Мы друг для друга не иностранцы

13 декабря 2012 года Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота и Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко подписали меморандум о взаимопонимании, который систематизирует взаимодействие по всем важнейшим сферам компетенции – от статистики до взаимного участия в подготовке и выпуске нормативных документов.

13 декабря 2012 года Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота и Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко подписали меморандум о взаимопонимании, который систематизирует взаимодействие по всем важнейшим сферам компетенции – от статистики до взаимного участия в подготовке и выпуске нормативных документов. Глава ЕЭК высоко оценил опыт Союзного государства в секторах, где Россия и Беларусь продвинулись дальше, чем «тройка» стран ТС. В частности, речь идет о паспортно-визовом сотрудничестве, а также секторах, связанных с межгосударственными программами поддержки инновационного и индустриального развития.

Григорий РАПОТА, Государственный секретарь Союзного государства (с 2001 по 2007 г. – Генеральный секретарь ЕврАзЭс):

– В течение 10 лет, начиная с 1992 года, вновь образовавшиеся на постсоветском пространстве государства были сконцентрированы на выстраивании своего суверенитета. Им было не до интеграции. Хотя лидеры стран собирались и принимались какие-то решения. Но только с 2000 года пошел более осмысленный процесс и поиски ответов на вопросы: «Для чего все это делается?» и «Как нам вместе жить?» Нужно отдать должное, Россия и Беларусь первыми начали этот диалог. И уже в 1992 году было подписано Соглашение о зоне свободной торговли, затем – о Таможенном союзе, к которому позже присоединился Казахстан. Потом начали развиваться интеграционные процессы в рамках «тройки» – Россия, Беларусь, Казахстан. Одновременно СНГ, в котором поначалу отношения выстраивались ни шатко ни валко, начал работать все более интересно.

Мы часто слышим, что объединение людей, которые говорят на одном языке и стремятся к взаимопониманию, должно происходить автоматически. Но автоматически это не приходит. У меня был такой случай, когда я, работая в сфере внешней политики, разговаривал с одним югославом. У нас тогда были очень добрые, дружеские отношения. И мне было известно, что мой собеседник знает русский язык,  но он со мной разговаривал на английском. И я с присущим мне, как я это теперь понимаю, великорусским акцентом говорю: «А почему ты не хочешь говорить со мной на русском языке, ты же его знаешь?» На что он отвечает: «Ты понимаешь, тут три аспекта. Во-первых, я английский знаю лучше, чем русский, а во-вторых, ты английский знаешь тоже достаточно хорошо, чтобы мы могли понять друг друга. А в-третьих, неважно, на каком языке мы говорим, главное, чтобы мы понимали друг друга». Этот случай я запомнил на всю жизнь. Действительно, можно говорить на одном языке и не понимать друг друга. И очень часто это подтверждают разные конфликты на постсоветском пространстве между народами, которые говорят на одном языке.

У нас часто говорят: «Мы обречены жить вместе!» Для кого-то это фигура речи, а кто-то вкладывает в это определенный смысл. В данном случае под «мы» я подразумеваю граждан России и Беларуси. Честно говоря, я в этот тезис не верю. Никто не обречен, и это вредный тезис, потому что он нас обрекает на пассивное созерцание событий, а не на активное содействие каким-то процессам.

Мы будем обречены и будем жить вместе только в том случае, если постоянно будем прилагать очень большие усилия для этого. Это первый момент. И второй: а что такое жить вместе в нынешних условиях? В советское время у нас было одно государство и мы действительно были обречены жить вместе. Но сегодня мы все живем в суверенных государствах, и речь, по сути, идет о каких-то благах и преимуществах от этих интеграционных процессов. Думаю, самым главным во всем этом является то, что граждане одного государства не должны чувствовать себя иностранцами на территории другого государства. Это, пожалуй, основная цель интеграционных процессов.

И в Союзном государстве, а это пока незавершенный проект, решена очень большая проблема, что позволяет людям чувствовать себя дома, находясь в другой стране: россиянам – в Беларуси, а белорусам – в России. У нас нет границ, нет пограничного и таможенного контроля. Это пока единственные два государства на постсоветском пространстве, которые обладают такой формой взаимоотношений. Думаю, что если эту форму взаимоотношений распространять на более широкий круг государств, то тогда всем от этого будет хорошо.

 Точка зрения

Сергей НАРЫШКИН, Председатель Государственной Думы РФ, Председатель ПС СБиР:

– Предстоящий год будет решающим для евразийской интеграции, поскольку в 2014 году планируется подписание и ратификация Договора о Евразийском экономическом союзе, будет обеспечено поэтапное устранение ограничений в торговле между странами Единого экономического пространства. Подписание договора наделит евразийскую интеграцию необходимой международной правосубъектностью. Идея евразийской интеграции привлекает все большее число сторонников. Армения и Кыргызстан официально встали на путь присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, а в перспективе – и к полноправному членству в Евразийском экономическом союзе.

Валентина МАТВИЕНКО, Председатель Совета Федерации РФ:

– Интеграционные процессы – ведущий тренд нашего времени, магистральная тенденция. Страны, которые замыкаются в своих национальных квартирах, идут по пути самоизоляции, закономерно и неизбежно оказываются в числе проигравших. В XXI веке наибольшими перспективами будут обладать сильные международные объединения, основанные на общности интересов и ценностей, способные эффективно реагировать на глобальные вызовы. Поэтому набирающая обороты евразийская интеграция – исторически закономерный, естественный путь для сотрудничества государств – участников СНГ. Мы не просто ближайшие соседи, наши страны связывают отношения глубокого, стратегического партнерства и союзничества.

Владимир АНДРЕЙЧЕНКО, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь,  первый заместитель Председателя ПС СБиР:

– Создавая Союзное государство, Беларусь и Россия выступили первопроходцами в тесном интегрировании широкого круга сфер жизни общества. С созданием Союзного государства обретен уникальный опыт разноскоростной и разноуровневой интеграции.
Без наработок в рамках союзного строительства не было бы успешного и динамичного развития Таможенного союза и Единого экономического пространства. «Тройке» удалось выйти на беспрецедентные для постсоветского опыта шаги по передаче полномочий наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии.

Анатолий РУБИНОВ, Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси:

– К 2015 году будет сформирован Евразийский экономический союз, и  можно услышать отдельные мнения о том, что это принесет только убытки и создаст определенные трудности для Беларуси. 65 процентов нашей продукции идет на экспорт, конкурировать сложно, но для этого прилагаются все усилия. Нельзя оградиться от всего мира, а издержки всегда были и будут. Тем более ни одна страна в одиночку сегодня не выживет. Это по силам только конгломератам, мощным экономическим блокам и другим объединениям, которые соединяют свои энергоресурсы, и не только.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter