Музыкальный такт
27.02.2010
Через годы к цели
В просторном холле гостеприимного дома все сделано из дерева. Мебель, резные перила лестницы, ведущей на второй этаж. А на стене среди обычных магазинных часов деревянные, собранные мастером. Вот, например, гнездо с длинным до самого пола маятником. По отшлифованному циферблату, покрытому лаком, бегут резные стрелки. У другого механизма все как бы вывернуто наизнанку: шестеренки не спрятаны, а перебирают мерный ход времени у всех на виду.
«Не зря ведь делают прозрачные наручные часы, каждое движение можно рассмотреть, все, словно живое», — подумала я, а мастер тем временем взял в руки инструмент, подкрутил что–то в механизме, и маятник начал мерно отстукивать секунды. Да уж, ко времени в этом доме особое отношение.
— Мне было лет двенадцать, когда папа принес диафильм о Кулибине. И на одном слайде я увидел часики, которые запомнились навсегда. Понадобилось четверть века, чтобы осуществить мечту. Но сделать нечто похожее все–таки удалось.
Заковать время в дерево
За 16 лет мастер создал... всего около 20 часов. Но каких! Просил знакомых привозить из–за границы ценные породы дерева. Что–то искал сам. Наверное, поэтому у каждого механизма свой дух и характер. Сейчас эти произведения искусства, созданные руками Мартынюка, тикают в домах России, Германии, Швейцарии.
— А сбоев не бывает? Точно идут? — поинтересовалась я.
— Принцип работы деревянных приборов ничем не отличается от работы стандартного металлического механизма, — убеждает меня Андрей Михайлович. — Да и в конструкции за последние триста лет ничего нового не изобрели. Поэтому создавать их можно, прибегая к схемам, проверенным временем. Правда, на дерево очень влияет влажность, приходится тщательно пропитывать каждую деталь специальным составом. Тогда за правильный ход времени можно ручаться.
Ручная музыка
В его маленькой мастерской пахнет печным пеплом, а из компьютерных колонок звучат рок–баллады. Мир этого человека тесный и уютный, время здесь останавливается, а может, послушно замедляет бег, следуя указаниям часовщика.
Он берет кусок дерева и начинает строгать, только стружки во все стороны летят. Жена Андрея Михайловича шутит, что на каждом квадратном миллиметре в их доме есть следы работы мужа. Древесная пыль проникла в каждую щелочку, и ничем ее не выметешь. Только вот для кого все эти механизмы? Неужели рукотворные работы остаются у создателя?
— Их покупают, но за символическую цену: то время, которое я трачу, несопоставимо с деньгами, которые платят. Зато приятно, что труд ценят. Как–то телевизионщики снимали сюжет, и журналист поинтересовался, можно ли купить такие часы. Я пообещал, что сделаю скидку. И, знаете, на следующий день он приехал. Греет душу, что мои часы будут тикать у кого–то. Я ведь делаю их для людей.
Кстати, из дерева Андрей Михайлович изготавливает не только часы. У него особое отношение к музыке. И семья у него творческая: жена обучает игре на скрипке в детской музыкальной школе, старший сын поступил в училище имени Глинки на эстрадное отделение. Когда он несколько лет назад попросил у отца электрогитару, тот, не задумываясь, смастерил ее. Разумеется, тоже из дерева, за исключением струн, звукоснимателя и некоторых других элементов. Потом взялся за изготовление электроскрипки, порядком намучился, прежде чем получилось нужное звучание.
— Звук был очень мягким, бархатным за счет того, что я долго экспериментировал с породами дерева. В итоге подобрал подходящий материал и полилась нужная мелодия.
Идея с музыкальными инструментами Андрея Михайловича заинтересовала, и за год он смастерил еще четыре скрипки, гитару ритм–соло, бас–гитару, электровиолончель. С таким набором почему бы не создать ансамбль? И в Дзержинске спустя некоторое время появился новый коллектив: играют джаз, классический рок–н–ролл.
Прощаясь с Андреем Михайловичем, я все никак не могла понять, зачем тратить время на то, что не приносит дохода? Ведь за 16 лет он продал не так много часов. Средняя стоимость каждых около пятисот долларов.
— Не спорю, это не заработок, — признает Андрей Михайлович. — Семью–то все равно кормить нужно, и я работаю. Но жена и дети поддерживают. Кстати, сейчас планирую взяться за серьезную работу: это астрариум, или оррери — часы с изображением Солнечной системы. Там будут Солнце, Земля, Луна, зодиакальные созвездия, календарь на год с фазами Луны. В чертежах этот механизм существует у меня уже давно, однако предстоит слишком кропотливая работа и найти время пока не получается.