“Музыкальную карьеру мне помог сделать Виктор Вуячич”

Народный артист России Юрий Антонов, который давно не встречался с минской публикой, 4 марта выступит во Дворце Республики Антонов — классик эстрадного жанра. Его рекорд в 50 миллионов пластинок до сих пор не превзойден. На песнях этого талантливого композитора и певца выросло целое поколение. Да и сейчас песни Антонова, написанные 20—30 лет назад, с удовольствием слушает молодежь.

— Юрий, в Беларуси вас считают своим...
— И на это есть причины. Отец у меня был военным, мама — домашней хозяйкой. Одним из мест службы отца был белорусский город Молодечно, где прошли мое детство и юность. Развлечений в городе не было никаких, поэтому очень часто родители на выходные уезжали на природу, где устраивали пикники. Мы с ребятами играли в футбол, лапту, но главным испытанием нашей храбрости были налеты на чужие сады. Рубашка закручивалась веревкой и набивалась яблоками; с такими огромными “мешками” мы и прыгали через забор, убегая от хозяев. Яблоки были зеленые, невкусные, поэтому мы их выбрасывали, а назавтра повторяли свои вылазки...
— Вы помните свои первые заработанные деньги?
— Они появились, когда, учась в Молодечненском музыкальном училище, я организовал квартет. Сам играл на аккордеоне, контрабаса у нас не было, его заменяла балалайка-бас. Еще были барабан почти пионерский и гитара без усилителя. И вот таким составом мы играли на танцах. Эффект был очень сильный. Девочки от нас просто млели. Затем я создал диксиленд, который тогда был очень модным. Свои заработанные деньги я тратил не на девушек, как мои друзья, а покупал ноты. В Молодечно ноты джазовых произведений было невозможно купить, поэтому за ними я ездил в выходные в Вильнюс. Там продавались ноты, которые привозили из Польши.
У меня в ту пору была первая и очень сильная любовь к девочке из политехнического техникума. Когда вахтеры меня не пускали к ней в общежитие, я лазил по водосточной трубе. Но я был несмышленый, молодой, и девушка увлеклась парнем постарше, известным в Молодечно велосипедистом...
— Кто из профессионалов впервые определил в вас певческий и композиторский талант?
— Из Молодечно отца перевели в Минск, где меня и заметил, помог мне сделать музыкальную карьеру Виктор Вуячич. Он пригласил меня в свой ансамбль. В феврале 1964 года я съездил впервые на гастроли, а вскоре меня забрали в армию. Я пристроился неплохо, поближе к кухне. Единственное, что мне не нравилось в армии —  я постоянно недосыпал. Но когда прослужил уже некоторое время, умудрялся забиться в нишу за шинелями и отсыпаться. А старшина в это время бегал и спрашивал: “Где Антонов?”
После армии вернулся в Минск. Виктор Вуячич сделал меня музыкальным руководителем его коллектива. В 1969 году на гастролях в Киеве, заметив, как я работаю, меня пригласили поработать в ВИА “Поющие гитары”, которые тогда имели огромную популярность. В этом же году вышел мой первый шлягер “Нет тебя прекрасней”.
— Насколько автобиографичны ваши песни?
— “Зеркало”, “Двадцать лет спустя” имеют некоторые параллели с моей жизнью. В ней, кстати, женщины всегда играли большую роль. Причем приносили и радость, и печаль. Хотя трудно сказать, чего больше. У меня очень тяжелый характер, и много расставаний случалось по моей вине. Но случалось, натыкался на такое острие, такие получал раны, что даже работать не мог. Я был трижды женат. Все мои бывшие супруги хорошо устроены, живут за границей. Со своими детьми я иногда встречаюсь.
— У вас была огромная популярность, но почему вас долгое время не выпускали из страны? И только в 1990 году присвоили звание “народный артист России”...
— Я действительно был одним из самых популярных исполнителей. За мной закреплен рекорд: в Ленинграде дал 28 концертов по 14 тысяч зрителей на каждом. Я зарабатывал по 15 тысяч рублей в месяц, но первым делом деньги вкладывал в хорошую аппаратуру. Потому что понимал: без нее не может быть хорошего звука. Наладил отношения с югославами и через них купил хорошую гитару с усилителем — “Фендер”. Тогда это было, как сейчас 600-й “Мерседес”. Из-за своих связей попал в немилость к властям. Был под колпаком КГБ, меня считали неблагонадежным гражданином. Как-то я был вызван “на ковер” в Министерство культуры СССР за то, что на своих концертах пою свои песни. От меня потребовали, чтобы я включил в репертуар не меньше 50 процентов песен членов Союза композиторов СССР. Пришлось объясняться. Но больше одной-двух чужих песен у меня все равно не было.
— А какую музыку вы любите слушать? Как часто покидаете свой загородный дом в Подмосковье?
— Люблю джаз 60—70-х, “балдею” от голосов оперных исполнителей — Доминго и Паваротти. Обожаю Стинга и Коллинза. Много хорошей музыки выуживаю из Интернета.
Мне нравится жить в Переделкино — дом окутан запахом хвои. Мне здесь спокойно и просторно. Рядом Солнцево, дорога хорошая. Здесь же находится моя студия. Когда студия была на Маросейке (недалеко от белорусского посольства), я уставал и матерился за рулем, когда попадал в пробки. В Москве есть много мест, где я люблю бывать — Ленинские горы, Воронцовские пруды, переулки Китай-города...
— Правда ли, что вы до сих пор собираете беспризорных кошек?
— Я очень люблю животных. У меня на сегодня 15 собак и 20 кошек. Любимую кошку Нюську нашел на дороге, когда ехал из Москвы. Осень, холодный вечер, дождь. Смотрю, сидит. Не выдержал, вышел из машины, а она упала на асфальт обессиленная. Отвез к ветеринару, он посмотрел и сказал, что кошка умирает. Но я решил во что бы то ни стало спасти ее. Десять дней по 9 уколов делал, жидкой кашей кормил и выходил.
— В работе, говорят, вы ужасно строгий...
— Виктор Зинчук обижался, что я был очень строгим с ним, но теперь он благодарен мне за школу, как и Аркадий Укупник, Виктор Матецкий. Я нетерпелив и даже деспотичен в отношении непрофессионализма. Однажды на гастролях в Ленинграде двое моих музыкантов пьянствовали всю ночь и явились на концерт подшофе. Отменить выступление было нельзя, но после концерта я с ними расстался.
— Какую кухню вы предпочитаете?
— Это зависит от настроения. Люблю кавказскую кухню, в частности азербайджанскую. А вообще, я человек всеядный. Люблю хорошую картошечку с селедочкой и огурцом. Когда у меня гости, то приглашаю повара, и он готовит восточные блюда, итальянские. Хорошо приготовленная пища — это произведение искусства, как хорошая песня. Однажды на фестивальном банкете мне очень понравились киевские котлеты с косточкой, которые были специально доставлены самолетом из Киева. Я съел их 12 штук, чем заставил поволноваться за последствия свою соседку по столу Надежду Бабкину.
— Как вы относитесь к современной музыке?
— Имею огромную коллекцию компакт-дисков современной музыки. Но, к сожалению, среди них мало по-настоящему хорошей. Много плагиата. Берут обычно тройку западных хитов и благодаря технической обработке делают из них один. Да еще и гордо утверждают: мол, моя песня. Причем воруют безнаказанно, зная, что иностранные музыканты не станут ввязываться в судебные разборки с никому не известными певцами постсоветского пространства.
А вот прямо противоположный пример. Я несколько раз выступал с Национальным концертным оркестром Беларуси под руководством маэстро Финберга. Очень профессиональный коллектив! Он мне очень симпатичен. Я поражаюсь организаторским способностям его руководителя: мало того, что он собрал такое большое сообщество творческих личностей, так он еще и виртуозно управляет ими.
— Ваши увлечения кроме музыки?
— Работа по благоустройству дома, красивые женщины, но только после музыки. Она всегда на первом месте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter