Итоги ВНС: выступление Лукашенко, утверждение стратегических документов, комментарии делегатов и экспертов

Мы должны защитить Родину и обеспечить ее счастливое будущее. Это никто не сделает за нас

Подводя итоги VII Всебелорусского народного собрания, Президент Беларуси, Председатель ВНС Александр ­Лукашенко напомнил, что в компетенции Собрания важнейшие, глобальные вопросы, стратегия — как будем жить дальше, как будем развиваться, на каких ценностях воспитывать детей и строить наши общественные отношения

Во второй день работы ВНС делегаты утвердили Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину. Это важнейшие документы, определяющие стратегию противодействия рискам и угрозам на ближайшие десятилетия. Но прежде чем приступить к обсуждению повестки дня, белорусский лидер, как и обещал накануне, подробно охарактеризовал военно‑политическую обстановку в Восточно‑Европейском регионе. Откровенно, прямо и принципиально Глава государства расставил акценты, обозначил всю остроту текущего момента, раскрыл сущность и лицемерие политики Запада, назвав вещи своими именами. При этом Александр ­Лукашенко предупредил, что впереди всех нас ждет большая кропотливая работа, и предостерег от равнодушия и безразличия:

— В любых делах, больших и малых, нам всем необходимо руководствоваться национальными интересами. Решать задачи по‑государственному. Не допускать конъюнктурных подходов. Мы будем истинным национальным фронтом. Мы должны, не глядя ни на что, быть выше личных амбиций и текущих обстоятельств. Наша задача — защитить суверенитет и независимость нашей Родины. Мы должны сохранить страну, обеспечить ее счастливое будущее. Больше это никто не сделает за нас. Потому что время выбрало нас! 


 Уважаемые делегаты!

Я думаю, мы можем начать работу нашего второго дня Всебелорусского народного собрания. Сегодня очень серьезные, очень важные вопросы для жизни нашего государства.

Я предлагаю построить нашу работу следующим образом. По повестке дня, как мы и договаривались, выступит по первому вопросу — концепции — Госсекретарь нашего Совета Безопасности Александр Григорьевич Вольфович. По второму вопросу — Военной доктрине — выступит министр обороны генерал Хренин. С выступлением к вам обратится также Иван Станиславович Тертель, председатель Комитета государственной безопасности.

И здесь очень важно: я предлагаю не обсуждать отдельно все эти вопросы. Они схожи, один развивает другой. Поэтому все, кто записался и хотел выступить, я полагаю, мы заслушаем три выступления. А затем, если у кого-то есть вопросы, зададите, кто хочет выступить — может использовать свое право.

Но вначале я хотел бы вас попросить, как бы ни было сложно и трудно после вчерашнего дня в связи с моим выступлением, все-таки как-то напрячься и выслушать мое вступление к этим всем трем вопросам. Я полагаю, что было бы неправильным, если бы ­­Президент не высказал свое мнение, не предоставил вам полнейшую информацию по рассматриваемым проблемам. Почему? Потому что вся информация серьезного характера стекается к ­­Президенту, и несмотря на то что наши руководители названных силовых структур обладают серьезной информацией, но это ведомства, которые концентрируют информацию чисто по своим направлениям.

В данном случае я попробую концептуально и в целом изложить ту информацию, которую я хотел бы вам предоставить. Она будет короче, нежели вчерашний мой доклад, поэтому потерпите.

Вчера мы много и предметно говорили о геополитике, анализировали события, которые подготовили почву для сегодняшней повестки, подвели всех нас к важнейшим стратегическим решениям в сфере национальной безопасности.


Сегодня нам предстоит заслушать доклады, как я уже сказал, Госсекретаря, министра обороны и председателя Комитета государственной безопасности. Прежде чем нам доложат о том, как велась работа над документами, какие принципиально новые положения внесены, я, как и обещал накануне, остановлюсь на военно-политической обстановке в Восточно-Европейском регионе.

Мы подготовили материалы, которые принято заслушивать и обсуждать исключительно на уровне Совета Безопасности, в тишине, на совещаниях у ­­Президента, закрытых совещаниях, с силовым блоком.  

Но нам сегодня предстоит рассмотреть и принять документы, определяющие стратегию противодействия рискам и угрозам на ближайшие десятилетия. Поэтому без лишней лирики и эмоций — факты на стол! Слушайте, делайте выводы, думайте, принимайте решение.

О том, что военно-политическая ситуация в регионе, да и в мире в целом, оценивается политиками-экспертами как кризисная с предпосылками перехода в фазу глобального конфликта, вы не раз слышали. Сегодня поговорим о том, какими силами и средствами нагнетаются угрозы нашей национальной безопасности.

Основной реальный риск создает горячая точка в регионе — конечно же, Украина. 

Вашингтон делает все, чтобы втянуть в конфликт нашу страну. Запустить механизм втягивания остальных государств, то есть ослабить Западно- и Восточно-Европейский регионы.

Что касается Украины, вы много об этом знаете, и я обращался к этому вопросу не единожды, тем не менее два слова о ситуации на сегодняшний день на самом фронте.

Идут тяжелые бои. К сожалению, гибнут люди, и это уже не единицы, десятки и сотни, а тысячи людей. В украинских войсках сложился серьезный дефицит не только боеприпасов, о которых много говорили, очень сильно переживали, как я говорю, парились по поводу выделения 60 миллиардов долларов на эту войну. Тогда я вас предупреждал, что деньги дадут, естественно. Потому что не дать эти деньги — упустить возможность опустить нас и Россию, вместе взятых, и ослабить нас.

Поэтому боеприпасы поставят, ракеты и прочее, об этом ниже. Но не хватает людей. Люди бегут от войны. Это неглупые люди, это наши люди, мудрые, толковые.

Выделение Соединенными Штатами Америки 60 миллиардов долларов на войну — это важнейший фактор эскалации конфликта в Украине. И очень опасно, что были выделены ракеты дальнего действия ATACMS.

Удары БПЛА по Российской Федерации (вы знаете, НПЗ, аэродромы), влиятельные люди, которые поставлены, как у бандитов говорят, на счетчик — все это планы (и не планы, а действия украинцев), которые свидетельствуют о том, что происходит эскалация войны.

В то же время армия Российской Федерации оснащена новым оружием. Резервы имеются в каждой бригаде.

На последних переговорах в Кремле, когда мы их вели с Владимиром Владимировичем Путиным, он пригласил руководство Генерального штаба и силовых структур, и мы вдвоем просто послушали информацию о том, что происходит на фронте. И меня очень убедила и удивила отчасти информация, которую доложил начальник Генштаба России, о том, что они создали приличные резервы в живой силе и технике. Сегодня на фронте каждая российская бригада (их немало) имеет резервы как минимум в виде полка. То есть если стоит на фронте бригада, в тылу у нее развернут полк, вооруженный самым современным оружием.

Что касается самого фронта, идут очень серьезные бои, как я сказал. Россия медленно, 500 метров, километр, два, три (на разных участках по-разному), но каждый день, каждые сутки продвигается вперед. Вы знаете информацию об освобождении российскими войсками некоторых населенных пунктов. Но это очень медленное продвижение.

Образовался, как у нас в народе говорят, некий цугцванг: ни они, украинцы, ни россияне. Да, движение есть, но не то движение, которое хотелось бы. Патовая ситуация. Что в этой ситуации, как я понимаю и всегда предлагаю, нужно было бы сделать? Самая серьезная, как никогда за эту войну, и удобная, если можно так выразиться, ситуация для мира, для заключения мирного договора. 

Будучи в Москве, я высказал свою позицию журналистам, когда они у меня спросили, как действовать.

Но для начала прерванных переговоров (всегда их надо начинать с чего-то) можно было бы начать со Стамбульских соглашений, о которых говорит ­­Президент Путин часто. Он мне после того, как они в Стамбуле были выработаны, передал их, я еще раз посмотрел — вполне нормальные соглашения. Это не значит, что в результате переговоров будут приняты или положены даже в основу мирного договора эти парафированные сторонами соглашения. Нет. Но с них можно начинать и двигаться вперед. Конечно, это не будет мирный договор, копии этих соглашений. Мирный договор будет другой. Но с этого можно начинать. Об этом же договаривались, долго вырабатывали (у нас три раунда и в Стамбуле раунд переговоров), к чему пришли.

Я говорил вчера: все военные, руководители спецслужб Запада, политики, руководители государств уже публично говорят о том, что нельзя допустить победы Путина. Ну, если вы на этом настаиваете, что это нельзя, так это момент для переговоров. Как я говорю, сыграйте вничью на этом этапе. Не надо выдвигать радикальных решений, как «формула Володи Зеленского». Ну, вроде патриотичная и так далее, но она нереальная. Она сегодня нереальная! Россияне сегодня не уйдут ни из Крыма, ни из восточных регионов, как они называют, Новороссии. Они не уйдут! Знаете почему.


Поэтому, если выдвигаются неприемлемые до переговоров предложения, — это значит, что та сторона, которая их выдвигает, не готова идти на переговоры.

Я знаю настроения военных украинских: им уже эта война надоела. Но и они не могут предпринять самостоятельных действий, потому что за президентом Зеленским, который хочет воевать «до последнего украинца», стоят целые войска НАТО, весь западноевропейский блок и Соединенные Штаты Америки. Ситуация очень серьезная.  

Если сейчас, по моему мнению, не пойти на переговоры, Украина с течением времени утратит и свою государственность, и может прекратить свое существование.

Знаю, что вот после этих моих разговоров в Украине поднимется опять шум, меня начнут долбать по всем этим каналам разные блогеры и журналисты, но я уже к этому привык. Я высказываю свою позицию. Свою! И если вы с ней согласны, я прошу исходить из этого: в Украине сегодня нужен мир. Свидетельством тому является бегство более-менее здоровых, здравых украинцев из страны, чтобы не попасть на фронт.

Мы же хорошо знаем, что их хватают на улицах и частенько даже не обучают, не проводят боевое слаживание на полигонах. Их бросают прямо на фронт, и не во втором эшелоне, а как штурмовиков, а сзади СМЕРШ, отряды вооруженных людей-украинцев, которые идут следом за этими бедолагами. Как они часто говорят, цитирую: «Нам выдали билет в одну сторону». Мы же знаем, о чем они говорят на фронте, у нас там серьезная позиция.

Никто сегодня не хочет воевать, поэтому надо идти к миру!

Но образ врага в лице Москвы и Минска американцам удалось сформировать. Вашингтон поступательно продавливает агрессивные нарративы в адрес белорусского и российского государств, повышая градус враждебности блока НАТО на нашем направлении.

Расширением Североатлантического союза, принявшего в состав Финляндию и Швецию, Вашингтон и Брюссель продолжают формировать вокруг Российской Федерации пояс недружественных государств. На очереди вступления в альянс другие страны Европы. Цель известна. По замыслу на этой линии все должно полыхать.

Еще раз прошу вас обратить внимание на мой тезис, высказанный вчера. У народа всегда вопрос: ну а чего хотят эти западенцы и американцы? Еще раз повторяю: они просто хотят утопить Россию в войне, оторвать ее от наметившегося союза с Китаем. 

Этого союза нет, но он намечается. Обстоятельства сложились так, что и России, и Китаю надо быть вместе. Американцы это поняли, им нужно вбить клин. Ну это правильно. Как утопить? В Украине. Поэтому 60 миллиардов долларов для них — это не деньги: воюйте, убивайте друг друга.


Но я хочу, вчера я не договорил, иметь в виду еще одну вещь. Для американцев Китай и Россия — это еще не все противники и враги.  

Для самой Америки, мы это почувствовали во времена Трампа, очень серьезным соперником является сама Европа, Европейский союз, особенно с тех пор, когда в альтернативу доллару Европа осмелилась (обнаглела!) и ввела евро. Это сильная валюта. Поэтому американцам никакие противники и конкуренты не нужны.  

Поэтому, утопив Россию в войне в Украине, нагрузив Европейский союз этой войной (давайте по два, по три процента от ВВП выкладывайте, производите больше оружия и боеприпасов, посылайте против России на фронт, а то уже и своих людей). Я хочу, чтобы вы понимали: там давно воюют натовские наемники!

Месяц тому назад россияне нанесли, просто для информации вам, серьезнейший удар по позициям боевиков на украинской территории. Погибли десятки поляков. Вы что-нибудь слышали об этом? Поляков десятки погибли, не один, не два, не три человека, попали под огонь Российской Федерации! Гробы и трупы вывозились в Польшу. Почему правительство Польши не проинформировало польское население?

Поэтому американцы хотят убить несколько зайцев сразу: ослабить Россию, перегрузив Европу, ослабить ее в том числе. Ну а там, на Тихом океане, как я говорил, разбираться один на один с Китаем, вовлекая в эту драку прежде всего Индию (Англия уже там), Австралию, дай бог Украину и Южную Корею. Против Китая.

А нам надо понимать, что ситуация требует жесточайшего контроля во всех сферах, начиная с информационной и заканчивая военной. Любое неосторожное слово, движение — может начаться открытое вооруженное противостояние, вплоть до применения ядерного оружия.

Я и говорю, что вот поставка дальнобойных ракет без условий. Раньше они поставляли и публично хотя бы заявляли, что они запретили украинцам наносить удары по территории России, отчасти и Беларуси, а сейчас они уже не обуславливают поставки ATACMS и других дальнобойных боеприпасов. И если ситуация сложится угрожающе, прежде всего чего они хотят для внутренней ситуации в России, Россия применит весь арсенал, которым она обладает. Это будет апокалипсис! Для этого все готово.

НАТО, конечно, с подачи Штатов настойчиво декларирует необходимость интенсивной милитаризации Европы. И речь не идет о защите, об отражении какой-то агрессии. Чтобы вы понимали: делается акцент на наращивании именно ударно-наступательного потенциала.

Восемнадцать государств альянса, включая Польшу и страны Балтии, в текущем году намерены довести объемы военных ассигнований до уровня выше двух процентов от ВВП. Руководство Польши предлагает три, а у некоторых уже более трех процентов от ВВП сегодня тратится на вооружение.

Совокупный объем оборонных расходов стран НАТО в текущем году впервые в истории блока составит около 1 триллиона 200 миллиардов евро. Триллион 200 миллиардов евро!

Кроме того, Брюсселем принято решение увеличить численность сил немедленного реагирования до 300 тысяч человек (в настоящее время их 80 тысяч), преобразовать миссию НАТО по охране воздушного пространства стран Балтии в военную операцию, а также реорганизовать развернутые в Польше и Прибалтийских государствах боевые группы в формирования бригадного уровня.

Помните, они нас все время упрекали в том, что мы разместили ядерное оружие на территории Беларуси: «Значит, мы будем подвергнуты первому удару, если произойдет столкновение». А сами, Польша и Прибалтика, вообще отдали свои территории для того, чтобы их полностью милитаризировать и создать там опорные пункты для атаки на востоке.

В данном контексте следует отметить начало практической реализации германо-литовского соглашения, предусматривающего усиление немецкого военного присутствия в Литве. В средствах массовой информации уже появились такие данные.

8 апреля в Вильнюс передислоцирована оперативная группа вооруженных сил ФРГ. В ее задачи входят изучение местности размещения контингента, решение вопросов подготовки к формированию штаба бригады, которое планируется завершить к концу года. Рекогносцировка, руководство и наполнение.

Напомню, на территории Литвы до 2028 года будет развернуто формирование бригадного уровня вооруженных сил Федеративной Республики Германия (как я говорил, немцы так ничего и не поняли, видимо), а также силы и средства объединенных вооруженных сил НАТО, размещенные в настоящее время на литовской территории (населенный пункт Рукла) в рамках операции объединенных вооруженных сил НАТО «Усиленное передовое присутствие». Численность соединения составит около пяти тысяч человек.


Повторю: свыше 64 тысяч военных вооруженных сил США, почти белорусская армия, а также более 33 тысяч натовских солдат на постоянной основе дислоцируются в Европе. Что они здесь делают? Какую Америку они защищают здесь? До 20 тысяч из них сосредоточены в Польше, близко к нашим границам, и в странах Балтии. Данные группировки войск оснащены современным ударным вооружением и способны наносить высокоточные удары по объектам на территории Беларуси и западных регионов.

Сейчас ведется отработка соответствующих задач. Задействуются самолеты стратегической бомбардировочной авиации ВВС США, которые на регулярной основе осуществляют полеты в Европейском континентальном районе (например, в Испании дислоцируются четыре американских стратегических бомбардировщика В-1В) с отработкой приемов бомбометания ядерных зарядов, в том числе на территории нашей страны. Тренируются применять ядерное оружие!

Это ответ тем, которые воют за границей у нас, особенно «беглые», критикуя нас за то, что мы разметили здесь свое ядерное оружие. Вот, они тренируются!

Более того, Вашингтон активизировал, притом существенно, мероприятия по проверке готовности к применению компонентов ядерной триады Соединенных Штатов.  

Размещенное на территории государств — членов НАТО тактическое ядерное оружие, о котором я говорил вчера, модернизируется ускоренными темпами. На авиабазах Европы размещено более 200 боеприпасов (ракеты и бомбы). На авиабазе Кляйне-Брогель (Бельгия) — 20 боеприпасов, Бюхель (ФРГ) — 20, Авиано (Италия) — 60, Геди (Италия) — 30, Инджирлик (Турция) — 50, Волкел (Нидерланды) — 20 единиц. Мы их посчитали до единицы.

В прошлом году авиационные ядерные бомбы, содержащиеся на авиабазе Волкел в Нидерландах, заменены на современнейшие боеприпасы, более мощные. Сейчас в планах осуществить модернизацию тактического ядерного оружия и в других странах. В перспективе не исключено размещение тактических ядерных боеприпасов на британской территории.

Во второй половине года Белый дом планирует перебросить на передовую авиабазу Лейкенхит в Великобритании многоцелевые истребители F-35, способные нести тактическое ядерное оружие. Ну если не хотят эскалации и против применения ядерного оружия, зачем это все делается?

Теперь пару слов о том, как Вашингтон продолжает наращивать ударно-наступательные возможности США в Европе.

В декабре прошлого года на польской территории введены в эксплуатацию базы противоракетной обороны США. Возможность применять размещенные на ней крылатые ракеты Tomahawk, способные поражать цели на всю глубину территории Беларуси и европейской части, до Урала, Российской Федерации, расцениваем уже как реальную угрозу нам. Коль это реальная угроза — нужно противостоять.

Мы фиксируем факты непрерывного ведения воздушной и космической разведки на восточном направлении со стороны западных государств. Задействован практически весь имеющийся арсенал стран НАТО — от самолетов стратегической разведывательной авиации до беспилотных летательных аппаратов, а также соответствующие возможности стран-партнеров.

Вы должны знать, что с прошлого года в разы увеличилась интенсивность разведывательной авиации объединенных вооруженных сил НАТО (в среднем это около 40 — 50 самолето-вылетов в неделю). Мы их фиксируем в реальном режиме.

С 2019 года для радиолокационного контроля воздушного пространства Беларуси и западных областей Российской Федерации привлекаются самолеты военно-воздушных сил Австралии. Им-то что здесь надо?

Все это происходит на фоне высокой военной активности. Из года в год увеличивается количество мероприятий оперативной и боевой подготовки на территории Польши и Прибалтийских государств. При этом в большинстве указанных учений также принимают участие воинские формирования вооруженных сил Штатов и других западных стран.

Проводимая в Европейском регионе в данный момент серия учений объединенных вооруженных сил НАТО и во­оруженных сил США «Защитник-2024» стала беспрецедентной по своему географическому размаху и количеству привлекаемых сил и средств (около 90 тысяч человек и до 15 тысяч единиц техники, около 300 самолетов и более 70 ­кораблей, в основном на Балтике).

Цели мероприятий и характер отрабатываемых задач, которые запланированы до конца мая, свидетельствуют о том, что Запад рассматривает наш регион в качестве потенциального театра военных действий. Противник определен — Россия и Беларусь.

Мы видим, как по ту сторону нашей западной границы ударными темпами совершенствуются аэродромы, военно-морские базы, полигоны, создаются передовые базы для заблаговременного размещения и хранения техники, вооружения и материальных средств. Мы это фиксируем не только благодаря космической разведке, но и на земле.

К настоящему времени на территории Польши и стран Балтии завершена модернизация пяти аэродромов, двух военно-морских баз, а также шести крупнейших полигонов.

В Польше введен в эксплуатацию комплекс тылового и технического обеспечения, то есть созданы условия для оснащения вооружением и материальными средствами бронетанковой боевой бригадной группы сухопутных войск США (это населенный пункт Повидз, который обеспечивает хранение почти трех тысяч единиц боевой техники).

Что касается боевых подразделений вооруженных сил Польши на границе с Беларусью, о которых я говорил вчера, под предлогом усиления охраны военные решают разведывательные диверсионные задачи. Ну и Польша намерена создать «самые мощные сухопутные войска в Европе». Разумеется, с помощью военно-технической поддержки Соединенных Штатов.

Варшава поступательно наращивает численность вооруженных сил — к 2035 году планируется увеличить их до 300 тысяч человек (в настоящее время у них чуть больше 194 тысяч). Тоже не могу удержаться от комментария. В этой бедной Польше и так уже некому работать, проблем выше крыши, гражданских! О каких сражениях грезят? Кто их будет обеспечивать? 

Ведь для войны нужна мощная экономика, а они сидят на дотациях Евросоюза и помощи Соединенных Штатов Америки. И зачем им это нужно вообще? В который раз предупреждал и говорил, что мы не собираемся с ними воевать! С территории Беларуси они не должны ожидать никаких активных, агрессивных действий против польского государства и народа. Нам это не надо!

В структуре сухопутных войск формируется армейский корпус, оперативная готовность которого будет достигнута уже к сентябрю этого года.

Для невоенных людей поясню, что значит «оперативная готовность». Это значит сформированный корпус, хоть завтра в бой, как на фронте. Полная боевая готовность к полному развертыванию. Примерно как мы из Витебска перебросили пару батальонов и стоим сейчас лоб в лоб с НАТО. Это батальоны полной оперативной готовности, с готовностью выхода из мест дислокации в течение трех часов. Три часа — и мы там.

Далее. На вооружение новых механизированных соединений, не буду их перечислять, в СМИ мы вас проинформируем, поступают современные образцы военной техники.

Польша завершает процесс формирования войск территориальной обороны. Командование данного вида вооруженных сил рапортует о достижении полной оперативной готовности.

К настоящему времени созданы 15 из 18 бригад и учебный центр войск территориальной обороны. Мероприятия по формированию остальных трех соединений планируется завершить уже в текущем году.


Переоснащая вооруженные силы, Польша делает акцент на закупке современных боевых самолетов по всему миру, самых передовых, в основном США и Кореи, тоже слышали, беспилотных летательных аппаратов, бронетехники, реактивных систем залпового огня и зенитных ракетных комплексов как иностранного, так и национального производства.

Кроме того, польское руководство намерено заключить контракты на поставку американских ударных вертолетов AH-64, так называемый «Апач», аж 96 единиц.

Я не буду перечислять численность вооружений Польши, каждую единицу мы знаем. Завтра в средствах массовой информации мы опубликуем это…

СПРАВОЧНО

Всего в польские ВС планируется поставить:

в сухопутные войска 366 танков «Абрамс», 38 пусковых установок (ПУ) реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Хаймарс» (всего в войска будет поставлено 506 ПУ), 16 ПУ зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Пэтриот», 96 ударных вертолетов «Апач» (США), около 1 тысячи танков K2, 364 самоходные гаубицы (СГ) K9, 218 РСЗО K239 (Южная Корея); в военно-воздушные силы 32 многоцелевых истребителя F-35A «Лайтнинг-2» (США), 48 учебно-боевых самолетов FA-50 (Южная Корея).

К настоящему времени в рамках реализации соответствующих контрактов в ВС Польши переданы 69 танков «Абрамс» (в версии M1A1), 8 ПУ ЗРК «Пэтриот», 18 ПУ РСЗО «Хаймарс» (США), 31 танк К2 «Черная пантера», 66 СГ К9 «Тандер», 3 ПУ с 15 артиллерийскими частями РСЗО К239 «Чунму», 12 самолетов FA-50 (Южная Корея).

Общий объем финансирования программ технической модернизации польской армии до 2035 года предусмотрен в размере 133 миллиардов долларов. Знают ли поляки, что с каждого члена семьи, включая младенцев, вычтут до 4 тысяч долларов?

Страны Балтии для укрепления военного потенциала основные усилия направляют на совершенствование военной инфраструктуры, увеличение военных расходов, наращивание боевого и численного состава национальных ­вооруженных сил, одновременно перевооружаясь на современные образцы военной техники.

В частности, в перспективе на ­вооружении всех прибалтийских государств будут состоять американские РСЗО «Хаймарс».

Отдельного внимания заслуживает решение литовского руководства создать в структуре вооруженных сил формирование дивизионного уровня. Его основу составят все сухопутные бригады, а также будут включены танковые (с поставкой на вооружение немецких танков «Леопард»), артиллерийские (на вооружении будут состоять закупаемые в США РСЗО «Хаймарс») и подразделения обеспечения. Данные мероприятия предполагается завершить к 2030 году.

Очевидно, что территория Польши и стран Балтии целенаправленно превращается в военный плацдарм для его возможного задействования блоком НАТО. То есть сделано практически все, чтобы подготовить руководство альянса к решению применить военную силу. В том числе крайнюю военную силу.

Исходя из уровня военной опасности в регионе, особого внимания заслуживает вооруженный конфликт на территории Украины, о чем я только что сказал.

Коалиция западных государств целенаправленно его затягивает. Почему, я вам тоже высказал свою точку зрения.  

Превратили и саму ­Украину в наркомана, которого держат на коротком поводке обещаний новой дозы дополнительных вооружений, в том числе дальнобойных средств поражения и финансовых вливаний.

В начале апреля в ходе Брюссельской встречи министров иностранных дел стран НАТО было предложено создать так называемую миссию для Украины с отдельным бюджетом около 100 миллиардов долларов на 5 лет. Чувствуете, как американцы перекладывают финансовое бремя на Европу. Взносы на данные нужды предусматривается разделить пропорционально валовому внутреннему продукту стран блока НАТО.

Это и есть сделка, о которой вчера говорил. Другими словами, это плата за способность продолжать противостояние с Российской Федерацией, за активную диверсионно-террористическую деятельность как в граничащих с ­Украиной регионах России, так и в глубине российской территории.


Понятно, что формируется напряженнейшая ситуация на наших южных рубежах. В непосредственной близости от белорусской границы сосредоточена значительная группировка украинской армии — около 120 тысяч человек, территориалы и военные. В приграничных областях выполнен комплекс мероприятий по формированию системы оборонительных рубежей, районов и позиций, которые постоянно совершенствуются.

Наша граница с братской Украиной полностью заминирована с их стороны. Мы наблюдаем круглосуточную разведку всех видов, направленную против нашей страны. Фиксируем систематические провокационные и демонстративные действия военнослужащих Киева в отношении находящихся в приграничье сотрудников белорусских силовых ведомств, в том числе с нарушением Государственной границы Беларуси.

Вероятность возникновения со стороны украинских подразделений вооруженных провокаций, способных перерасти в приграничные инциденты, достаточно велика. И этого очень ждут наши шататели «режима». Тихушки и лохушки на фоне разговоров о возможном снятии запрета на применение смертной казни в России (помните, после последнего теракта в России) заговорили о введении смертной казни в России, об отмене ельцинского указа. Так наши тихушки-лохушки призвали уничтожить Беларусь, ни мало ни много. Цитата: «Беларусь остается последней страной Европы, где применяется смертная казнь. Ее необходимо уничтожить…»

Ради смены власти в Беларуси они действительно готовы на все. Сейчас корректируют основные направления силового сценария соответствующих действий. 


Совершенствуют так называемый план «Перамога 2.0». Акцент в нем делается на организации «национально-освободительного движения» на территории Беларуси. Иван Станиславович подробнее об этом скажет.

Мы этих подпольщиков так называемых выявляем. И на территории Беларуси они, еще попрятавшись, как я говорил, под плинтус и метлу, сидят. Показываем иногда вам, чтобы не перенапрягать. Отслеживаем, как по ту сторону границы американцы готовят Белорусскую освободительную армию. Основу которой должны составить так называемый «полк Калиновского» и другие добровольческие формирования. Русский добровольческий корпус и белорусский добровольческий корпус. Ненавидят Россию. Враги, москали и так далее. А корпуса сформировали и сильно взаимодействуют. К примеру, атака на Белгород. Недавняя атака. Помните, в основе был российский добровольческий корпус и белорусский добровольческий корпус. После нанесения артиллерийского и ракетного удара по этим силам (а их, по отдельным данным, было более трех тысяч, отряд) и нашим досталось, и российскому добровольческому корпусу. Погибло немало людей. Мы точно знаем, все наши так называемые граждане-добровольцы похоронены на Украине. Продолжается вербовка радикально настроенных белорусских граждан в соответствующие подразделения, а также их обучение в Польше, странах Балтии, других европейских государствах. Точки и дислокацию знаем до миллиметра, и количество.

Полученные навыки они отрабатывают в том числе путем участия в боевых действиях на территории Украины. Они не хотели бы, конечно, воевать. Хотели бы учиться в лагерях. Но украинцы тоже не дураки. Хотите опыт получить — на фронт. Не пойдете на фронт — кормить не будем. Вот и воюют. Сейчас они, последнюю утром получил информацию, заняты — чем бы вы думали? Выборами в координационный совет. И даже парламент там, типа парламент там беглый в изгнании — надо же что-то делать. И даже дошли до этих «калиновцев». Там уже вообще произошел излом. Они уже там сойтись не могут. Особенно в вопросах политики. Не знают, кого выдвигать. Одного выдвигают сегодня вечером. Завтра утром снимают с должности, выдворяют из так называемого полка, выбирают нового. Ну понятно, вы их очень многие всех, всех практически знаете. Грызня и драка. И они нам хотят организовать здесь национально-освободительное движение. От кого? Так вот, эти тренирующиеся в Украине, конечно, не идейные борцы. Наемники и предатели. Бандиты. Разговор здесь с ними не будет длинным.

Но я о другом хочу сказать вам.  

Мы все, в первую очередь родители, на чьих детей западные спецслужбы сегодня смотрят как на вербовочный материал, должны быть внимательнее к нашей молодежи. И не только родители.

Учитывая нынешние реалии, надо понимать, что система обеспечения национальной безопасности Беларуси объективно не может оставаться неизменной. В ней появится новая тема: ядерное сдерживание. Те, кто подтолкнул нас к ней, должны об этом знать и трезво смотреть на однозначные последствия своих, ну, мягко скажем, неосторожных решений. Мы выучили уроки не только Украины рядом. Мы хорошо выучили и освоили уроки Великой Отечественной войны. Особенно начального этапа, когда мы умиротворяли тех, кто на нас напал. Мы боялись слово сказать, чтобы их не активизировать на границе. И что получили? Под Москвой были меньше чем за полгода. Это для нас урок.

Поэтому на утверждение Всебелорусского народного собрания мы выносим Концепцию национальной ­безопасности и Военную доктрину Беларуси. В них отражены ключевые изменения глобальной военно-политической обстановки, национальные взгляды на поддержание международного мира и стабильности, обеспечение военной безопасности нашей страны и ее вооруженную защиту.

Закреплены положения об общественном согласии, незыблемости устоев народовластия и правового государства.

Как мне докладывают, над Концепцией национальной безопасности работали не только ведущие эксперты и профессионалы в сфере безопасности, но и представители гражданского общества, неравнодушные граждане. Мы вынесли эти документы на обсуждение белорусского народа.

Все, кому небезразлично будущее страны, могли ознакомиться с текстом документа и поучаствовать в дискуссиях, внести конкретные предложения по его дополнению.

Разумеется, не все механизмы защиты национальных интересов национальной безопасности были вынесены на обсуждение. Чтобы осознавать серьезность и важность концепции (концепция — наиболее общие положения), вы должны знать: в развитие этого документа принимается правовой акт закрытого характера, который устанавливает систему индикаторов для всех сфер жизнедеятельности (политическая, экономическая, военная и другие).

На основе этих показателей с различной периодичностью проводится оценка состояния национальной безопасности. Мы изучаем, как обстоят дела в той или иной сфере, делаем соответствующие выводы и доводим до белорусского народа.

Вы же понимаете, просто закрепить в концепции отдельные положения общего характера, как я сказал, недостаточно. Нужно проследить, как меняется обстановка, как выполняются обозначенные нами приоритеты и какие необходимо принимать меры реагирования.

В результате получается комплексный срез развития государства на определенном этапе. По сути, эти два документа — концепция и ее непубличная часть — составляющие одного целого.

Уважаемые делегаты!

И Концепция национальной безопасности, и Военная доктрина Беларуси, повторю, важнейшие документы стратегического планирования. А стратегические вопросы сегодня в компетенции не только ­­Президента, но и Всебелорусского народного собрания.

Поэтому я вас очень прошу внимательно отнестись к той информации, которую я вам представил, и к более конкретной, которую представят здесь руководители трех силовых ведомств.

Решать сложные задачи, изложенные в концепции и доктрине, нам! Потому что, как мы говорили: «Время выбрало нас!»

Благодарю вас!

(Аплодисменты.)

ВАЖНО

Телеверсию Всебелорусского народного собрания телеканал «Беларусь 1» покажет  26 апреля.

Избрание Председателя и Президиума, утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Беларуси — вы увидите самые важные и интересные моменты ВНС.  Телеверсия с яркими цитатами и впечатлениями делегатов начнется в 19:45.


Стратегические приоритеты безопасного развития страны

Делегаты VII Всебелорусского народного собрания во второй день заседания открытым голосованием единогласно приняли решение об утверждении Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. Утверждению предшествовали выступления Государственного секретаря Совета Безопасности Александра Вольфовича, министра обороны Виктора Хренина. В развитие озвученного у делегатов ВНС была возможность задать вопросы, а также высказать свои мнения.

Защита по всем направлениям

Проект Концепции национальной безопасности разработан межведомственной рабочей группой в соответствии с решением шестого Всебелорусского народного собрания. Предыдущая концепция была принята 14 лет назад, документ, исходя из изменившейся геополитической обстановки, объективно требовал корректировки и адаптации к современным реалиям. Подготовка проекта велась на системной основе. По итогам комплексных аналитических исследований участники межведомственной группы определили базовые направления совершенствования документа, сообщил делегатам Государственный секретарь Совета Безопасности Александр Вольфович. Одновременно к работе привлекли представителей научного сообщества. Широко концепция обсуждалась на диалоговых площадках, в трудовых коллективах. Для максимального охвата аудитории текст новой концепции был размещен на Национальном правовом Интернет‑портале, напомнил Госсекретарь:


— Работая над концепцией, исходили из следующих моментов: документ должен развивать базовые положения, которые закреплены в нашей Конституции, содержать направления для их защиты. Путь создания документа выбран эволюционный, а не революционный, сохранена преемственность по отношению к принятой ранее концепции. Все лучшее, что позитивно зарекомендовало себя на практике, было сохранено.

Как подчеркнул Александр Вольфович, Концепция национальной безопасности содержит наши общие национальные интересы, стратегические приоритеты дальнейшего безопасного развития, а также ответы на вопросы, куда нам дальше идти в своем развитии, какую страну нам строить всем вместе, как сохранить мир и порядок на нашей земле.

По его словам, в концепции также учтены предложения, поступившие от руководителей основных конфессий, прежде всего от Белорусской православной церкви, Белорусского союза женщин, партии «Белая Русь», БРСМ, о дополнительной защите традиционной семьи как союза мужчины и женщины по рождению.

— Это позволит дополнительно защитить институт белорусской семьи, повысить эффективность обеспечения демографической безопасности. По итогам встречи с коллективами Федерации профсоюзов, облисполкомов, предприятий и организаций документ дополнили положениями о повышении социальной ответственности бизнеса, — подчеркнул Александр Вольфович.

Открытость способствует поддержанию безопасности

По завершении выступления делегаты ВНС адресовали Александру Вольфовичу вопросы. Председатель Лельчицкого райисполкома Сергей Дылюк интересовался: насколько оправданно открытое широкое обсуждение Концепции национальной безопасности, учитывая военно‑политическую обстановку у наших границ?


— Такой формат обсуждения документа говорит об открытости нашего государства. А также преследует цель — народ нашей страны должен понимать, какая геополитическая обстановка у наших границ, и при необходимости встать на защиту республики. Но для этого должен обладать пониманием: что происходит вокруг, какие наши национальные интересы, какие есть угрозы и как их нейтрализовать. В Концепции национальной безопасности это все изложено. Поэтому такие документы должны носить открытый характер. Это показывает, как Беларусь оценивает внешнеполитическую ситуацию, как готова защищать свою страну, демонстрирует открытость, способствует поддержанию мира и безопасности в регионе, — подчеркнул Госсекретарь Совета Безопасности.

Как далеко вперед удалось заглянуть, вырабатывая новые положения концепции, и на какой срок она рассчитана, задалась вопросом первый секретарь Каменецкого районного комитета БРСМ Елизавета Басалай.


— Это документ стратегического планирования, — отметил Александр Вольфович. — Мы пытались создать запас прочности, чтобы документ как минимум лет на десять был востребован и им можно было руководствоваться. А если будет резко меняться обстановка, то как раз в функции ВНС внесено право подкорректировать его, дополнить.

Документ с адресным характером

Новая Военная доктрина — не только взгляд военных. В работе над ней участвовали практически все государственные органы, ее нормы широко обсуждались среди общественности. Об этом в своем докладе сообщил министр обороны Виктор Хренин. Он отметил, что содержательная часть Военной доктрины была подвергнута серьезной переработке, но документ сохранил в себе миролюбивые устремления белорусского народа, наше стремление содействовать укреплению международного мира и безопасности.


— С момента принятия предыдущей редакции Военной доктрины кардинально изменились политико‑силовая конфигурация и военно‑политическая обстановка в Европейском регионе.  Непосредственно возле наших границ развязан военный конфликт, который может стать решающим для дальнейшего мироустройства. Международные организации по безопасности и другие международные институты фактически перестали быть сдерживающим фактором от развязывания военных конфликтов, — подчеркнул министр обороны.

Виктор Хренин обозначил важный посыл новой Военной доктрины: Беларусь ни к одному народу не относится как к своему врагу. Вне зависимости от действий правительства их государств.

— Мы также заявили о готовности выступать площадкой для мирного урегулирования конфликтов и запуска глобального диалога по безопасности.  В то же время мы полагаем правомерным применение всех имеющихся у нас сил и средств для реализации превентивных мер, направленных на предотвращение агрессии или ее отражение, — сообщил делегатам ВНС глава оборонного ведомства.

В Военной доктрине переосмыслен характер военных конфликтов, уточнена их классификация, переработаны цели, преследуемые в них Республикой Беларусь, и порядок их достижения. Детализированы вопросы исполнения союзнических обязательств Беларуси и участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. По‑новому раскрыты вопросы экономического обеспечения военной безопасности и во­оруженной защиты. Отражена направленность оборонного сектора экономики на импортозамещение с одновременным развитием военно‑технического сотрудничества с союзниками.

По словам Виктора Хренина, с учетом всех внесенных изменений и дополнений разработанный проект Военной доктрины — это фактически новый документ:

— В развитие действующей редакции в нем реализован целый ряд новшеств. Документ стал носить адресный характер. В нем четко названы источники угроз для Республики Беларусь. Дана оценка вероятности развязывания военных конфликтов различного вида, включая развязывание внутреннего конфликта руками псевдобелорусских экстремистских организаций типа «полка Калиновского» и им подобных. Мы также впервые открыто обращаем внимание международного сообщества на региональные амбиции руководства Польши, которое может попытаться достичь их военной силой.

Важным новшеством документа является включение в перечень военных опасностей возможности применения оппонентами военной силы против нашей страны еще в мирное время, подчеркнул министр:

— Это то, с чем мы сталкиваемся сегодня на наших южных и западных рубежах.  При этом сами по себе провокации, вооруженные акции и инциденты со стороны наших соседей не являются военным конфликтом. Однако они могут стать катализатором его развязывания. Поэтому и реагировать на них необходимо в первую очередь — силовыми мерами стратегического сдерживания. Что мы сейчас и делаем, показывая высокую боевую готовность всех компонентов военной организации государства.

Ключевым нововведением Военной доктрины стало также, по его словам, кардинальное изменение подходов к реализации военной политики и формированию перечня мер реагирования государства исходя из уровней военных опасностей.

Действенный ответ на агрессивную политику

Как в Военной доктрине рассматривается размещение нестратегического ядерного оружия Российской Федерации на белорусской территории? С таким вопросом обратился к Виктору Хренину делегат ВНС, депутат Палаты представителей Руслан Шкодин.


— В положениях новой Военной доктрины размещение рассматривается как важная составная часть превентивного сдерживания потенциального противника. Это вынужденная реакция на несоблюдение странами‑гарантами договоренностей, зафиксированных Будапештским меморандумом, — заявил министр обороны. — Это наш действенный ответ на агрессивную политику недружественных нам государств. Мы надеемся, что руководители этих государств услышат и не станут нагнетать эту обстановку. Это не ядерный шантаж или запугивание. Это возможность защитить наше государство, обеспечить мир нашим людям. Именно исходя из этой логики мы и принимали эти решения. И отразили это в проекте новой Военной доктрины.

В свою очередь делегат ВНС, учитель химии и биологии, руководитель по военно‑патриотическому воспитанию Лещанской школы Щучинского района Артем Долговский поинтересовался, как влияет на развитие государств втягивание их в гонку вооружений.


— Втягивание в гонку вооружений — это повод для государства отказаться от своих социальных гарантий собственным жителям, одна из форм разрушения государства, — пояснил министр. — Кроме того, любая гонка вооружений приводит к обострению кризиса в международных отношениях. И как следствие, создает условия для развязывания военных конфликтов. Именно на этом понимании мы и строим свою политику и развиваем военную организацию государства.  

Чтобы не оказаться втянутыми в эту гонку вооружений, мы выбираем другие способы обеспечения военной безопасности нашего государства. Некоторые из этих способов отражены в новой Военной доктрине.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Главные новации:

♦ Усовершенствован базово‑понятийный аппарат, устранены имевшиеся пробелы.

♦ Новое наполнение получил ряд базовых положений концепции (о национальных интересах Беларуси, об угрозах и основных направлениях по их нейтрализации).

♦ В концепции биобезопасность представляет самостоятельную сферу с учетом всех мировых сдвигов, которые вызывают современные биологические угрозы.

♦ Пересмотрена система индикаторов, используемых для оценки состояния национальной безопасности.

*Документ состоит из 5 разделов.

Девять основных сфер, которые составляют основу нашей безопасности:

♦ политическая безопасность — состояние защищенности политической системы Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее реализацию независимой государственной политики, гармоничное развитие общества и государства, сохранение традиционных основополагающих ценностей белорусского народа, соблюдение конституционных прав и свобод личности;

♦ экономическая безопасность — состояние защищенности отраслей и сфер экономики от воздействия угроз, препятствующих устойчивому социально‑экономическому развитию Республики Беларусь;

♦ научно‑технологическая безопасность — состояние защищенности научно‑технологического и образовательного потенциалов от угроз, препятствующих развитию научной деятельности, созданию и внедрению инноваций и передовых технологий в реальный сектор экономики и другие сферы;

♦ социальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия социальных угроз, обеспечивающее сохранение жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно‑нравственных ценностей белорусского народа;

♦ демографическая безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия демографических угроз, обеспечивающее стабилизацию численности населения, развитие человеческого потенциала страны, сохранение семейных и межпоколенческих связей;

♦ биологическая безопасность (новая сфера) — состояние защищенности населения, животных и растений, окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска;

♦ информационная безопасность — состояние защищенности информационного пространства, информационной инфраструктуры и информационных ресурсов от внешних и внутренних угроз в информационной сфере;

♦ военная безопасность — состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от существующих и зарождающихся военных угроз;

экологическая безопасность — состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.

В рамках обсуждения проекта концепции состоялось более 80 диалоговых площадок.

Для разработки проекта концепции была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители более 30 уполномоченных государственных органов и организаций. Апробация новых положений прошла на более чем 40 республиканских, международных научно‑практических конференциях. Было опубликовано более 300 статей в отечественных и зарубежных изданиях.

Текст концепции обновлен на 70 процентов.

Появилось абсолютно новое понятие «электоральный суверенитет».

Определение национальных интересов дополнено приоритетным положением Конституции об общественном согласии, незыблемости устоев народовластия и правового государства.

 Национальные интересы обновлены и подразделяются, как и ранее, на стратегические (без которых невозможно само существование независимого и процветающего государства) и основные (с разбивкой по сферам национальной безопасности).

Скорректированы понятия угрозы и источника угрозы национальной безопасности.

Впервые даны определения риска и вызова национальной безопасности.

isaenok@sb.by

veselukha@sb.by


Они не угомонятся. Мы начеку

Председатель КГБ Иван Тертель озвучил на ВНС красноречивые факты о непрекращающихся провокациях и агрессивных вылазках против Беларуси

Основная цель внешних деструктивных сил по отношению к Беларуси — использование ее территории и ресурсов. Об этом и не только заявил на VII Всебелорусском народном собрании председатель Комитета государственной безопасности Иван Тертель. Приводим некоторые озвученные главой КГБ факты.


Агрессивные цели

— Документальные материалы, получаемые внешней разведкой, однозначно свидетельствуют о том, что основной целью по отношению к Республике Беларусь является установление полного контроля над ее территорией, экономическим потенциалом и ресурсами, принадлежащими белорусскому народу. Используемый инструментарий — от продвижения так называемой мягкой силы (внедрения в сознание белорусов чуждых прозападных ценностей, размывающих моральные устои нашего общества) до инспирирования силового захвата власти незаконными вооруженными формированиями, проходящими подготовку на Западе и в Украине.

История повторяется кровавым фарсом

— Реализуемые в отношении нашей страны планы не являются неким ноу‑хау. Материалы архивов КГБ свидетельствуют, что методы применяются старые, доработанные с учетом современных реалий.  

В Вильнюсе, Варшаве, Киеве, других столицах и регионах западных государств по примеру гитлеровской Германии формируются марионеточные структуры, задействованные в проектах по свержению действующей власти. 

При успешной реализации планов предполагается их использование в качестве оккупационной администрации для управления территорией и населением нашей страны.

Подпитываемые Западом «прокладки»

— Для их финансирования американскими, немецкими, польскими и некоторыми другими фондами (всего их более 65), выступающими в качестве «прокладок» иностранных спецслужб, только в этом году выделяется свыше 60 миллионов долларов. 

Средства используются на содержание подрывных центров, планирование и реализацию информационно‑психологических операций в отношении руководства и населения ­Республики Беларусь, организацию кибератак на важнейшие объекты инфраструктуры, министерства и ведомства, вербовку и организацию работы экстремистских и террористических групп внутри нашей страны и незаконных вооруженных формирований, действующих в сопредельных нам Польше, Литве и Украине.


Посполитая растит отморозков

— На территории Польши в Белостокском, Мазовецком и некоторых других воеводствах сформировано и последовательно наращивает свою численность так называемое «Посполитое рушение» в составе восьми хоругвей общей численностью свыше 300 человек (решением МВД Беларуси признано экстремистским формированием. — Прим. авт.).  

Их все главари известны Комитету государственной ­безопасности, тесно сотрудничают с польскими спецслужбами, проводят боевое слаживание: тренировки по захвату административных зданий органов власти, объектов правоохранительных и силовых структур в Гродно, Бресте, Минске.

Любители минно‑взрывной демократии

— Члены этого (вышеназванного. — Прим. авт.) незаконного вооруженного формирования для получения практических навыков управления дронами, штурмовых действий, использования минно‑взрывных средств регулярно выезжают в центры боевой подготовки, расположенные в городе Косове Ивано‑Франковской области, населенных пунктах Козин Киевской области, Бережинка Кировоградской области Украины. Проведение аналогичных мероприятий практикуется и в Польше. В частности,  

в период с 12 по 14 января текущего года на территории заброшенного детского лагеря в пригороде Варшавы до сотни боевиков под руководством инструкторов, получивших боевой опыт в Украине, совершенствовали взаимодействие при проведении акций террора и диверсий на территории Беларуси.

Зонтик для экстремистов

— На закрытых совещаниях под эгидой польских властей всерьез обсуждается создание так называемой белорусской освободительной армии — зонтичной структуры для всех экстремистских и террористических организаций, нашедших прибежище в данном государстве. Соседняя Литва стала местом базирования Вильнюсской хоругви.  

Под руководством радикалов в непосредственном контакте с литовским парамилитарным формированием «Клуб стрелков» разрабатываются планы по заходу для совершения терактов на территории прилегающих к Литве Ошмянского, Сморгонского и Браславского районов, 

переброске и организации в Республике Беларусь тайников с оружием, взрывчатыми веществами, иными средствами поражения.

От дронов до оружия и взрывчатки

— Комитет государственной безопасности во взаимодействии с коллегами из других силовых структур в последнее время провел ряд острых чекистских мероприятий, позволивших предотвратить нанесение ударов боевыми дронами с территории Литвы по объектам в Минске и его пригородах. Работу по этому направлению продолжаем, детальную информацию озвучить общественности пока не представляется возможным. Противодействие постоянным попыткам переброски на территорию Беларуси средств для совершения террора и диверсий, заброске диверсионных групп, агентуры украинских спецслужб с целью совершения терактов в Беларуси и России стало повседневностью для сотрудников органов пограничной службы, внутренних дел и государственной безопасности.  

Только в 2023‑м и прошедшем периоде текущего года предотвращено более 40 каналов переброски оружия, взрывчатки и иных средств поражения в Беларусь.

Резидентура провалилась

— Обустроенные украинскими спецслужбами схроны выявлены и ликвидированы в Дрогичинском, Пинском, Малоритском, Кобринском, Ивановском, Ельском, Лоевском, Лельчицком, Хойникском районах на Полесье, в Дзержинском и Червенском районах Минской области.  

Ликвидирована украинская резидентура из числа жителей Дрогичинского, Лоевского и других районов общей численностью около 20 человек. За содействие спецслужбам Украины, шпионаж и террористическую деятельность задержаны, в том числе с поличным, более 30 человек.

osipov@sb.by


Независимость надо сберечь. Всячески. Желательно без войны

Почему Концепцию национальной безопасности вынесли на общественное обсуждение, что ­­Президент назвал ошибочным решением, за какой поддержкой обратился к людям и о чем предупредил беглых


«Мы полны решимости стопроцентно противостоять любому агрессору и нанести ему неприемлемый ущерб!»

В ходе обсуждения делегатами ВНС Концепции национальной безопасности и Военной доктрины ­­­Президент более подробно высказался по ряду актуальных вопросов. В частности, рассказал, как и чем Беларусь может ответить на агрессию со стороны Запада.

По словам Александра ­­­Лукашенко, у многих сегодня может возникнуть вопрос, как Беларусь в случае необходимости будет противостоять армиям западных стран:

— Вооружены до зубов, численность у них непомерная, размещены эти страны на границе с нами, очень неудобно для нас. Как воевать?

­­­Президент напомнил, что в советское время на территории Беларуси было размещено самое современное на то время стратегическое ядерное оружие. Но в первые годы независимости страны тогдашнее белорусское руководство по требованию американцев вывело эти ракеты из Беларуси.

— Это решено было до меня. Но если бы мне пришлось принимать тогда решение, мы бы никогда не вывели стратегическое ядерное оружие с территории Беларуси. Это был мощнейший арсенал. 

Нам не надо было бы никакого другого современного оружия, — заявил Александр ­­­Лукашенко.

­­­Президент напомнил, какие в первые годы независимости Беларуси, кроме вывода ядерного оружия, были требования и по уничтожению обычных вооружений:

— Резали все. Самолеты, танки, артиллерийские установки. Я помню, приехал в Борисов — жуткая картина. Перевернутые танки, БМП. Для меня, человека, недавно в офицерской должности служившего в армии, это было не просто непонятно — это было жутко. И тогда, может быть, не имея полномочий таких, я прекратил эту резню. Запретил уничтожать бронированную технику. Резали все на куски, грузили все в железнодорожные составы и увозили в Германию на переплавку. Самое ценное, что могло быть, — это броня.

Теперь же, с учетом современной геополитической обстановки и нарастания военных угроз извне, ­­­Президент принял решение и о возврате к нам тактического ядерного оружия из России:

— А поскольку нас еще и в соагрессоры записали (мы с Путиным «главные враги в мире и агрессоры»), руководство Российской Федерации, сопоставляя все факты, приняло решение (еще раз подчеркиваю, по моему настоянию, а не потому, что они хотели тут создать базу ядерного оружия), вернуло нам энное количество. Не буду называть цифры, я уже говорил — несколько десятков самых современных ядерных боеприпасов.


Это вполне укладывается в концепцию нанесения противнику в случае его агрессии неприемлемого ущерба. Кроме того, в стране достаточно обычных видов вооружения, в том числе самых современных, например ракетных комплексов «Искандер». Все это должным образом обслуживается и в любое время при необходимости может быть использовано, отметил ­­­Президент:

— Если они (западники. — Прим. ред.) разворачивают такие силы, как их сдерживать? Ну вот — ядерное оружие.  

Мы никого не пугаем ядерным оружием, ни на кого не нападаем. Там очень хорошо знают: не дай бог они ступят на территорию Беларуси, получат мгновенный ответ от нас всеми видами оружия. 

В том числе от России.

Вы слышали недавно заявления ­­­Президента Путина, что нападение на Беларусь будет расцениваться как нападение на Российскую Федерацию. Поэтому мы сегодня полны решимости стопроцентно противостоять любому агрессору и нанести ему неприемлемый ущерб! Они должны понимать, что их столицы совсем рядом с нашей границей. Поэтому законной целью, как принято говорить, будут те, кто принимает это решение (об агрессии. — Прим. ред.).

В то же время Александр ­­­Лукашенко еще раз подчеркнул:

— Мы не хотим ни с кем воевать. И я уверен, не будем воевать. Они (противники. — Прим. ред.) понимают, что мы можем серьезно ответить. А это одновременная гибель миллионов людей. Это новая война. Если что, мы станем все Брестской крепостью, но защитим свою землю.  

Получили независимость, так ее надо сберечь. Всячески. Желательно без войны.

«Мы ничего не скрываем». О мотивах вынесения Концепции национальной безопасности на общественное обсуждение

Что касается Концепции национальной безопасности, то при ее разработке были споры о том, стоит ли выносить этот документ на публичное обсуждение, рассказал Александр ­­­Лукашенко:

— Тогда было принято решение: а нам-то чего бояться? Ведь главная задача — противостоять (угрозам. — Прим. ред.), если нужно будет. Ну а как противостоять будет народ, если он не знает заранее, чему противостоять. По-народному скажу: часто люди думают и говорят, что мы тут «копаемся» наверху, а внизу люди ничего не знают. Так вот, руководство страны через вас, через Всебелорусское народное собрание, доведет эти знания до народа. Вам, вернувшись домой, придется еще раз прочитать Концепцию национальной безопасности. Советую обязательно прочитать концепцию и доктрину. Все должны владеть этими проблемами. Знания эти помогут вам глубже разобраться в тексте концепции. Вам надо будет отвечать людям.  

Поэтому мы ничего не скрываем, говорим открыто. Мы создали серьезнейший документ, обсудили отдельные положения на диалоговых площадках и сегодня еще раз более открыто донесли до вас, делегатов. Слово за вами.

Безопасность — дело общее

На заседании ­­­Президент обратился к людям за поддержкой в борьбе с угрозами терроризма и экстремизма:

— Смотрите вокруг себя, информируйте нас по любому поводу. Нам пока удается противостоять всему тому, о чем здесь говорил председатель комитета (председатель КГБ Иван Тертель. — Прим. ред.). Поверьте, отвлекаются колоссальные ресурсы: милиция, чекисты, отчасти военные… Мы отвлекаем огромные ресурсы, чтобы сдержать, особенно диверсантов, которые перебрасываются через нашу границу.


­­­Президент подчеркнул, что ­контрразведчикам и милиции удается вовремя обнаруживать и нейтрализовывать диверсантов, но противостоять этому на все сто процентов невозможно, и без помощи людей, рядовых граждан, с этим злом точно не справиться, убежден Александр ­­­Лукашенко:

— Многие операции мы проводили благодаря поддержке людей, они нам помогали. Где-то кого-то увидели, подсказали, и мы этих мерзавцев быстро находили.

Отдельный акцент Александр ­­­Лукашенко сделал на необходимости усилить информационную безопасность в стране:

— Обратите внимание на кибератаки. Многое у них (тех, кто совершает такие атаки. — Прим. ред.) получается, потому что мы безобразно, халатно относимся к работе с разного рода системами, ­компьютерами, так далее.  

Некоторые даже по два-три года пароль не меняют в своих сетях и ­компьютерах. За это уже надо нести уголовную ответственность. И кто-то будет нести. Не можете работать в сетях, компьютерах — берите бумагу и пишите, как это было когда-то раньше.

«Вы очень сильно вредите своим родственникам»

Попытки дестабилизировать обстановку в Беларуси будут продолжаться, считает Глава государства. Ведь к этому целенаправленно подталкивают наших беглых, находящихся за границей. Как заявил ­­­Президент, они уезжали из страны с расчетом, что будут за рубежом жить богато:

— Бежали же в основном не бедные. Здесь привыкли на хорошей работе работать. А там… Хотите — посуду мойте, еще чего-то там. Не каждый получал работу. Что делать? Очень быстро спецслужбы (иностранных государств. — Прим. ред.) подсказали: «Ружье берите, тренируйтесь, проникайте в Беларусь, Россию и взрывайте. Деньги на это дадим». Так же они финансируют и информационно-психологические операции, в особенности против ­­­Президента, сотрудников силового блока. Но главное — это вооруженная борьба.

Воевать, совершать интервенцию они сами (западные кураторы. — Прим. ред.) не хотят. Они вперед запустят «дэмакратычныя сiлы», которые будут Беларусь «освобождать от диктатуры». Там от «демократии» ничего не осталось, это предатели и бандиты. Второй шеренгой будут идти войска НАТО. Мы это прекрасно понимаем.

Александр ­­­Лукашенко предупредил всех, кто уехал из страны и сейчас вынашивает планы против родины, готовясь к нападению на нее:

— Не забывайте, что вы очень сильно вредите своим родственникам. Не забывайте, что у вас какая-то собственность есть здесь (в Беларуси. — Прим. ред.). Советую уже забыть про эту собственность. Но не ставьте под удар своих родственников.

konon@sb.by 


Заключительное слово ­Президента Беларуси, Председателя ВНС Александра ­Лукашенко на закрытии заседания седьмого Всебелорусского народного собрания


Уважаемые делегаты седьмого Всебелорусского народного собрания!

Уважаемые зарубежные гости!

Наши приглашенные!

Дорогие соотечественники!

Мы рассмотрели сегодня все вопросы, включенные в нашу повестку. Говорят, первый блин всегда комом. Ну он не совсем комом получился. Будем считать, что мы еще вершины в нашей работе не достигли. Обещаю, что достигнем. Завершилась работа первого заседания VII Всебелорусского народного собрания, сформированного в новом конституционном статусе. В летопись государственного строительства вписана новая страница.

Я сегодня успел посмотреть наши средства массовой информации. Может, не принято ­Президенту цитировать своих подчиненных, но тем не менее мне запомнилась обычная, может быть даже банальная, но очень точная фраза, сказанная руководителем нашего Первого национального канала Иваном Эйсмонтом: «Большое видится на расстоянии». Не пытайтесь сегодня оценить свою работу, нашу работу. Давайте немножко подождем, и потом мы оценим начало того большого пути, который мы намерены с вами пройти.

Мы, народ Беларуси, исходя из ответственности за настоящее и будущее страны, желая обеспечить мир и согласие, благополучие наших граждан, незыблемость народовластия, независимость и процветание нашей Беларуси, приняли документы стратегического планирования — Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину нашего государства. В этих документах наши устремления и надежды, белорусский путь в современном очень опасном и неспокойном мире.

В дни работы ВНС мы заложили правовой фун­дамент нашей безопасности. Это залог исполнения желаний миллионов белорусов.

Уверен, принятые решения послужат прочной основой для сохранения белорусского народа как уникальной исторической общности и приумножения национального достояния, созданного целыми поколениями.

Но одних решений недостаточно. Впереди самое главное — кропотливая работа. И здесь я хочу уберечь вас от равнодушия и безразличия, о которых я говорил. Ведь быть делегатом ВНС — это в первую очередь нести ответственность за судьбу страны, выступать барометром общественных настроений, быть принципиальным в защите национальных интересов.

Всем нам предстоит отчитаться о своей работе, доложить тем, кто вас делегировал, по всем вопросам, которые рассматривались на Всебелорусском народном собрании. Донести до каждого, как важно сегодня быть сильными, едиными и сплоченными в отстаивании интересов родной страны.

Вас делегировали — значит, вам доверяют, к нам прислушиваются. Используйте это доверие на благо процветания нашей родной земли. Укрепляйте свой авторитет делами, поддерживайте инициативы людей, помогайте им объединиться для этого.

И помните: наше вече, Всебелорусское народное собрание, не подменяет государственные органы и не вмешивается в их деятельность!

Всебелорусское народное собрание — конечно же, политический институт. Как многие из вас вчера отметили в своем интервью в СМИ, это та площадка, на которой присутствуют все — от обычного, простого сельчанина, рабочего у станка до Главы государства, где мы должны обсуждать главные стратегические вопросы и ориентировать наше общество, по какому пути идти и развиваться.

Нельзя допустить, чтобы ВНС превратилось в бюрократический аппарат.  

Людям надо донести, что в компетенции ВНС исключительно глобальные вопросы, стратегия — как будем жить дальше, как будем развиваться, на каких ценностях воспитывать детей и строить наши общественные отношения.  

Вопросы повседневности, строительства домов, ремонт дорог, крыш, заборов были и останутся в компетенции всей вертикали органов власти. Но и мы же глаза не будем на них закрывать, вы, делегаты, в том числе. 

Но в любых делах, в больших и малых, нам всем необходимо руководствоваться национальными интересами, решать задачи по‑государственному, не допускать конъюнктурных подходов. Мы будем истинным национальным фронтом. 

Его немножко, этот термин, испоганили, но это действительно будет так.

(Аплодисменты в зале.)

Мы должны, не глядя ни на что, быть выше личных амбиций и порой текущих обстоятельств.  

Наша задача — защитить суверенитет и независимость нашей Родины. Мы должны сохранить страну, обеспечить ее счастливое будущее.

Больше это никто не сделает за нас, потому что время выбрало нас!

Объявляю первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания закрытым.

(Звучит Государственный гимн Республики Беларусь.)



Судьбоносные решения — в руках народа

По завершении VII Всебелорусского народного собрания делегаты этого масштабного форума отправились в свои трудовые коллективы. О чем они будут рассказывать коллегам, какие тезисы из выступлений Главы государства их тронули больше всего.

Алексей Талай, спорт­смен‑инструктор национальной команды Беларуси по инваспорту Республиканского центра олимпийской подготовки по паралимпийским и дельфийским видам спорта:


— Впервые стал делегатом Всебелорусского народного собрания. Буду доводить людям те важные моменты, которые озвучивал в своих выступлениях Глава государства. О тех важных стратегических решениях, которые были приняты — по национальной безопасности и в оборонной сфере. Как сказал ­Президент, от каждого из нас на местах зависят жизнь и безопасность наших граждан. Важно с нашими детьми говорить о безопасности, об экологии пребывания в информационном поле, сети интернет. Что и там есть угрозы, диверсанты, там идут боевые действия.

Игорь Луцкий, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию:


— ­Президент в своем выступлении в первый день Всебелорусского народного собрания сказал, что только сильные государства создают сильные союзы. Мы видим, что за эти годы мы крепчали, развивались. И наши союзные отношения с Российской Федерацией показывают, что мы двигались в правильном направлении. Только сильное государство может быть суверенным. И это главная мысль, которая звучала из уст ­Президента.

Наша суверенность — это наше будущее.

Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:


— Студенты и преподавательский состав нашего университета принимали самое активное участие в обсуждении Концепции национальной безопасности. Скажу больше: первая диалоговая площадка в стране по этому вопросу прошла именно у нас. Проект концепции получил живой отклик от экологов и физиков, юристов и политологов, филологов и историков. Почему так? У нас уже был позитивный опыт: университет организовывал диалоговые площадки по обсуждению проекта обновленной Конституции. И мы увидели, как те моменты, о которых говорили в университетских аудиториях, нашли отражение в Основном Законе страны. То же самое произошло и с Концепцией национальной безопасности: в прошлом году мы обсуждали, а ныне на ВНС приняли. 

Судьбоносные решения для страны в руках народа — это ценно, важно и является следствием реальной демократии.

Вероника Макоед, старший офицер отдела идеологической работы Института пограничной службы:


— Гражданское общество должно понимать, насколько страна нуждается в усилении обороноспособности. Мы видим, как меняется мир, меняются возможности вероятных противников, и поэтому мы должны идти в ногу со временем. И действительно, важно обсуждать такие вопросы, собравшись вместе. Большое значение для страны имеет то, что на Всебелорусском народном собрании в утверждении Военной доктрины и Концепции национальной безопасности приняли участие не только военные, но и все слои общества.

Светлана Русак, старший инспектор отдела идеологической работы УВД Гомельского горисполкома:


— Мы любим наших детей и хотим, чтобы их будущее было счастливым, мирным, чтобы наша страна оставалась независимой. И тот эмоциональный подъем, те направления, которые были озвучены в ходе Собрания, хочется привнести в наш служебный коллектив. 

На себе ощутила, как работает принцип народовластия. Он заключался в том, что каждый простой человек, как и я — сотрудник органов внутренних дел, — вместе с представителями органов власти, с Главой государства утверждают стратегические документы для всей страны. Уверена: только когда страна будет сплоченной, она будет сильной. 

Добавлю, что меня восхищает девиз Всебелорусского народного собрания: «Время выбрало нас!». И действительно, мы единым фронтом выступаем за нашу процветающую, родную, любимую страну вместе с нашим ­Президентом.

Александр Коркотадзе, директор мемориального комплекса «Брестская крепость‑герой», член Совета Республики:


— Думаю, главный посыл, который вынесет каждый с VII Всебелорусского народного собрания, — нужно сохранить нашу Беларусь. ­Президент говорил об этом оба дня заседания. Концепция национальной безопасности и Военная доктрина помогут нам, учитывая сложные геополитические условия. На ближайшие пять лет задачи перед делегатами поставлены серьезные. Согласен с Главой государства: важно еще больше усиливать историческую политику и развивать разные направления работы с молодежью. Мы должны воспитывать у ребят чувство сопричастности к истории страны и ответственность за будущее. 

Каждый белорус — от мала до велика — должен принимать участие в развитии страны, в ее движении вперед.

По сообщениям наших корреспондентов.



Формат открытого диалога

Чем ВНС запомнилось приглашенным гостям?

Се Сяоюн, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Беларуси:


— Хочу поздравить белорусов с успешным проведением этого важного политического мероприятия. Уверен, что Всебелорусское народное собрание будет играть действительно важную роль в развитии Беларуси. Поздравляю и ­Президента Беларуси ­Александра ­Лукашенко с избранием на должность Председателя Всебелорусского народного собрания — это свидетельство его высокого авторитета. Китайско‑белорусские отношения находятся на высоком уровне развития. В сентябре 2022 года Председатель КНР Си Цзиньпин и ­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко совместно заявили о повышении статуса наших двусторонних отношений до всепогодного и всестороннего стратегического партнерства. Был совершен исторический рывок вперед. Качественно новый уровень отношений предполагается по всем направлениям сотрудничества.

Антон Смольский, биатлонист, серебряный призер Олимпийских игр в Пекине:


— Благодарен за возможность оказаться в гуще событий, которые определяют ключевые направления развития страны. Было почетно не просто находиться в зале, но и оказаться в числе тех, кто сидел рядом с первыми лицами государства, наблюдать за их работой буквально на расстоянии нескольких метров. Делегаты VII Всебелорусского народного собрания горят своей работой и прекрасно понимают ответственность, которую на них возложили другие. Мы, белорусы, хотим каждый день просыпаться в мирной стране, спокойно работать и растить детей. Хотим, чтобы и наши потомки имели возможность жить в независимой и стабильной Беларуси. В связи с этим  

приятно осознавать, что у нашего народа сильный лидер, который прекрасно понимает геополитическую ситуацию. Александр Григорьевич открыто и доверительно обращается к нам, озвучивает личные опасения — это смело. Важно, что формат работы ВНС подразумевает и диалог: задать вопросы или высказать комментарии мог любой делегат.

Светлана Клочок, председатель Белорусского профсоюза работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности:


— Решения делегатов ВНС — судьбоносные для общества и государства. Каждый понимает, что отстоять право и дальше развиваться как сильное и независимое государство мы сможем, только объединив усилия перед внешними угрозами. А вокруг наших границ — напряженная обстановка. Главная задача в мирное время — быть готовыми противостоять всем возможным провокациям и не дать втянуть Беларусь в войну. На фоне напряженной ситуации в глобальной экономике и непростой международной обстановки в Беларуси сохраняется внутриполитическая стабильность. Мы видим, что наши главные ценности — люди и справедливое отношение к ним. И это проявляется в своевременности выплат зарплат, безопасности на производстве, контроле за ценами, социальной поддержке.  

Глава государства нацеливает белорусов на успехи в экономике: тогда нам будет проще справляться с различными вызовами и угрозами. Сегодня достижение технологического суверенитета — один из важных элементов обеспечения независимости государства.

По сообщениям наших корреспондентов.

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter