Мужчина моей мечты

Венецианский фестиваль закончился, но расставаться с Италией жаль... Дело вкуса от Элеоноры Езерской

Венецианский фестиваль закончился, но расставаться с Италией жаль... Сегодня хочу вспомнить о Федерико Феллини и хоть так продлить очарование от этой страны. Еще в юности, как все, посмотрела фильмы «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», но настоящее понимание — кто есть в кино Феллини — пришло значительно позже. Мне повезло: мои друзья его боготворили. Валерия Рубинчика знакомые в шутку называли «наш Феллинчик», а Володя Янковский долгое время носил с собой книгу киномастера. В доме Сергея Параджанова я видела письмо от Феллини, которое благодарный хозяин повесил на стену в рамочке. Лет 15 назад я провела вечер за столом в компании Тонино Гуэрра, ближайшего друга и сценариста кинорежиссера. Синьор Гуэрра был в ударе и целый вечер рассказывал о гениальном приятеле.


Феллини — велик, не случайно история кино поделилась на два периода: до фильма «Восемь с половиной» и после. Его товарищ и соотечественник Витторио де Сика тоже имел 4 «Оскара», но никто не говорит «кинематограф де Сика», а вот «феллиниевский кадр», «феллиниевская женщина» слышишь постоянно. Федерико ввел выражения «Дольче вита», «Амаркорд».


«Феллини — единственный человек в мире, который умудрялся во время еды испачкать собственную спину», — рассказывал Т.Гуэрра. Они встретились в Риме на площади Пополо, рядом с домом Феллини. Оба уже позавтракали. Но на площадь как раз выкатили тележку с итальянскими бутербродами «панини», из которых выглядывала обожаемая ими с детства колбаса «Мортаделла». Федерико тут же купил одну «розетту», и когда стал ее ломать, кусок колбасы выскочил и приземлился на спину кинорежиссера. Вообще, Феллини был гурманом. «Он вкусно ел, вкусно жил, умел получать удовольствие от всего...» — вспоминал Гуэрра. В Риме у киномастера был любимый ресторан — рыбный «Чезарио» возле Пантеона. Туда ходил обедать с Джульеттой Мазиной и водил друзей. И хотя в ресторане весь закрывался салфетками, все равно умудрялся поставить пятно на рубашку или галстук. «О, мадонна!» — только восклицала всегда сдержанная Джульетта. Они были одной из самых красивых пар XX века. Хотя все знали, что Федерико погуливает. Знала и Мазина... Как она не любила, когда он с закадычными друзьями писателем А.Моравиа и актером М.Мастроянни отправлялся гулять по ночному Риму... Но великая актриса была мудрой женщиной и все прощала гениальному мужу.


Мастер никому не разрешал присутствовать у себя на съемках. Исключение делал только для Мазины. Она сидела в углу павильона и... вязала. А когда жены не было на съемочной площадке, постоянно звонил ей, советуясь по каждому эпизоду. Джульетта была его вторым «я», душой его фильмов, его гениальным клоуном. Мастер очень любил цирк, и всех приезжих друзей водил в старинный римский цирк «Максимус».


Незадолго до смерти Феллини получал четвертого «Оскара» и обратился к плачущей Мазине, сидевшей в зале: «Джульетта, прекрати лить слезы!» От его слов она заплачет еще громче. Когда Феллини умер, в последний день октября 1993 года, Мазина сказала: «Без него нет и меня». И тихо ушла из жизни ровно через 5 месяцев. На ее надгробии Т.Гуэрра написал: «Джульетта, теперь ты можешь плакать...»


Говорят, Феллини мало спал. Работал, писал, гулял, думал... Ему нравилось рассказывать свои сны, мечты и видения. Их он часто превращал в фильмы. Всегда равнодушный к одежде, вдруг к концу жизни полюбил «одеваться» и носил длинное черное пальто, большую широкополую шляпу и длинный бордовый шарф. И в этом одеянии был похож на человека эпохи Возрождения.


Несколько лет назад я искала улицу Маргутта, где жил мастер. А она оказалась в двух шагах от моей любимой площади Испания. Улица антикварных лавочек и мастерских художников, в конце которой при выходе на площадь Пополо оранжевый, облупившийся от времени дом № 10/113, где на верхнем этаже была его квартира. И две крошечные таблички на торце здания: «Ф.Феллини», «Дж.Мазина».


А выйдя на площадь Пополо, я вспоминала рассказ Т.Гуэрра о том, как каждое утро вездесущие итальянские журналисты поджидали Феллини здесь, у входа в кафе «Канова», где мастер пил кофе. И как провожал гения кинематографа весь Рим. Вначале было прощание в павильоне на киностудии «Чинечитта». Потом в древнеримском храме Санта–Мария дель Анджела друг киномастера кардинал Сильвестрини отслужил мессу. Затем Ф.Феллини вернулся в родной город Римини, в фамильный склеп из темно–малинового мрамора. И благодарные поклонники — художники в Римини расписали целые улицы кадрами из его фильмов.


Судьба подарила мне знакомства со многими выдающимися людьми. О чем грущу: не встретилась с Федерико Феллини. А он точно был мужчиной моей мечты. Ну что ж. Смотрю его фильмы... Чего и вам желаю...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter