Музыка гордых

В этом году один из самых популярных фестивалей Минска будет посвящен памяти жертв урагана «Катрина»
В этом году один из самых популярных фестивалей Минска будет посвящен памяти жертв урагана «Катрина»

16 ноября наша столица снова станет на один вечер столицей блюза. В концертном зале «Минск» пройдет музыкальный фестиваль «Блюз живет в Минске». Многочасовой музыкальный марафон с участием Владимира Угольника, Аркадия Эскина, Леонида Веренича, Игоря Сацевича, Александра Сапеги, групп «Яблочный чай», Madera Hard Blues, Blues Street Friends, White Night Blues и других участников обещает утолить жажду по этому жанру, никак не вписывающемуся в современный шоу–бизнес. Специальным гостем фестиваля станет культовый блюзмен Николай Арутюнов («Лига Блюза»). О предстоящем фестивале мы поговорили с его неизменным идейным вдохновителем, президентом минского блюз–рокового клуба «Стар–клуб» Геннадием Стариковым.

— Геннадий Николаевич, как вам удается втянуть в обойму фестиваля новых людей?

— Новые люди появляются все время, но у нас не стоит задача наплодить сирот (смеется). У нас другая задача. Ведь блюз, как и классическая музыка, очень консервативен. Добиться подлинного уважения здесь можно только в том случае, если положить на это дело всю жизнь и принести на алтарь искусства большие жертвы.

— Фестиваль нашел финансовую поддержку?

— Нет. Мы работаем без финансовой страховки и какого–либо спонсорства. Найти желающих спонсировать наше блюзовое мероприятие весьма трудно. У нас еще нет моды поддерживать живую музыку. Поэтому ситуация, на мой взгляд, во многом катастрофична. Если не начать действовать, нас просто раздавит каток так называемого шоу–бизнеса. Мы должны перейти от пассивного ожидания собственной смерти в контратаку и отогнать этот вал, скажем так, на его половину поля.

Кстати, в советское время я сам поучаствовал в создании советской попсы. Работал в ансамбле, который был ее олицетворением, — «Верасах». Но мы всегда старались придать этому жанру высоту и уровень. А сейчас многие исполнители решили, что можно обманывать зрителя и просто открывать за деньги рот под фонограмму. Во времена Советского Союза попса знала свое место. Не было массового музыкального ширпотреба. Если кто–то писал какую–то песню, то писал ее от души, а не из расчета на какую–то целевую группу. Когда сегодня кто–то говорит о деятелях культуры, что они — неудачники, я хочу выйти и сказать: «Да. И я — самый первый неудачник». И этим горжусь. Таких, как я, 90 процентов. У любого творческого человека есть сейчас два пути: либо сидеть и молчать, либо пытаться приблизить время, когда это безобразие закончится.

— Нынешний фестиваль будет чем–то отличаться от предыдущих?

— Мы решили посвятить его жертвам урагана «Катрина». Ведь не стоит забывать, что родина блюза и джаза — Новый Орлеан. И после того как город опустился под воду, я подумал: может быть, предчувствие этой беды и составляло суть и основу блюза? Люди чувствовали эту неизбежность, эту печаль? Потому нынешний фестиваль мы проводим под лозунгом солидарности с нашими новоорлеанскими блюзовыми товарищами, которые погибли и пострадали.

Кстати, десять лет назад мэр Нового Орлеана прислал письмо, которое мне в конце концов через третьи руки передали. В нем была инициатива культурного сотрудничества. На наш фестиваль блюза он предложил свой новоорлеанский диксиленд... Но это же 12 музыкантов — целая футбольная команда. Мы бы не смогли взять на себя такие расходы. И я честно ответил, что «мощности нашей маленькой творческой организации не позволяют принять нам такой большой коллектив». На что получил ответ не без юмора: «Понимаем ваши трудности, поэтому предлагаем к участию Уинтона Морсалеса». Это художественный руководитель нью–йоркского Линкольновского культурного центра, один из известнейших музыкантов мира. Для того чтобы его принять, надо иметь по меньшей мере гарантии правительства... Я посчитал, что мы не вправе брать на себя такую ответственность. Надеюсь, что наше сотрудничество с Новым Орлеаном все же воплотится во что–то конкретное.

— Геннадий Николаевич, а у вас много единомышленников?

— Они есть. Но также часто я слышу: «Ну что ты ерундой занимаешься! Пошли с нами, хоть денег заработаешь». А я знаю, что у меня другая миссия. Я одержим блюзом. Я из поколения людей, которые многим пожертвовали в своей жизни ради музыки, и я ценю это в других людях. Поэтому стараюсь не допускать к участию в фестивале людей, идущих в блюз не по призванию, а потому, что у них нет музыкальных данных. Вот, например, наш специальный гость Николай Арутюнов — просто неугомонный пропагандист блюза, бесконечно любящий эту музыку. Когда ему однажды позвонили и пригласили поучаствовать в акции в поддержку Бориса Ельцина, он ответил: «Позвоните более нуждающимся в деньгах». Потому что настоящие блюзовые музыканты не продаются, блюз — музыка гордая. А вот среди большей части роковых музыкантов, к сожалению, принято идти на компромиссы. Они независимые бунтари до первого гонорара. Как только они его получают, готовы работать за копейки. Как говорил Александр Шульгин, бывший муж Валерии: «Такой рок хуже попсы». Не сдаются только единицы и... наш фестиваль.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter