Музыка их связала

Кризис изрядно потрепал бизнес музыкальных магазинов и салонов

Продавцы музыкальных инструментов справились с последствиями экономического кризиса

Специализированные музыкальные магазины в Минске встречаются чуть ли не на каждом углу. Хотя, казалось бы, пианино, скрипка, гитара и саксофон – это не брюки и майки, без которых в повседневной жизни не обойтись… Но, по-видимому, интерес для населения они все-таки представляют. Говорит ли это о том, что в Беларуси подрастают свои Ричарды Клайдерманы и Ванессы Мэй? И с какими трудностями сталкивается бизнес музыкальных инструментов?

Откуда тянутся струны?

Во времена Советского Союза в Борисове была фабрика по производству музыкальных инструментов. Отечественные гитары, пианино да цимбалы по звучанию хоть и были совсем несхожи с мировыми брендами, но потребительский спрос все же закрывали. С тех пор много воды утекло, музыкальная база школ постепенно изнашивается, а дворовые мальчишки уже не хотят играть на простой гитаре-шестиструнке, прозванной за глухой расстроенный звук «швайкой», – им получше инструменты подавай. Здесь-то и выручают специализированные магазины. Говорят, что потребность населения Беларуси в музыкальных инструментах за последнее десятилетие выросла в разы.

«Спрос был всегда, – говорят в магазине-салоне с 35-летним стажем «Музыка». – Только ассортимент стал шире: вместо трех скрипок сегодня можем предложить покупателю на выбор десять. И каждая будет отличаться от предыдущей не только по цене, но и по звучанию».

«Белорусы – музыкальная нация, – объясняют в другом магазине. – Так повелось, что отдать своего ребенка в музыкальную школу желают многие родители, естественно, покупают ему необходимый инструмент. А чтобы воспитать пусть не высококлассного профессионала, так хотя бы грамотного любителя, на инструментах стараются не экономить — та же скрипка или виолончель должна быть хорошей. Бывают люди с абсолютным слухом. И когда они играют на плохом инструменте, то эта способность теряется».

Магазины давно уже не просто витрины, увешанные разными смычковыми да струнными. Теперь в большинстве из них чего только не увидишь: привычные пианино и барабаны соседствуют со звуковым и светооборудованием… Но самым популярным инструментом по-прежнему остается акустическая гитара. «Только в нашем магазине 140 видов – для начинающих и профессионалов, – говорит Марина Санкович, директор магазина «Музыка». – Для своих покупателей мы проводим мастер-классы, приглашаем на них и специалистов из домов культуры, клубов, учебных заведений. Устраиваем и пресс-конференции с участием как известных, так и начинающих исполнителей и групп». Чтобы узнать о новых поступлениях и цене, не обязательно ехать из одного конца города в другой: большинство салонов давно обзавелись официальными интернет-сайтами.

Кризисный аккорд

Казалось бы, народ заинтересован в покупках, то и дело в метро появляются объявления об открытии нового специализированного магазина, но… Экономический кризис, изрядно испортивший жизнь многим отраслям потребительского рынка, и в сегменте музыкальной продукции, оставил после себя неприятное послезвучие.

«Магазины закрываются или уменьшают число салонов по городу, – тяжело вздыхает Виталий, менеджер салона «MuzIN». – Нам из четырех два пришлось закрыть, чтобы удержаться на плаву. Если лет пять назад родители могли купить ребенку гитару за $ 200, то сейчас и $ 100 – дороговато».

«Среднестатистический покупатель хочет за небольшую сумму приобрести качественный инструмент, в то время как раньше готов был доплачивать, — говорят в «Музыке». — Стараемся подбирать подходящие модели. К примеру, аналог пианино – цифровое фортепиано с набором разных звучаний стоит от Br 2 млн.

Магазины, работающие на рынке не первый год, являются и первыми импортерами инструментов из других стран. Гитары привозят в основном из Германии, Испании, Китая, скрипки – из той же Поднебесной и Германии. Можно, конечно, заказать и итальянскую брендовую скрипку, но, как говорят специалисты, делать ее могут полгода, а стоимость влетит в копеечку.

«Сотню роялей сразу не продашь, – говорит Марина Санкович. – Невозможно предугадать, когда кому какой инструмент понадобится. Поэтому некоторые довольно долго «украшают» наш магазин».

Виталий делает ставку не на брендовую коллекцию, а на разнообразие узнаваемых марок. У него все просчитано: 135 гитар в салоне, около 300 на складе – на полгода хватит. Бонус – допродажная настройка инструмента. «Сегодня одну гитару купили – хорошо, потому что еще неделю могут только приходить и смотреть, а потом резко 10 в один день продам, – говорит мужчина. – Щепетильный бизнес, в котором нужно уметь держать руку на струне».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter