пласт стереотипов мышления будет ломаться как лед. Вот она, роль системы образования.

А нужно всего лишь навсего закрепить, что студент — это не получатель информации, а тот, кто создает свою систему знаний с опорой на достижения человечества. Потому что мир настолько быстро меняется, что пока мы учим, он уже изменился.

Мы должны студента учить учиться, учить самоизменению. Когда человек выйдет из наших стен, он найдет себе место работы и, если надо, переквалифицируется, получит дополнительный сертификат, дополнит свой портфолио новыми курсами.

— Иными словами, сегодня надо учить способу коммуникации с миром?

— Абсолютно верно. Я бы добавил — и с самим собой. Более того, постигать внешний мир можно лишь из себя. Тогда и мы будем меняться. Тогда мы будем совсем другими глазами смотреть на мир, своими, а не чужими, будем работать на развитие социального интеллекта. Это то, что важно и для личности, и то, что важно для общества. И через эти механизмы, через коммуникации, через диалог с внешним миром мы будем реализовывать и цели учебного предмета. Сегодня другой социум, и мы должны по–другому строить характер взаимоотношений с этим социумом.

В результате мы избавляемся от рисков иметь в будущем человека, который подвержен влияниям извне, не умеющего принимать решения и находить правильные ответы. Нечто подобное происходит сейчас в информатизации, которая дает возможность быть везде и создает эту иллюзию. Нужно через себя многие вещи понять в этом мире, и тогда человек будет самодостаточен и для себя, и для общества. А иначе он — винтик, который легко манипулируем и зондируем.

— Вы предлагаете вполне самодостаточную технологию работы со студентами. По сути, это ваша визитная карточка — взаимодействовать с молодежью через диалог?


— Абсолютно правильно вы уловили саму суть. Конечно, диалог важен, но диалог не в плане популярного имиджевого — поболтать и все, а я предлагаю конкретный диалог на уровне содержания обучения. В открытом задании студенту предлагается сделать что–то свое, отличное от другого. Вот, самовыражайся на истории, на биологии, на создании проекта. Но, самовыражаясь, ты показываешь себя, ты учитываешь и мнение других, которое может отличаться от твоего мнения. То есть мы действительно готовим зрелого гражданина и, я не побоюсь сказать, патриота общества, потому что очень многие вещи становятся понятны, когда ты на них начинаешь смотреть с разных сторон, начинаешь сравнивать. И для многих наших граждан, я думаю, пример Украины показательный. Это дало возможность посмотреть несколько иначе и сравнить свое с чужим.

Я и предлагаю диалог не как штамп, не как словесный пинг–понг, а диалог, имплементируемый внутрь образовательного стандарта, через систему открытых эвристических заданий, когда студенту требуется высказать именно свою точку зрения, а потом обязательно ее сопоставить с достижениями человечества. И вот при этом меняется сам студент, он наполняет мир своим содержанием, и на выходе он может ставить цели, отбирать нужные методы и способы для их достижения. Не этого ли нам сегодня не хватает на производстве?

— Вернемся к цифровизации. На слуху у всех — блокчейн, майнинг, биткоин. Но ведь это только инструменты, а на самом деле цифровая экономика сильно меняет коммуникации в социуме. Это то, о чем Президент сказал: нам надо найти свое место в экономике знаний. Что это значит, с вашей точки зрения?

— Это значит выстроить такие оптимальные каналы трансляции информации, технологии, которые были бы понятны внешней среде, мосты, условно говоря, но при сохранении своей культурной, национальной самобытности. Ведь если мы становимся однородным членом чего–либо, мы растворяемся. Если мы научим студента самовыражаться, соотнося свое поведение с поведением других, то мы сохраним идентичность. Цифровизация позволит, сохраняя свое, равноправно общаться с другими во всем мире. То же принятое декретом «английское право» позволит общаться с миром на общепонятном юридическом языке. То есть меняются структуры каналов коммуникаций, появляется универсальный язык. По большому счету, с развитием информационных технологий, интернета появляются глобальные коммуникационные площадки. Но очень важно, чтобы у страны было свое лицо, свое содержание, и мы должны вкладывать, инвестировать в подготовку молодежи. А цифровизация — это средство, которое может и на содержание влиять, это очень своевременный шаг на опережение.

— Мне довелось слышать и оценки в ваш адрес, что, мол, новый ректор встряхнул спокойное болотце, ввел какие–то рейтинги, иные инновации...

— Сегодня прошло ровно три месяца, как я был назначен на должность ректора, и я думаю, мы сделали несколько важных вещей. Первое — продуктивное знакомство с людьми. Что это значит? Знакомство с коллективом я ставлю на организационно–деятельностный уровень — высылаю заранее рефлексивные вопросы руководителям: например, какие он ставит для себя цели, что считает важным на три месяца, полгода, год? Каковы механизмы достижения и т.п. Получив эту информацию, «очно», на факультете с ректоратом вырабатываются общие решения, которые протоколируются к исполнению. Уже делаются шаги к открытию новых специальностей с учетом заказчика — обучение на английском языке на двух факультетах. Но самое главное — это изменение в мышлении, что надо быть не просто ученым, а менеджером, ставить свои цели и их достигать.

Второе — мы собрали рабочую группу и разработали концепцию рейтинга в БГУ. Это оценка труда каждого преподавателя по значимым для университета параметрам, возможность улучшить производительность труда и зарплату.

Третье — создали Совет по цифровой трансформации университета, пригласив уважаемых сотрудников разных уровней. И уже реализуем первые предложения «с мест».


Четвертое — пересмотрели структуру доходов и расходов и изыскали дополнительные финансовые средства, и по разработанным критериям деканы, директора институтов вместе с заведующими кафедрами уже поощряют тех преподавателей, которые достигли значимых результатов в 2017 году. Рейтинг направлен на системное изменение отношения к работе. Да, с одной стороны, профессор — это заслуженный человек, знания которого надо уважать. Но сегодня требуются еще и иные компетенции: преподаватель — это и менеджер, который может организовать обучение студентов согласно их целям и способностям, сделать так, чтобы каждый студент сам себя реализовал, создавая свой продукт знаний. Организационно–деятельностная технология позволяет это делать, когда преподаватели готовы работать по–другому, потому что они сами прошли не через слушание, а через действие.

Мы ищем таланты, начиная с детей. Сегодня происходит омолаживание во всех сферах, и точно так же молодеет творчество. Нами уже проработана идея детского технопарка по поручению Главы государства. Она нацелена на создание школьниками совместно со студентами и учеными своих научно–образовательных продуктов. Это самый лучший способ замотивировать молодых людей. Мотивация всегда зависит от степени самореализации. Если юному человеку дать способ самореализоваться, у него зажгутся глаза. Методология обучения, ориентированная на продуктивность, а не на ретрансляцию и копирование, будет задействована в этом детском парке.

Ну и, может, не так глобально, но принят ряд кадровых решений, пересмотрен функционал, улучшаем техническое состояние учебных зданий, в первую очередь главного корпуса.

— Что ж, символично, что с таких важных и определяющих будущее дел стартует начало нового года. Спасибо за беседу!

romanova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Питерский белорус
Если перевести с журналистского на нормальный, то получается, что для нового ректора научной истины как таковой нет - есть мнение. Этакий постмодернизм.  Ректор крупнейшего вуза со степенью по педагогике пока все-таки вызывает скорее опасения, чем надежды. Но поживем - увидим.
Питерский белорус
Если перевести с журналистского на нормальный, то получается, что для нового ректора научной истины как таковой нет - есть мнение. Этакий постмодернизм.  Ректор крупнейшего вуза со степенью по педагогике пока все-таки вызывает скорее опасения, чем надежды. Но поживем - увидим.
PRO
Питерскому белорусу: нет, Вы слишком поверхностно восприняли текст. Ректор крупнейшего вуза говорит о том, что есть и научные истины (или знания, выработанные человечеством), но должен быть и ДЕЯТЕЛЬНЫЙ процесс познания, который предполагает мотивацию, идущую изнутри человека. Должна быть не трансляция, не копирование, не пустое повторение существующих знаний, а создание своего внутреннего образовательного продукта, своего знания. Как говорил Гессе: Мудрость,  знание -  это "свое", это созданный человеком продукт, который нельзя передать как информацию. Невозможно самореализоваться в "готовой", "правильной" информации, передаваемой извне. Произвести "свое" - совершить акт самопознания и самоизменения. Затем он, этот личный продукт образования и познания, смотрится в зеркало культурно-исторического опыта человечества. В сравнении "своего" и "чужого" рождается человек-творец. Знание всегда деятельно, а вдохновение не посещает ленивых. И ректор говорит о системе, которая позволит нам образовать деятельных людей, а они появятся не через усвоение чужого, а через вопрос - что в это чужое смогу привнести я сам? Это труднее, чем просто почитывать книжечки и называть себя образованным человеком...
Андрей Бекиш
PRO, Красивых слов мы слышали немало. А судьи кто?
Tut, 30, минск

Как тяжело принимается людьми глубокомыслие, нестандартность и «неодинаковость». Что за примитивизм, ставить клеймо на профессионалах со степенью по педагогике?! Нам что теперь, вычеркнуть из истории имена Сократа, Платона, Аристотеля, Декарта, Ж.-Ж. Руссо, того же Л.Н.Толстого, Макаренко с Сухомлинским, и только по причине признания их ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ мысли?!

Вчитавшись в материала понимаешь, насколько необходимо нам попытаться самим измениться, принимать внешние изменения, а не самовыражаться за счет других. Прав герой интервью, «мировоззрение очень сложно поменять».

Андрей Бекиш
Уважаемый "Tut, 30, минск". А мне бросилось в глаза, что Вы в своем тексте также любите некоторые слова брать в "кавычки", как и комментатор PRO. Совпадение - не думаю.
Tut
Уважаемый Андрей Бекиш. А Вы вдумчиво читайте интервью, и кавычки Вас смущать не будут. И, возможно, тогда с Вами будет, что обсудить.
Андрей Бекиш
Уважаемый Tut. Я даже не смею претендовать на то, чтобы Вы со мною что-то обсуждали. Я этого не достоин. Равно как еще в большей степени  в этом не нуждаюсь. Но, возможно, Вам будет что обсудить с Tut, 30, Минск.
Андрей Бекиш
Уважаемый Tut? А обсуждением чего Вы хотели меня вознаградить? Уж ли не деятельности центра дистанционного образования "Эйдос"?
Макаренко Александр Григорьевич
 

В мае 2016 года в «Сб» Андрей Дмитриевич Король, будучи в качестве ректора Гродненского государственного университета им. Я.Купалы, говоря о подготовке компетентного человека, отмечал: «Вообще, эта проблема философская». А сейчас, став ректором главного вуза страны, его определения заметно изменились: «Сегодня нужны не разговоры, не высокоинтеллектуальные мечтания, а реальные действия. В этой связи главная сложность — изменить сознание». И эту «практико-ориентированную» позицию восторженно поддерживают его соратники (PRO; Tut, 30, минск и Tut).

 

Отслеживая продвижение внедренных и внедряемых новшеств в нашу школьную систему, анализируя их разрушительные воздействия, можно утверждать, что к моменту занятия ими самых высоких постов в министерстве у них уже БУДУТ ГОТОВЫ ДОКЛАДЫ О ПОЛНОМ И ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ПЕРЕХОДЕ НА БОЛОНСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

В этой связи возникает вопрос: «Господа-сторонники скороспельности и скоропалительности, вам приходилось когда-нибудь хотя бы со стороны наблюдать те гигантские сложности, которые приходится преодолевать на пути даже самого незначительного изменения содержания образования?» Потрудитесь познакомиться с ними.

 

И отдельно должен сказать Андрею Дмитриевичу, что в педагогике его учителем, Хуторским Андреем Викторовичем, сделан, по моему пониманию, очень большой вклад в развитие современной дидактики. Но по нему достаточно больно ударили внедрением у нас 10-балльной системы оценки. Похоже, что наряду с этой дискредитацией личностно ориентированного обучения Вы собираетесь еще сильнее ударить внедрением ВАШЕГО КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА, для которого «Стратегически звучит мысль, что образование нужно оценивать по уровню личностного и социального развития каждого ученика».

 
Питерский белорус
Уважаемый Tut, я ничего не имею против классиков педагогики вообще (хотя ни Макаренко, ни Сухомлинский, ни тем более Лев Толстой не были ректорами) но меня НАСТОРАЖИВАЕТ специалист с белорусской степенью доктора педагогических наук во главе первого вуза страны. Я бы предпочел на этом посту ученого (хоть естественника, хоть гуманитария), реально вовлеченного в мировой научный процесс, самостоятельно получившего опыт того, как добываются новые знания об окружающем нас мире, имеющего публикации в рейтинговых международных журналах. Конечно, для ректора обязательны и управленческие навыки - с этим никто не спорит.
Но посмотрим - может, мои опасения и не оправдаются.
Питерский белорус
Уточнение: у А.Д. Короля российская степень доктора педагогических наук, что, правда, принципиально дело не меняет. Еще интересно, почему имея изначально инженерное образование, он переключился на педагогику.
Постоянный читатель, Христа+, Космос
Поток скушнейшего словоблудия.
Стиль правления ректора понятен.
Цель - просиживаеме штанов ближайшие 10-15 лет.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?