Мужицкая правда

155 лет первой белорусской газете "Мужицкая правда"

Константин Калиновский
Первое появление белорусской газеты «Мужицкая правда» зафиксировано в архивных документах датой 10 июля 1862 года, когда крестьянин деревни Березовка Брестского уезда Мисей Гелич во время жатвы обнаружил на поле некий напечатанный листок. Еще четыре подобных «листка» в тот же день попали в руки полиции из соседних Ясеновки, Подбуржей и Радовичей. Однако царские власти обратили на них внимание не сразу — возможно, посчитав очередным польским нелегальным изданием из–за использования латинского шрифта. Лишь месяцем позже, когда подобные «листки», зачастую уже основательно затертые и даже пожелтевшие, пройдя через многочисленные руки, стали обычным явлением в деревнях Западной Белоруссии, жандармы начали выяснять их происхождение. И вернулись к материалам из Березовки, коими оказался первый номер газеты «Мужицкая правда». 22 августа заместитель министра внутренних дел Российской империи Тройницкий обратился к гродненскому губернатору фон Галлеру с требованием немедленно найти источник издания и его создателей, скрывавшихся под псевдонимом «Яська–гаспадар з–пад Вiльнi». Беспокойство властей вызывало то, что анонимные авторы обратились к теме социальных противоречий между панами и мужиками, а также отличное от других революционных прокламаций звучание текстов: «О, загрымiць наша праўда i як маланка пераляцiць па свеце! Няхай пазнаюць, што мы можам не толькi кармiць сваiм хлебам, но яшчэ i вучыць сваёй мужыцкай праўдзе». К тому же адресовалась газета прежде всего крестьянской молодежи, о чем свидетельствовало употреблявшееся в текстах обращение — «Дзецюкi!» Всего за полгода «Мужицкая правда» приобрела известность — во многом благодаря использованию понятного, мужицкого, языка, живых народных выражений и даже распространенных вульгаризированных слов. Но главное, людей привлекала тематическая злободневность: обсуждались грабительский характер манифеста об отмене крепостного права, барщина, бесчеловечное отношение помещиков и чиновников к крестьянам, рекрутские наборы, религиозное давление. И это при тираже около тысячи экземпляров!

Газету находили обычно на рассвете на полях, перекрестках, прибитой к забору, оградам и воротам церквей и костелов, придорожным крестам, подброшенной в дома деревенских старост и священников. Из–за необразованности, культивируемой в крестьянской среде помещиками (поучителен пример самородка Павлюка Багрима, отправленного за написание стихов на белорусском языке в рекруты), мало кто из деревенских жителей умел читать. Поэтому «Мужицкую правду» заучивали наизусть. И далее уже в устной форме она разносилась по околицам.

Одновременно в полицию все чаще поступали доносы с типичным содержанием: «...какие–то газеты на белорусском языке, направленные против царя и правительства». В данном случае речь шла о том, как сын арендатора из Милейково, что рядом с Крево, Лещинский 24 января 1863 года читал «Мужицкую правду» крестьянам. А 27 января в местечке Желудок Лидского уезда местный ксендз Станислав Ишора зачитал прихожанам манифест о начале восстания и провозгласил «мужикам, чтобы не ходили на барщину». Согласно показаниям органиста Адама Калесинского: «...он читал мне какую–то «Хорунгев свободы». И вновь спрятал, а мне дал какие–то напечатанные листки «Яська — из–под Вильни гаспадар» и сказал, чтобы я пораскидывал на рынках или кому отдал прочитать...» За чтение нелегальных изданий и участие в повстанческом отряде ксендза Станислава Ишору расстреляли в Вильно 3 июня. За день до этого, 2 июня (21 мая по ст.ст.), в Минске был расстрелян Михаил Цюндевицкий, обвиненный в чтении 6 февраля «Мужицкой правды» в корчме при деревне Камень Борисовского уезда. А 18 июня в Соколке (территория нынешней Польши) за распространение газеты расстрелян крестьянин Матей Цюхна, заявлявший: «Прочитай и будешь все знать».

25 февраля экземпляр газеты обнаружили в Люцинском уезде в деревне Выстов, о чем сообщал люцинский благочинный Кушин: «Таких много есть у крестьян, и подстрекатели смело ездят, когда мужикам объясняют, и подобные письма наклеивают при корчмах, при часовнях, а в деревнях подкидывают». Распространяли газету также повстанцы из имения Мариенгаузен, где под руководством отставного поручика Антония Рика создали типографию российской организации «Земля и воля». Однако из–за использования латинского шрифта «Мужицкая правда» не смогла получить на восточных территориях Беларуси такого отклика, как это было на западе.


Редактировал газету выпускник Санкт–Петербургского университета, связанный с российскими и польскими демократами, Константин Калиновский (1838 — 1864), ратовавший за социальную революцию, смысл которой заключался в уничтожении царизма, передаче земли крестьянству и уравнивании его в правах с дворянством. Вместе со своими соратниками Валерием Врублевским (будущим другом К.Маркса и Ф.Энгельса, одним из создателей Интернационала, генералом Парижской коммуны), Феликсом Рожанским, писавшим песни на белорусском языке, и акцизным чиновником Станиславом Сонгиным в июне 1862 года Калиновский организовал выпуск «Мужицкой правды». По воспоминаниям однофамильца инженер–капитана Юзефа Калиновского, Константин трепетно относился к печатному слову, которому приписывал особое, вплоть до мистического, значение, а потому подбирал наиболее доходчивые и яркие языковые формы. Тексты «Мужицкой правды» разбавлялись цитатами из выходившего в Лондоне герценовского «Колокола», из журнала «Современник» со статьями Чернышевского, а также из университетских лекций, читаемых ему уроженцем Речицы Владимиром Спасовичем.

В октябре 1862 года царская полиция вышла на след Константина Калиновского, с подводы разбрасывавшего газету в Слонимском уезде. Жандармам почти удалось схватить бунтаря в отцовском имении Якушовка, но Кастусь смог уйти от погони и более года скрывался, пока в январе 1864 года не был выдан Витольдом Парфияновичем и повешен 22 марта 1864 года в Вильно.

Было отпечатано семь номеров «Мужицкой правды». Но вряд ли кто–то еще иной, кроме самих авторов и жандармов, имел возможность познакомиться со всеми выпусками. Однако имя «Яська–гаспадар з–пад Вiльнi» сделалось на белорусской земле нарицательным и снова вышло из тени в годы борьбы за национальные права в Западной Белоруссии в межвоенный период.

Несмотря на ошибочное понимание многих событий отечественной истории (в первую очередь идеализация Речи Посполитой), важнейшей заслугой «Мужицкой правды» стало провозглашение права народа на свободу, которая понималась не только как социально–экономическая, но и моральная категория. А основой всего выдвигался принцип трудовой деятельности всех и каждого, благодаря чему возможно всеобщее равенство людей труда. Историк Анатолий Смирнов писал о роли «Мужицкой правды»: «По существу это была первая белорусская газета, и сам факт обращения к крестьянству с вольным, правдивым словом на его родном языке — огромная заслуга Калиновского и его соратников. Это вместе с тем доказательство пробуждения национального самосознания белорусского народа».

Василь ГЕРАСИМЧИК, историк.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?