Музыка моды

Правила жизни Саши Варламова
Правила жизни Саши Варламова

Первые показы моды, происходившие в начале XX века, были необходимы крупным домам моды для того, чтобы во всем блеске представлять покупателям и клиентам свою продукцию. Сюда привлекались холеные манекенщицы с правильной фигурой. Обставлялось все с пафосом, и, как правило, эти показы проходили в полной тишине без музыкального сопровождения. В зрительном зале сидели клиенты Дома моды, пили кофе, рассматривали периодически выходящих моделей. Платья можно было сразу купить либо заказать на свою фигуру с условием, что похожего выпускаться больше не будет, а если и будет, то на другом конце земного шара.

Затем за какое–то короткое время в 30–е годы XX века показы моды стали проходить под музыку. В становлении моды музыка, на мой взгляд, сыграла серьезнейшую роль. Она придала всему действию романтический характер. Именно тогда мода позволила себе воспарить и стать оторванной от земли, превратиться в высокое искусство. Использование музыки стало серьезным прорывом и в области продаж, рекламы моды: она внесла в действо элемент шоу, сделала моду более привлекательной в глазах потенциальных клиентов.

Музыка — это самое абстрактное из искусств в отличие от моды, которая довольно конкретна. И эти разные стихии в сочетании дают своеобразный резонанс. У каждого человека при прослушивании той или иной музыкальной темы возникают свои образы, причем иногда не зависимые от замысла композитора, не диктуемые им. Редко кто, слушая авторскую музыку, может на сто процентов точно сказать, что чувствовал автор, какие были предпосылки к написанию этой темы, что вызвало к жизни эти ноты, что заставило их звучать. Мода не дает такого полета для отвлеченных ассоциаций. Каждая конкретная коллекция ставит перед клиентом свои рамки образности.

Процесс, в котором музыка связывается вместе с модой, — очень сложен. Прошли годы, пока я начал чувствовать их тандем. Сегодня проще всего для показа поставить нейтральную фоновую клубную музыку. Она не мешает воспринимать моду, просто эффектно заполняет тишину. Но и не обладает необходимой для моды выразительностью и эмоциональной энергетикой. Скорее всего, если она будет звучать в зале, зритель может отвлечься во время показа, прислушиваясь, как кто–то разворачивает плитку шоколада. Музыка для коллекции должна обладать уникальным характером. Он может быть взрывным, сдержанным, спокойным, но обязательно — характером.

Если мы показываем моду, модную одежду как произведение искусства, как нечто уникальное, нечто из ряда вон выходящее, как то, что должно настраивать человека на радость, на позитив, то и музыкальный фон должен быть позитивен. У каждого человека он свой. Позитив романтика, рокера или байкера отличается друг от друга. Важно найти ту тему, которая создавала бы у зрителя, у того, кто будет в последующем это носить, именно то ощущение, которого добивался автор коллекции. Важно, чтобы каждый зритель с последнего ряда понял, о чем говорится в этом спектакле, а показ моды — это всегда спектакль. Музыка должна быть точной, чтобы не возникло никакого диссонанса. Иногда, правда, диссонанс используется совершенно сознательно. Коллекция романтична, а фоном для нее служит жесткое техно как образ конвейера, в котором мы существуем, — офис, общественный транспорт, дом... В этом случае цель будет достигнута. Но чтобы чувствовать этот диссонанс, дизайнер должен обладать качествами режиссера.

Иногда молодые дизайнеры злоупотребляют этим приемом, а свою несостоятельность прикрывают красивыми словами: «Я автор, я так вижу». Каждый дизайнер должен спросить себя, о чем его коллекция. И почему он берет для нее музыку, которая за последние три года уже заезжена до дыр, у всех на слуху и звучит даже в банях? Не лучше ли поискать новый ход?

Музыка сегодня владеет умами людей так же, как и мода. Этот тандем на редкость плодотворен и волнующ. Но главная опасность в игре с этими стихиями — можно повториться и стать вторичным. Впрочем, как и во всем, что связано с творчеством.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter