Елена Телькова: если не будет народной песни и народного костюма, мы превратимся в биомассу

Музыка и слова народные

Если не будет народной песни и народного костюма, мы превратимся в биомассу

Фото Артура ПРУПАСА
Легкая и грациозная, как балерина. С прямой спиной, стремительными движениями и молодыми сияющими глазами. В 1966 году их было четверо — тех девушек, с которых начинался прославленный вокальный квартет «Купалинка».

Сейчас она одна хранительница тех традиций. Уже тридцать лет стоит она у руля коллектива. Обучает и воспитывает молодежь. Подбирает репертуар. Осуществляет постановки. Выстраивает драматургию концертов. Даже танцы ставит сама, хотя окончила всего лишь музучилище по классу хорового дирижирования.

В этом году у вечно юной «Купалинки» юбилей. Полвека славы и успехов. Полвека очень яркой творческой жизни. И мы, пристроившись в холле филармонии у новогодней елки, беседуем с художественным руководителем коллектива народной артисткой Еленой Тельковой о жизни, об искусстве, о «Купалинке».

Само слово «Купалинка» она каждый раз произносит с особой интонацией — проникновенно, бережно и нежно, как будто это драгоценность, равной которой нет в мире. А вы говорите — любовь проходит! Нет, за 50 лет она только набирает силу и аромат, как дорогое вино из царских подвалов.

Да, были и трудности. Она говорит о них вскользь, и каждый раз переспрашивает: «Наверное, не стоит об этом писать?»

Нет, дорогая Елена Сергеевна, не стоит! Ведь это ваш день, и все трудности на свете вы своей хрупкостью преодолели, сейчас с блаженством вспоминаете и с отвагой смотрите в будущее.

— Скажите, как все это начиналось?

— Когда я оканчивала Минское музыкальное училище (а я училась там по классу хорового дирижирования), моя сокурсница предложила прослушаться в женский вокальный квартет, который создавал прославленный белорусский фольклорист народный артист СССР Геннадий Иванович Цитович. Он был в то время руководителем Академического народного хора БССР, и квартет создавался при хоре. Цитович придумал для него замечательное название — «Купалинка», в честь народной песни, которая стала визитной карточкой нашего коллектива.

(В скобках замечу, что песню «Купалинка» многие считают народной, в действительности же ее написал в 1921 году композитор Владимир Васильевич Теравский к спектаклю по пьесе М.Чарота «На Купалье».)

— Вы же, наверное, прослушивались в разные коллективы?

— Да, я пробовалась везде, но выбрала именно «Купалинку».

— Не жалеете?

— Квартет «Купалинка» был создан в 1966 году. Огромную роль в этом сыграл хормейстер заслуженный деятель искусств БССР Константин Поплавский, который делал для нас аранжировки и очень быстро вывел нас на высочайший исполнительский уровень. Уже через год мы были лауреатами республиканского и всесоюзного конкурсов и представляли белорусское народно–песенное искусство на всемирной выставке в Монреале «Экспо–67» и в Кремлевском дворце съездов в Москве. Представьте только — мы были молоденькими девушками и работали на знаковых мероприятиях рядом с такими мастерами белорусской сцены, как Зиновий Бабий, Иосиф Жинович, Тамара Нижникова, Аркадий Савченко, Виктор Вуячич. Для меня это была сказка — сказка про Золушку!

А в 1968 году нас пригласили в Москву, где проходили отборочные туры на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Софии. Нас слушал Юрий Васильевич Силантьев — в то время главный дирижер эстрадно–симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. И все ведущие мастера нам подсказывали, учили...

В Софии мы оказались совсем одни — без хормейстера, без художественного руководителя. Других участников за кулисами подбадривали, опекали, а мы были предоставлены самим себе. Но достойно отработали три тура — а каждый тур это четыре песни а capella, — и после третьего у нас был такой эмоциональный срыв, что мы пришли в гостиницу, легли на кровати и лежали молча, как трупы. И вдруг стук в дверь, в номер влетает вся советская делегация —поздравления, цветы, шампанское... Оказалось, мы выиграли первую премию и золотую медаль!


Фото: БЕЛТА

— И после этого к вам пришла невероятная слава?

— Да. Нас приглашали повсюду. Все государственные мероприятия в Минске и Москве. Дни культуры в Индии, Финляндии, Швейцарии, в республиках Советского Союза. Гастроли в Польше, в Венгрии.

Нас очень любил главный режиссер Кремлевского дворца съездов Иосиф Туманов. Он ставил все крупнейшие мероприятия — правительственные гала–концерты, церемонии открытия и закрытия Олимпиады (в которых мы тоже участвовали), всемирных фестивалей молодежи и студентов. Особенно приятно было, что он всегда приглашал нас на церемонию открытия театрального сезона в Центральном доме актера. Боже мой, в этих концертах участвовали сливки советского искусства — все, кого можно было видеть только по телевизору! Я сидела рядом в гримерке с Тамарой Синявской и Еленой Образцовой...

Особенно запомнилось, как «Купалинка» в 1972 году в Париже, в концертном зале ЮНЕСКО, на протяжении двух месяцев представляла национальное искусство Беларуси в гала–концерте, приуроченном к 50–летию СССР. Это был грандиозный успех! Шли годы. Мы гастролировали по миру, делали записи на радио, записывали пластинки.

— Где сейчас эти записи?

— Хранятся на бобинах. Многие уже пришли в негодность. А можно было бы их собрать, оцифровать и выпустить в виде компакт–дисков.

— Какая жалость, что это до сих пор не сделано! Как вы ощущаете себя в новом времени?

— В 1986 году мы стали самостоятельным коллективом. Возникла потребность в новых формах. Нельзя же построить целый концерт на пении a capella! Пришлось добавлять музыкальные инструменты, драматургию, танец, движение.


Фото: philharmonic.by

— Но вы же все делаете сами? Сколько у вас человек?

— Сейчас десять, и все на вес золота.

— Вы по–прежнему очень востребованы?

— Да! С нами работают зарубежные продюсеры, мы много гастролируем. Остаемся визитной карточкой всех государственных мероприятий и в стране, и за рубежом. Нами восхищаются, нас носят на руках. И как может быть иначе? Ведь фольклор — это душа народа, если не будет «Купалинки», не будет Академического народного хора, народной песни, народного костюма, мы забудем, кто мы такие, и превратимся в биомассу.

— Сейчас в репертуаре коллектива появилась и церковная музыка...

— Я поняла, что это необходимо. Посмотрите, что сейчас в мире творится! Войны, насилие, кровь... Мы выходим на лобное место, на сцену, и нужно что–то важное сказать людям. Возвысить искусством душу человека. Именно в этом и есть наша сокровенная цель.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 243 (25125). Суббота, 17 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter