Мужское это дело

Руководитель уникального ансамбля Виктор Елисеев — о том, какие слова из песни не выкинешь

Они с одинаковой виртуозностью исполняют хоровые оратории и рок–н–роллы, колыбельные и блюзы, французский шансон и песнопения литургии. На «площади звезд» в Москве заложена их именная плита. Но в самой столице застать Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России непросто — их гастроли расписаны на полгода вперед. А еще их с аншлагом принимают в Китае, Франции, Словакии, Корее... Не раз выезжал ансамбль и в Беларусь — его участие в «Вахте памяти» стало уже традицией. В будущем году легендарный коллектив отметит свой 40–летний юбилей. С 1985 года ансамблем руководит народный артист России, генерал–майор внутренней службы Виктор Елисеев.


Виктор Петрович, несведущий человек, впервые увидев хор МВД, сильно удивится: люди в форме, дирижирует генерал, а песня — Sex–bomb...


— А что — песня как песня, ритмичная. Нам ее посоветовал австралийский импресарио, и она очень хорошо «пошла» там на гастролях. Показали в России — и тут приняли ее «на ура».


— И вам, человеку с гнесинским образованием, не претят такие песни?


— Это я по молодости считал, что никакой музыки, кроме классической, не существует. А потом понял, что лучшие образцы любого жанра можно подать так, что у людей в душе возникнет отклик. Главное, чтобы не было пошлости, которой я не терплю.


— А что бы вы никогда не взяли в репертуар?


— Мы поем даже рэп, но тазобедренные песни типа «ты отказала мне два раза, вот такая ты зараза» — это неприемлемо. И потом дело даже не в песне, а в том, как ее петь. «На тот большак, на перекресток» (поет красивым баском) можно спеть, вкладывая душу и так, чтоб сердце защемило, а можно и вихляя бедрами.


— А силовое министерство, которое вы представляете, никак ваш репертуар не контролирует?


— Там полагаются на наш вкус. У ансамбля огромный репертуар в разных жанрах — от классики до фольклора и современной хоровой музыки. На разных концертах мы поем разное. Сейчас, в мае, это песни о войне, песни Победы. Если видим в зале молодежь — исполняем тот же блюз 16 tons, который своим бархатным басом пел Поль Робсон. У нас его поет Гриша Пинясов, народный артист России, у него тоже очень красивого тембра голос.


— В 73–м, придя в тогда еще самодеятельный ансамбль солдатом срочной службы, вы пели советские песни. Советская песня — что это за феномен?

— Это, скажу вам, целая веха русского вокального искусства. Песни тогда создавались не просто — тяп–ляп, чуть гармонии, чуть мелодии — и готово. Все шло от души, с большим чувством. Конечно, перед нами стояли какие–то ограничения, мы искали пути их обхода. В свое время, например, нам не разрешали в песне «Ехал я из Берлина» петь «чарочку хмельную полнее наливай», но мы попросили автора немного изменить текст и спели эту песню.


— Сейчас, когда кроме собственного вкуса вы ничем не ограничены, вам, наверное, интереснее работать?


— Да и тогда было интересно. Мы брали песни Семеновского, Преображенского полков, много чего из музыки церковно–светской — петровские канты, «Радуйся Русской земле», и нас с удовольствием слушали. А популярные советские песни мы больше поем сегодня: на их фоне современные вещи не слушаются, к сожалению.


— Ваш ансамбль в свое время первым из наших музыкальных коллективов выступил в воюющей Чечне.


— Мы прибыли в Чечню на девятый день после печально известного танкового сражения в Грозном. Пока ехали по городу к площади Минутка, я, помню, насчитал 19 подорванных наших танков. Мы пели на самой передовой, жили в палатках, насмотрелись всякого. Был эпизод, когда недалеко от поющего хора взорвался фугас. Мы обязательно 2–3 раза в год выезжаем в Чечню — там ведь больше всего именно войск МВД.


— А чем ваш коллектив отличается от светского хора? Наверное, строгой дисциплиной...


— У нас, конечно, процентов 80 личного состава — люди невоенные, выпускники институтов и консерваторий. Но дисциплина в ансамбле и правда армейская: человек с погонами должен держать себя в форме. И, конечно, быть пунктуальным. Однажды в Европе с нами гастролировал молодой популярный французский певец Венсан. Он один раз опоздал на автобус на 10 минут, другой раз. А весь коллектив ждет. На третий раз я взял его под локоток, подвел к автобусу и говорю: посмотри, уже все артисты на месте. Он понял. И потом стал на 10–15 минут раньше появляться.


— А из звезд отечественных в ансамбле в свое время служил Антон Макарский...


— Да, причем солдатом срочной службы. Он карьеру певческую у нас и начал. У Антона прекрасный голос, он пел и «Макарену», и военные песни, и «Смуглянку». Замечательный, светлый парень! Если ему что–то поручали — всегда досконально выполнял, не чурался и туалеты драить, и в наряды выходить...


— Благодаря таким, как Антон, вас, наверное, и зовут в гастроли по всему миру.


— И это довольно тяжелая работа! Например, во Франции в 2010 году мы были три раза, дали порядка пятидесяти концертов, выступали в парижском «Конгресс–холле», в одном из самых престижных залов Европы, и пятитысячный зал был забит полностью. В этом году мы дали во Франции за 30 дней 45 аншлаговых концертов, такую командировку только военный хор и выдержит. Я в конце гастролей сказал своим золотым ребятам, что горжусь ими. На один из концертов пришла Мирей Матье, купив на свои деньги билет, после заглянула в гримерку. Хрупкая, миниатюрная женщина, очень живая. Супруга моя, солистка хора, хорошо знает французский, мы с удовольствием пообщались.


— А как бы вы сами определили стиль своего универсального ансамбля?


— Мы просто не боимся экспериментировать. Вот у нас есть 15–20 прекрасных молодых солистов, хороший академический хор, эстрадно–симфонический оркестр. Однажды организаторы очередных гастролей попросили меня привезти квинтет балалаечников. Мы нашли молодую талантливую группу, они сделали блестящий номер. Я подумал–подумал — и взял их в штат, посадил в оркестр, и у того появилась новая удивительная краска, сочетание скрипок с народными инструментами. Этот квинтет делает собственные программы, свои отдельные программы готовит и скрипичная группа, наш замечательный брасс–квинтет. И у нас же есть еще танцоры!


— Люди приходят на концерт и не замечают, как пролетает время, потому что видят настоящее шоу — номер хоровой, танцевальный, народники вышли, оркестр, тут же рок... А потом и «Пусть бегут неуклюже...»


—  Почему нет? Мы же выступаем на детских концертах, поем там «Танец маленьких утят». И, если бы вы видели, как слушают нас дети!


Андрей Васянин
vasianin@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter