Мы, белорусы, единый народ

Воссоединение Белоруссии имеет большую значимость для народа...

Операция Красной армии по установлению контроля над территорией Западной Белоруссии и Западной Украины, начавшаяся 17 сентября 1939 года, даже через 70 лет вызывает споры. В Беларуси, причем независимо от политических убеждений и отношения к историческим персоналиям, люди воспринимают этот поход как освободительный, как восстановление исторической справедливости, позволившей соединить в одну семью разделенный границей белорусский народ.

В Польше, в составе которой эти территории находились с 1921 года, придерживаются другого мнения. Страсти подогревает и тот факт, что раздел Польши произошел в соответствии с секретными протоколами к договору о дружбе и границе между СССР и Германией. Обстоятельства событий тех лет ученые изучают до сих пор, поэтому накануне памятной для белорусов даты собеседником обозревателя «Р» стал заместитель директора Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук Вячеслав Данилович, исследовавший тот горячий период.

— В августе 1939 года Германия не скрывала намерения напасть на Польшу, и подписанный германо-советский договор не мог серьезно повлиять на реализацию этих планов. Сталин был проинформирован германским руководством о том, что 1 сентября Германия начнет военную акцию против Польши, независимо от факта заключения с СССР межгосударственного соглашения. Что и произошло.

Несмотря на мужественное сопротивление поляков, германская армия оккупировала к 16 сентября большую часть территории Польши и вышла на «линию Керзона» — и примерную границу расселения поляков, с одной стороны, украинцев и белорусов — с другой, которая была определена Пражской мирной конференцией еще в 1919 году. Польское правительство оставило страну. Франция и Великобритания объявили 3 сентября войну Германии, но бездействовали.

Руководство Германии следило за развитием ситуации в СССР и подталкивало советское руководство к активным действиям против Польши. Но в Москве стремились оттянуть время вторжения, чтобы не быть обвиненными в прямой поддержке германской агрессии. На встрече Молотова и Шуленбурга 10 сентября советский министр отметил, что «советское правительство имеет намерение воспользоваться дальнейшим продвижением немецких войск, чтобы заявить, что Польша разваливается на куски, и вследствие этого Советский Союз должен прийти на помощь украинцам и белорусам, которым угрожает Германия». Заявление продемонстрировало, что для СССР боевые действия против польской армии не являлись главными, более важной задачей было воссоединение этнических территорий, на которых проживали белорусы и украинцы.

— Большого сопротивления Красная армия не встретила?

— Да. Серьезных польских вооруженных сил на территории Западной Белоруссии не было. Более того, поскольку СССР не объявлял войны Польше и правительство Польши тоже признавало, что состояния войны с Советским Союзом нет, то в своем приказе польским войскам маршал Э. Рыдз-Смиглый 17 сентября подчеркивал: «С Советами не воевать, только в случае натиска с их стороны или попыток разоружения наших частей». Тем не менее потери войск Белорусского фронта составили 996 человек убитыми и 2002 ранеными.

— За что была заплачена эта цена?

— Говоря о положении белорусов в Польше, следует напомнить, что по Рижскому мирному договору Варшава обязывалась обеспечивать для всех национальных меньшинств равные политические права, свободное развитие культуры и вероисповедания, однако выполнять эти положения договора не стремилась. Проводилась жесткая политика полонизации белорусов. Из 400 белорусских школ, которые существовали до польской интервенции, в 1936 году осталось только 16, а в 1939 году — ни одной. Были закрыты 5 белорусских гимназий и 2 учительские семинарии. В связи с высокой платой за обучение, бедностью, препонами со стороны польских властей, был резко ограничен доступ белорусских детей в средние школы. Вузы для них были практически недоступны. На территории Западной Белоруссии были поселены около 9 тысяч поляков-колонистов (осадников). Свыше 1300 православных храмов были закрыты или преобразованы в костелы.

— И белорусы в этих условиях оставались «памяркоўнымi»?

— Они не мирились с угнетением. На оккупированной территории велась борьба с польскими захватчиками. Уже в 1923 году в Западной Белоруссии было зарегистрировано 590 конфликтов местного населения с польскими властями, в которых участвовало 126 тысяч человек. В этот период на захваченной территории действовало 6 тысяч партизан.

Польские власти жестоко расправлялись с белорусскими патриотами. В отношении их осуществлялась политика массового террора и преследований. Например, в конце 1923 года в тюрьмах Западной Белоруссии насчитывалось 1300 политических заключенных. За этот же год в Польше были приговорены к смертной казни 109 человек, большинство осужденных — белорусские патриоты. Тюрьмы и концлагерь в Березе-Картузской были переполнены и в 30-е годы.

— Словом, белорусское население действительно восприняло приход Красной армии как освобождение…

— Местное население с энтузиазмом включалось в созидательную работу по налаживанию новой жизни. В западных областях была проведена большая работа по организации социально-экономической и культурной жизни. За короткое время была создана бесплатная система медицинского обслуживания. Если в 1938 году в Западной Белоруссии было только около 60 больниц, то в конце 1940 года — 243 больницы и родильных дома. Значительные перемены произошли в культурной жизни. В особенности положительные результаты имелись в национальном просвещении. Например, если в 1937–1938 учебном году в регионе действовала 4221 школа, где на польском языке обучалось более 546 тысяч детей, то в 1939–1940 учебном году — 5643 школы, причем, в 4278 обучение осуществлялось на белорусском языке, а в остальных 1365 — на русском, польском, еврейском и литовском языках. В западных областях БССР были открыты 4 высших и 25 средних специальных учебных заведений. На белорусском языке стали издаваться газеты, открылись 5 драмтеатров и 100 кинотеатров, 220 библиотек с фондом 446 тысяч книг.

Воссоединение Западной Белоруссии с БССР имеет большую историческую значимость для белорусского народа. Абсолютное большинство населения западных белорусских земель испытывало искреннюю радость по поводу объединения с БССР. Людей не покидала вера и надежда, что с этого момента их родной край станет на путь возрождения и развития. И они не ошиблись в своих ожиданиях.

На фото: Молодечно, 19 сентября 1939 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter