Мы — андроновские!

Отражает ли звучное название “агрогородок” суть преобразований, произошедших в сельских населенных пунктах? Этот вопрос корреспондент “НГ” адресовал председателю СПК “Восход” Мстиславского района Григорию ДОЛОМАКИНУ. Центр СПК — деревня Андроны — два года назад стала агрогородком.

— Если иметь в виду чисто материальную отдачу, то она уже чувствуется, — говорит Григорий Филиппович. — Ведь обустраивая агрогородок, мы одновременно старались менять и условия производства. Построили молочнотоварную ферму с немецкой системой компьютерной дойки. Там, где раньше доярки ходили только в сапогах, теперь можно и в босоножках. Где прежде 300 коров обслуживали 6 доярок, сейчас работают только две. И результаты выше прежних.
Немаловажно, что сюда отбирали лучших из лучших, считай, на конкурсной основе, хотя люди шли с опаской. Но когда еще введем в строй подобные фермы, думаю, от желающих работать там не будет отбоя.
Как говорят, лиха беда начало. На такой ферме подвоз кормов и кормление животных прежним способом выглядят архаизмом. Приобрели кормораздатчик. Разработали способ смешивания фуража. И теперь на обслуживании высвободилось не 4, а в несколько раз больше человек. Их определили на бригадные работы.
Однако это не просто реорганизация ради реорганизации. От нее получена реальная отдача. Валовой надой молока увеличился за девять месяцев нынешнего года в сравнении с предыдущим на 288 тонн.
— Григорий Филиппович,  а пришли ли в агрогородок новые люди? Ведь государственная программа направлена на возрождение села.
— Знаете, если честно, то рабочих рук в СПК “Восход” хватает. И 152 человека, числящихся его членами, способны выполнить весь объем работ. Меня как руководителя больше волнует проблема отношения сельских людей к своему труду. Ведь не все трудятся одинаково. Костяк коллектива составляют в основном те, кому за 40 лет, кто пуповиной сросся с землей и заботами о ней. Молодые, до тридцати, особенно те, кто не успел обзавестись семьями, больше глядят в рюмку. А из них какие работники? Хотя и тут мы стараемся помочь. Три года я в хозяйстве. Сагитировал закодироваться 19 человек. Причем на условиях авансирования этого процесса. Не выдержал, сорвался — возвращай деньги. Трудишься добросовестно — об авансе никто не вспомнит. Только двое сорвались. Но уже перекодировались.
В агрогородок переехали четыре семьи. Сейчас хорошо работают, получили колхозное жилье. Еще трое механизаторов пришли после окончания училища. Претензий к ним нет, пока у них “карантинный”, как в армии, период. Пусть набираются опыта. Да и сложные дела, как и новую технику, надо заслужить. Хотя, считаю, с молодыми работать легче: у них нытья меньше да и претензии поскромней.
И все же, несмотря на такой приток рабочей силы, нам важней, чтобы в селе оставалась местная молодежь. Свои, доморощенные, они крепче привязаны к родному уголку, отчему дому. Не зря же в народе говорят: “Батька не строил — сыну не жить”. Тот, кто ищет, где лучше, хотя это вполне объяснимо, нигде долго не задерживается.
— А изменилась ли, на ваш взгляд, бытовая, социальная культура деревенского жителя?
— Приведу два примера. Оставаясь незамеченным, наблюдаю, как два скотника вышли из помещения фермы покурить. И один бросил окурок под ноги. А второй сразу же сделал замечание: мол, не видишь, что здесь подметено, зачем же мусорить. Как я порадовался! Ведь раньше и окурки под ноги, и натрушенные на дорогу во время подвозки корма, и все прочие “прелести” деревенской жизни никого не волновали.
Второй раз убедиться в том, что все же меняется село, довелось, когда к одним нашим сельчанам приехали гости из другой местности. Встретил и хозяев, и приезжих на деревенской улице, спросил, куда направляются. И услышал, что совершают они экскурсию по деревне, показывают андроновцы гостям благоустройство агрогородка, хвастают озером, всей нашей инфраструктурой. И делают это с гордостью: мол, смотрите, как живем! Значит, приходит к людям понимание того большого дела, которое задумало и осуществляет государство. Вместе с ним, думаю, привьется и соответствующее отношение к сделанному. Уже сейчас переехавшие в колхозные домики, при строительстве которых не была предусмотрена установка заборов, приходят в контору с просьбой помочь им с изгородью. А помочь — значит выделить пиломатериалы. Остальное они делают сами. Задумаешь возле такого домика возвести баньку — поможем транспортом. Захочешь на подворье завести живность — бери теленка, поросенка, жеребенка.
...Живет в деревне семья. Родители допились до такой степени, что в доме даже печь не топили, дети пальцы поморозили. Поняли, что дальше так нельзя, закодировались. И зажили как люди. Стараются от других не отставать, хорошо зарабатывают. Но когда стали обзаводиться пожитками, на телевизор не хватило денег. Пришел глава семьи в контору, просит ссуду. И надо бы выделить, да пока нет полной уверенности в том, что не скатятся к прежней жизни. Все же выписали ему определенную сумму в счет аванса. Пусть в доме телевизор будет — детям утеха.
Вообще сейчас в деревне заработать можно, если трудиться добросовестно. Вон комбайнер Петр Карликов за неполный месяц уборки получил 3 млн рублей, не считая того зерна, которое ему причитается за убранный хлеб. Николай Трусов на автомашине “МАЗ” перевез 2585 тонн зерна. Старейший водитель Константин Чикановский, которому до пенсии осталось несколько месяцев, на стареньком “газоне” и то 1200 тонн оттранспортировал. Казалось бы, зачем уж человеку так утруждаться, всю жизнь “пахал”. Но не может он работать спустя рукава. Да и привык выращенный урожай ценить.
— Григорий Филиппович, но ведь агрогородок — не закрытый мирок. Теперь чаще сюда наведываются самодеятельные артисты из райцентра, случается, заглядывают и республиканские творческие знаменитости. Есть ли иные культурные краски в деревенской палитре?
— Я родом с Гомельщины, из Ветковского района. Там тоже руководил сельхозпредприятием. И была там такая заведенка: для лучших тружеников организовывать в выходные дни поездки в столичные театры, по историческим местам, на концерты популярных исполнителей. Эту же практику попробовал осуществить и здесь. Туго шло сначала, пока те, кто побывал в поездках, не стали рассказывать землякам, что увидели и услышали интересного. На заключительный концерт “Славянского базара” в Витебск уже ехали с большей охотой. А теперь и сами предлагают маршруты выходного дня. Еще такие поездки привлекают тем, что участвовать в них предлагают не всем, а только лучшим. Они — как средство поощрения. А значит, предмет гордости.
А отдохнуть после работы, особенно молодежи, у нас есть где. Постоянно работает бильярдная, тренажерный зал. Много мероприятий в деревенском клубе. Было бы желание. И хорошо, что оно появляется у сельских тружеников все чаще. Культурой пропитаться надо...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter