Владимир Пугач о новом альбоме "Воздух" группы J:Морс, и не только

Музыканты уже не герои дня

Не представляю, каково это сейчас — быть белорусским артистом. В минской афише такое изобилие заезжих гастролеров, в основном из России. Переварить их смогут только крепкие профсоюзы солидных организаций. Да и те, как мы знаем, наловчились выписывать по праздникам любых кумиров, от Земфиры до Стаса Михайлова, в обход любых афиш. Кого теперь на концерты наших «зорак» заманишь — непонятно.

В такой ситуации большинство местных команд, скорее всего, разругаются и разбегутся. Уцелеют матерые артисты–трудяги, которые гнут свою линию — удивляют, пишут новые альбомы, дают концерты. И что очень существенно, аншлаговые. Одной из таких команд, удержавшихся на плаву, можно считать J:Морс. Особенно теперь, когда музыканты вдарили по беспросветному нашему шоубизу отличным новым альбомом «Воздух». Фронтмен коллектива Владимир Пугач признает, что слишком долго раскачивался — пять лет не радовал публику новыми песнями. Но, к счастью, опомнился, включил внутреннего музыканта и записал пластинку. О чем и пришел нам сообщить.


— Честно говоря, Владимир, я была уверена, что альбомы — вещь устарелая. До тех пор, пока ваш «Воздух» не услышала. И тут меня осенило: так вот же, музыканты должны своим прямым делом заниматься — пластинки записывать. А блогерство, участие в «Евровидении», например, от Молдовы и прочая пена с виртуальным мордобоем — это все лишнее.

— Ну, во–первых, я с тобой согласен. У людей, которые живут в современном мощном информационном потоке, когда за три секунды нужно понять, будешь ли ты слушать этот трек или просто пролистнешь его, совсем нет желания вникать в целые альбомы, читать толстые книги. В любом жанре крупные формы уже не воспринимаются. Но вот недавно я прослушал новый альбом Адель «25» — и понимаю, почему музыканты во всем мире упорно продолжают сандалить пластинки. Каждый из синглов может быть оригинальным, своеобразным, хитовым, но вместе, собранные на одном диске, песни создают гармоничное впечатление.

— И к Адель отношение сегодня разное. Например, есть люди, которые всерьез рассуждают на тему «Почему Адель всех достала».

— Кто рассуждает? Хипстерки? Вместо того чтобы сказать: «Я не понимаю» или «Мне не нравится такая музыка» — начинают писать: «Всех достало». Кого всех? Его и его маленькую скамеечку? Я очень плохо отношусь к людям, которые из–за своей недалекости пытаются создать некий социальный тренд. У Адель прекрасный альбом.

Группа J:Mорс: Валерий Дасюкевич, Юрий Геращенко, Сергей Щурко, Владимир Пугач, Владимир Позняк, Павел Мамонов (слева направо).

— Но и ты не музыкальный критик. Кстати, веришь ли ты в эффективность этого жанра сегодня? Тебе для промо нового альбома нужны положительные рецензии в прессе?

— Когда не было интернета, музыкальные рецензии в СМИ были частью бизнеса. А поскольку сейчас мне проще прослушать альбом в iTunes — зачем мне критики?

— Есть люди ведомые, для которых важно услышать чье–то авторитетное мнение.

— Те, кто ведется, пусть и дальше обращают внимание на облака, тэги и телеги. Я предпочитаю — и всех призываю — жить своим умом, абстрагироваться от трендов. Допустим, мне нравится «Корабельная роща» Шишкина, несмотря на то что это совсем не модно. Музыкальные критики, увы, уже не герои дня, впрочем, как и музыканты. Герои дня — Стив Джобс и ему подобные.

— Что, на твой взгляд, не получилось в «Воздухе»?

— Есть несколько композиций... Они не вошли в альбом.

— А что тебе помешало их довести до ума?

— Отсутствие творческого потенциала, таланта. Не получилось. Вот знаешь, что с возрастом абсолютно точно случается со многими артистами — внутренний фильтр крепчает. Они меньше пропускают наружу то, в чем они не уверены. Толстой называл это «энергией заблуждения» и считал, что творить получается гораздо лучше у тех, кто не задумывается об этих штуках. У меня с этим проблема.

— Поэтому альбомы ты выпускаешь в последнее время все реже, раз в пять лет?

— Да нет, «Воздух» мы писали года полтора–два, остальное время я еще дурака валял, не записывал ничего. Даже в интернете проанонсировал как–то, мол, J:Морс приостанавливает студийную деятельность и занимается только концертами. После чего фантазеры тут же придумали, что наша группа распалась. Более того, в Гугле появилась информация: группа J:Морс, годы деятельности — 1990 — 2013.

— Вот тут вы по–настоящему перепугались и включились в работу?

— Да. И быстренько все исправили.

— На свои деньги записали пластинку?

— Свои, чьи же еще?

— Народные. Есть же разные модные платформы по сбору средств, так называемый краудфандинг.

— Поскольку мы сильно подорвали к себе доверие тем, что ничего нового не делали, мне было стыдно обращаться к фанам. Точнее, у меня хватило совести с этим не лезть. И потом — ответственность. Наберешь денег у людей, а вдруг у тебя ничего не получится? Стараюсь избегать таких ситуаций.

— Со мной все понятно, я последнюю неделю «Воздух» слушаю в машине. Приятные дорожные песенки, всем рекомендую. А ты что слушаешь, кроме J:Морс?

— Не устаю повторять, что есть отличная белорусская команда Nizkiz. Их последний альбом жил у меня в автомагнитоле неделю. Англо–южноафриканская альтернативная группа Kongos радовала, француз Talisko.

— В соцсетях группа J:Морс в преддверии вашего концерта в Prime Hall затеяла голосование, где вы просите поклонников определиться с любимой композицией пластинки «Воздух». Мне любопытно, какая твоя любимая?

— «Не мой дождь».

— У меня «Солярис». Вот и проголосовали. Где тут паровоз, а где тележка? Тем не менее, как считаешь, стоит ли приходить к вам на концертную презентацию 13 февраля?

— Приходите. Над программой «Воздух» мы очень много работали, старались. Те, кому и раньше нравился J:Морс, — я думаю, мы вас не разочаруем. А те, кому мы не нравились, — заходите и убедитесь в том, что вы были правы. Мы будем рады всем.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 244 (24874). Четверг, 17 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter