Музыка будущего

Виталий Артист «Не без билета» (23 трека)СD–обзор ушами Сергея Пукста

Виталий Артист «Не без билета» (23 трека)


Хотелось бы поделиться своими, едва ли претендующими на серьезность, наблюдениями. Выход «Не без билета» обозначает тенденцию, которая, как мне кажется, скоро окажет существенное влияние на современную поп–музыку. Однако об этом чуть позже, в сказочной части нашей статьи.


Выпуская диск, посвященный исключительно своей музыке к кино, Виталик Артист сделал шаг по направлению к авангардному музыканту Джону Зорну, имеющему в своем активе диск Filmworks, и группе нехорошей электронной музыки Coil, которая, впрочем, дошла до того, что выпустила альбом своих рекламных мелодий. Что же интересного ждет слушателя на этом диске?


Первая, «Скорость титров», характерна щемящей флейтой и создающей поступательное напряжение аранжировкой. Третья, «Пеликан», помимо интересного ритма, запоминается голосом самого Виталия Артиста. «Героическая» — трек самый раскрученный, поскольку он иллюстрировал противостояние героев Владимира Машкова и Евгения Миронова в российском блокбастере «Охота на пиранью». Вообще, вплоть до композиции «Кощей против Человека–пингвина» настроение музыки можно обозначить как взволнованно–героическое. Затем идут выглядывающая из–за угла «Тема хитрого гаишника», задорная «Любые деньги», атмосферные Intro и «Африканский лес». Далее, вплоть до пятнадцатой по счету «Темы злого шоумена», композиции звучат в задумчиво–романтическом ключе. Резонно выдержаны в средневековом духе «Любовь дракона» и «Тема рыцаря», которая, в свою очередь, по характеру перекликается с треком «Площадь Калиновского». Завершают альбом ритмически любопытная «Прощание с друзьями» и коротенькая Cold coda.


Все сделано сочно, четко и грамотно, с хорошим знанием ремесла. Судя по ненавязчивой музыкальной фактуре, автор правильно понимает деликатную роль композитора в современном кино.


Честно говоря, поначалу идея выпуска альбома музыки к фильмам несколько удивляет своей маркетинговой внезапностью. Однако если вспомнить предыдущую работу группы «Без билета», то можно говорить о концепции, в виде этого диска получившей логическое завершение. Но мне кажется, что мысль, которая стоит за созданием этого альбома, существенно тоньше. Для этого, правда, мне пришлось мысленно побеседовать с Артистом. После манипуляций со спиритической тарелкой и предварительным перестукиванием мне явился образ Виталия. Правда, в шапочке Деда Мороза, с окладистой бородой и с квадратным сверкающим мешком, в котором, очевидно, лежали диски. Достав раздвижную лазерную указку и время от времени поправляя пенсне, он сообщил мне следующее: «Поскольку в поп–музыке слова все равно сегодня мало кто слушает, идея текста, в принципе, исчерпала себя. Не в последнюю очередь благодаря еще советским поэтам–песенникам, которые опасно приблизили текст к недосягаемому по безликости англоязычному I want you. Кино же выражает собой квинтэссенцию жизни. А основным концентратором киножизни, непосредственно создающим напряжение в кадре, является киномузыка. Дальше очень важно следить за движением мысли, — Виталий поправил бороду и сложил указку. — Если мы будем слушать альбом с музыкой к кино, сама ткань нашей жизни преобразится и окружающая действительность стремительно превратится в кинокадр. При этом жизнь приобретет сюжет и ребрами выпирающий драматизм. Сегодня огромное количество людей смотрит фильмы и «мыльные оперы», осваивая модели поведения любимых романтических героев — коварных или страдающих красавиц и чувствительных мачо. Поэтому, строго говоря, киномузыка является инструментом, который помогает подобного рода идентификации, поскольку выражает эмоциональный мир персонажей и их клонов в реальной жизни, которыми в большей или меньшей степени являемся мы все. В этой связи можно сказать, что мы имеем дело с музыкой будущего, которая будет бессловесно и универсально выражать напряжение, страсть или нежность.


В результате киномузыка будет творить новую реальность и создавать совсем–совсем другую жизнь. Не вполне нашу, зато яркую и незабываемую. Но это, правда, будет только в новом году.


Это если кратко, конечно».


Виталик поднял приятно громыхнувший мешок и начал медленно таять в вечереющем небе. Это все, что я успел записать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter