“Мы должны уважать мнение избирателя”

Итак, предстоящие 14 января 2007 года выборы в местные Советы депутатов пройдут по новым правилам. На этой неделе вступил в силу Закон Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов”. Прокомментировать основные его положения мы попросили секретаря Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Николая ЛОЗОВИКА.

— Николай Иванович, почему возникла необходимость внесения поправок в действующее избирательное законодательство?
— В первую очередь хотелось бы отметить, что главным нормативным документом, на основании которого проводятся выборы и референдумы в нашей стране, является Избирательный кодекс. И на сегодняшний день он один из лучших в мире. Такой вывод сделан нами на основе анализа избирательного законодательства других государств и исходя из опыта проведения в них избирательных кампаний. Недаром наше предложение в адрес ОБСЕ провести анализ избирательных систем всех стран — участниц данной организации не проходит. Потому что такое сравнение будет не в пользу тех государств, которые пытаются нам навязать свои стандарты демократии.
Нынешнее законодательство позволяет обеспечить в полном объеме реализацию избирательных прав граждан. Каких-либо концептуальных, революционных изменений оно не требует. В то же время жизнь не стоит на месте, и в природе нет ничего совершенного. Практика показала (а с момента принятия закона проведено пять избирательных кампаний и один республиканский референдум), что существует необходимость корректировки отдельных положений кодекса. Во-первых, чтобы привести его в соответствие с ранее внесенными изменениями в Конституцию страны, во-вторых, чтобы некоторые процедуры избирательной кампании сделать более простыми и удобными.
— Наиболее заметным нововведением стал порядок определения результатов голосования при проведении выборов в местные Советы депутатов. Он предусматривает проведение выборов в один тур. Чем вызвано такое решение?
— Голосование в один тур направлено на последовательную либерализацию избирательного процесса. Напомню, что до сих пор действовала норма, в соответствии с которой кандидату, чтобы стать депутатом, необходимо было набрать более 50 процентов голосов всех избирателей, принявших участие в голосовании. Иными словами, он должен был получить абсолютное большинство голосов. Если в первом туре такое количество голосов не набирал ни один кандидат, проводился второй тур. Теперь же кандидату в депутаты достаточно получить простое большинство голосов, главное — опередить своих конкурентов.
— И в чем же преимущества такой модели голосования? Только ли в сокращении финансовых и материальных затрат?
— Реализация положений, содержащихся в законе, действительно сократит расходы на подготовку и проведение выборов. Экономия составит шесть миллиардов рублей, или почти четверть от общего бюджета избирательной кампании. Но в масштабах государства не это самое главное. Прежде всего проведение выборов в один тур повысит результативность голосования. Победитель определится уже по итогам первого тура, что позволит сформировать работоспособный Совет депутатов, который приступит к работе сразу после проведения избирательной кампании.
Переход к системе относительного большинства будет в большей степени способствовать сохранению социально-политической стабильности в обществе. Не секрет, что любые выборы повышают градус политической активности, отвлекают население от решения повседневных задач, что негативно отражается на социально-экономической ситуации. Сокращение времени избирательной кампании сокращает и время политической напряженности.
Кроме того, следует уважать мнение и выбор избирателя. Ведь каждый гражданин свой выбор уже сделал, проголосовав в первом туре за конкретного кандидата. И вдруг мы ему предлагаем: приди, проголосуй, пожалуйста, еще раз. А почему он должен менять свое мнение или снова подтверждать его? Кстати, часто именно из-за низкой явки избирателей второй тур признавался несостоявшимся.
— Какие принципиальные изменения внесены в порядок проведения предвыборной агитации?
— Прошедшие избирательные кампании выявили недостаточность правового регулирования отдельных вопросов предвыборной агитации. Особенно что касается встреч с избирателями и изготовления агитационной печатной продукции.
В связи с этим более конкретно регламентированы некоторые избирательные процедуры. Например, собрания, митинги и иные массовые мероприятия с целью предвыборной агитации, организуемые вне помещений, должны будут проводиться с разрешения местной исполнительной и распорядительной власти.
Введено также правило, согласно которому агитационные печатные материалы должны изготавливаться на территории Республики Беларусь. Установлено, какие выходные данные должны содержать такие материалы: наименование и адрес организации, номер лицензии на полиграфическую деятельность и дату ее выдачи, тираж и номер заказа. Это позволит установить надлежащий контроль за расходованием денежных средств, выделяемых из республиканского бюджета на изготовление агитационной печатной продукции.
Практика проведения выборов также потребовала сокращения с 10 до 5 дней срока, в течение которого не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и прогнозом их результатов. Такое решение вполне логично, учитывая, что досрочное голосование начинается за пять дней до выборов.
В новом законе предусмотрена ответственность за нарушения законодательства не только кандидатами в депутаты, но и лицами, которые выдвигаются в кандидаты. В частности, им может быть отказано в регистрации или отменено решение о регистрации за использование материальной помощи иностранных государств, международных организаций и иностранных граждан.
— Многие наблюдатели усмотрели в принятии поправок политическую подоплеку. Мол, новая редакция кодекса делает шансы депутатов от оппозиции попасть в местные Советы еще более призрачными. Как вы прокомментируете подобные заявления?
— Сложно комментировать, когда человек не приводит в защиту своей позиции конкретных фактов и аргументов. Непонятно, на чем основываются такого рода демарши. Как раз наоборот, голосование в один тур предоставляет оппозиции больше возможностей пройти в состав выборных органов. Ведь вовсе не обязательно, как раньше, набрать 50 процентов плюс один голос. Достаточно просто опередить своих оппонентов. Задача вполне посильная для любого кандидата, если он действительно яркая личность, которой избиратели доверяют. А вот преодолеть 50-процентный барьер нашим оппозиционерам было бы куда труднее, потому что вряд ли найдется сегодня регион, где их поддерживало бы более половины населения.
— Не могу не спросить о том, как идет подготовка к предстоящим выборам в Центризбиркоме...
— Мы готовились, конечно, к принятию закона. Но не мы его принимаем. Допустим, парламент в силу каких-либо причин отложил его обсуждение, и предстоящую избирательную кампанию пришлось бы проводить без учета предложенных поправок. Поэтому все проекты необходимых документов мы готовили в двух экземплярах, один из которых был рассчитан на прежний вариант законодательства.
Теперь закон о внесении изменений и дополнений подписан, дата выборов назначена — начинается кропотливая, напряженная, но очень интересная работа. В ходе предстоящих выборов в Беларуси   будут   сформированы 1583 местных Совета, в состав которых войдут более 22 тысяч депутатов. Центральная избирательная комиссия полностью готова к местным выборам. Мы рассчитали график проведения основных мероприятий, связанных с созданием территориальных, окружных, участковых комиссий, выдвижением кандидатов в депутаты, их регистрацией и проведением голосования.
— Что ж, желаю вам успехов и спасибо за интервью.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter