Мужчина должен биться!

Зачем современному человеку изводить себя тренировками на ринге, если есть дела важнее уличной «игры мускулами»?..

Жизнь в большом городе полна сюрпризов. Вот идешь по широкому проспекту, любуешься новогодними елками и красочными витринами, строишь радужные планы на вечер, а тут словно из–под асфальта вырастают фигуры верзил: «Закурить не найдется?» Или невменяемый хулиган начинает грязно провоцировать на драку прямо на глазах жены и детей. Или... К сожалению, вариаций различных эксцессов — хоть отбавляй. Как действовать: истово заниматься рукопашным боем в ожидании пьяного гопника или уповать на помощь милиции? Зачем современному человеку изводить себя тренировками на ринге, если есть дела важнее уличной «игры мускулами»? Впрочем, разговор спорщиков зашел не только о мужской агрессивности, целесообразности мордобоя, необходимости умения драться и пределах самообороны... Надеемся, к словесному спаррингу авторов «Спор–площадки» присоединятся и наши читатели.


За


Назад, в каменный век?


Роман РУДЬ, дающий сдачи:


— Ты думаешь, я бесшумным Бэтменом скольжу в ночном мраке, разыскивая хулиганов? Или полагаешь, что мстительным Зорро рыщу по району, нарываясь на неприятности? Нет, по вечерам я мирно лежу на диване. И при этом считаю, что каждый мужик обязан уметь постоять за себя. Заметь, не разгонять толпы врагов, не одним махом семерых побивахом, а всего лишь суметь защититься при случае. Случаи ведь разные бывают. Если в темном переулке на тебя нападет интеллигентный человек в очках и шляпе, говорящий с тобой на одном языке, это прекрасно. Но, увы, нереально. Чаще всего бывает, что прямо в твоем собственном подъезде подходит нетрезвый тип, плохо разбирающийся в искусстве переговоров, и тут дипломатией не отделаешься. В этой ситуации не играет роли, насколько удачно подвешен у тебя язык. А вот насколько четко поставлен удар левой (ценно, чтобы именно левой) — важный вопрос. Иногда жизненно важный.


Для понимания представь, что ты в лесу и с просьбой закурить к тебе неспешно подваливает медведь. Ты же не станешь вступать с ним в дискуссию о гуманизме? Не примешься заполошно звать лесников? Убежишь, если здоровье позволит... или попробуешь биться за жизнь, если она тебе дорога. Так и в городских джунглях — лесники, сиречь милиционеры, не стоят у каждого подъезда. А молодой и здоровый, но бессловесный (ибо лыка не вяжет) хулиган догонит тебя в два счета. Неужели покорно вывернешь карманы?


Мужчина должен биться, Андрей. Причем в широком смысле, речь не только о махании кулаками. Ты взгляни на наших колоритных мужиков да сравни их с какими–нибудь благостными западноевропейцами. У нас любой — закаленная личность, это прямо на лицах написано. Потому что мы с детства привыкли биться с обстоятельствами, воевать за место под солнцем, выбивать отпуск в августе или прибавку к зарплате, добиваться повышения по службе и разрешения на дачный участок в престижном предместье... А что написано на постных личиках западных буржуа? Они жили на всем готовом и мало полагались на себя, больше рассчитывая на адвокатов и систему соцобеспечения. Потому в случае любого покушения на их кошелек или образ жизни предпочтут трусливо рассуждать о конституционных правах и звать полицейского... Жалкое зрелище. Ты хочешь, чтобы мы стали такими же? Я — против.


Природная агрессивность — залог успеха в любом деле, будь то борцовская схватка или сочинение пьесы. Умение драться — основа для того, чтобы просто двигаться по жизни. Это доказал знаменитый скрипач и дирижер Владимир Спиваков. Казалось бы, человек тонкой душевной организации, далекий от мордобоя... Но ты прочти его воспоминания: «В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе–десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло».


С тех пор Спиваков всю жизнь бьется. Тебе со стороны кажется, будто он дирижирует «Виртуозами Москвы», а на самом деле Владимир Теодорович, как и в детстве, продолжает драться. За звание лауреата множества международных конкурсов, за признание слушателей, за то, чтобы никто не усомнился в его профессионализме, за сохранение своего таланта... Разве не таким должен быть любой уважающий себя мужчина вне зависимости от рода занятий?


Мы почему–то называем благом цивилизации тот факт, что нынче не приходится защищать свой род дубиной, как в каменном веке. Поэтому, мол, современный глава семьи имеет право сложить немощные ручки на коленках и уповать на помощь государства в любом вопросе. По мне, это не достижение, а одна из бед цивилизации. Вроде глобального потепления. Идет глобальная растрата мужских качеств, и та самая агрессивность, воля к победе, умение постоять за себя — все это начинает считаться какой–то дикостью, варварством, пережитком.


И вот тут возникает занятный парадокс. Мы, сами того не замечая, возвращаемся прямехонько в каменный век. Именно тогда слабых и безвольных мальчиков, не выдержавших экзамена при посвящении в мужчины, ждала незавидная участь: они оставались жить среди женщин, были вынуждены выполнять их поручения, терпеть их насмешки и питаться остатками после пиршества племени. Но во времена мамонтов таких несчастных были единицы, а сейчас, в век адронного коллайдера, — миллионы...


Против

 

Рукопашный тупик


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, бытовой пацифист:


— А помнишь, Роман, сцену гламурной драки Хью Гранта и Колина Ферта в фильме «Дневник Бриджит Джонс»? Двое британских джентльменов схватились из–за героини Рене Зелльвегер, и выглядело это очень смешно. Неумелые пощечины, падения в фонтан, томное закатывание глаз... Скажешь, мастерство комиков? Да нет — скорее, картинка, скопированная из нелепой реальности. Именно так и выглядит ссора офисных менеджеров, в которых под влиянием алкоградусов вдруг проснулась пресловутая мужская агрессия. Боюсь, именно так будешь выглядеть и ты, когда в своих респектабельных очках бросишься где–нибудь у винно–водочного прилавка на бедолагу с красным носом. Хотя кто еще бедолагой окажется? Ты действительно серьезно считаешь, что умеешь постоять за себя? Что дает тебе основания быть уверенным в этом? Драка на переменке в пятом классе или «махач» с панками лет эдак 25 назад? Почему заядлые охотники, дабы не растерять навыков стрельбы и не утратить твердость руки, постоянно шлифуют мастерство на мишенях, не жалея патронов, а тот, кто мнит себя искусным боксером, тешит самолюбие приключениями юности? Кулаки, ноги, голова (в драке она нужна не только, чтобы «дать бычка» противнику) — такое же оружие, их тоже нужно держать в боевой готовности. Думаешь, подсмотрел пару приемчиков у Стивена Сигала — и вот ты уже подобен скале? Но даже Николай Валуев тебе скажет, что, пропустив всего пару тренировок, чувствует себя слабаком. Ты только выбьешь себе суставы пальцев или вывихнешь ногу, а уличный оппонент лишь вволю поиздевается над тобой, если не будешь ежедневно жать гирю, тягать гантелины, набивать кулаки, вырабатывать стойкость к ударам и т.д. и т.п. Согласись, для таких суровых тренингов весьма проблематично найти «форточку» в поминутно расписанных буднях горожанина. И даже если время для спаррингов и выматывающих (да к тому же и чреватых травмами) занятий обнаружено, найдутся ли у тебя затем силы на работу, общение с семьей, решение бытовых проблем? Уверен, что ответ отрицательный. Именно поэтому большинство здравомыслящих мужиков не стремится записываться в супермены и геройствовать при любом конфликте. Да и нет в том необходимости. Я, например, при всех рисках жизни в мегаполисе все–таки ощущаю защиту профессионалов при погонах и табельном оружии. К тому же на собственном опыте давно убедился, что процентов 80 — 90 эксцессов а–ля «дай прикурить и копеек» можно спустить на тормозах — где увещеваниями, где просто угрожающими жестами и жестким словесным отпором. И еще знаю: даже обладатели черного пояса и пудовых кулаков зачастую бессильны против толпы хулиганов. Особенно вооруженных. Есть тонкие нюансы и в законодательстве о превышении пределов необходимой самообороны... Так что лучше уповать на патруль, помогать милиции выловить обидчиков и сполна потом мстить за страх и унижение четкими и убойными показаниями в суде.


Вот ты, Роман, громишь бытовых пацифистов, якобы убивающих в себе мужское начало, и стремишься культивировать в себе природную агрессию... Что ж, серьезная заявка на успех! Хотя с подобной психологической установкой ты легко впишешься в компанию районной шпаны, а вот коллеги, друзья от тебя со временем начнут шарахаться. А может, тебе не дают покоя лавры героя «Бойцовского клуба» Тайлера Дёрдена? В культовом творении Чака Паланика тот, помнится, говаривал: «После драки все остальное как будто звучит слишком тихо в жизни». Ты согласен с ним? Ну, Роман, в таком случае я тоже начну тебя сторониться. Иди–ка лучше закрепляй свои апперкоты куда–нибудь в заброшенный подвал.


Понимаешь, человек, слишком много думающий о своей брутальности и желающий выглядеть «крутым», сам загоняет себя в тупик. Очень быстро он получает славу «быкующего» мужлана. Возле гастронома или на «зоне» таких уважают, а вот в обычном респектабельном коллективе — в офисе или на производстве — резкие телодвижения не приветствуются. Ну в самом деле, не будешь же ты выбивать более высокую зарплату из своего начальника кулаками? И хук справа в челюсть шумному соседу — аргумент сомнительный, чреватый судимостью. То же самое касается излишне шумных скандалов в коридорах учреждений, качания прав в кабинетах чиновников, кулуарных интриг... Так что вместо глагола «биться» в заголовке нашего сегодняшнего спора я бы все же поставил глагол «достигать». Не драться, Роман, нужно, а четко осознавать свои возможности и права. Не биться и выбивать, а зарабатывать! Тем более что поводов проявить себя так называемым настоящим мужиком (кстати, кто устанавливает критерии?) жизнь предоставляет множество. Да ты и сам знаешь: с большинством актуальных проблем (особенно экономических) врукопашную не справиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter