Улица Марка Шагала, 5а — яркая точка на карте Витебска.
И — история
— Главным артефактом музея истории ВНХУ является, без сомнения, сам дом, — напоминает Андрей Духовников, руководитель Витебского центра современного искусства, под чьим патронатом проходила реконструкция. — Такого здания по значимости для истории мировой культуры на территории Беларуси больше нет, хотя у нас огромное количество памятников архитектуры.
Купец Израиль Вишняк, возведший в 1913 году основательный и уютный особняк, рассчитывал создать родовое гнездо для себя и своих потомков. Жизнь распорядилась иначе: осенью 1918–го дом национализировали революционные власти и Марк Шагал, занимавший в то время пост уполномоченного коллегии по делам искусств Витебской губернии и имевший неограниченные полномочия, взял его под училище искусств для детей городской бедноты. Поскольку взгляды Шагала были широки, в качестве преподавателей он приглашал в Витебск художников и скульпторов самых разных направлений — как классической школы, так и тех, кто, подобно ему самому, стремился создать в искусстве нечто новое. Ученики могли менять мастерские и преподавателей, среди которых были учитель самого Шагала, известный белорусский художник Юдель Пэн, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Роберт Фальк, Вера Ермолаева, Иван Пуни и множество других. Музей наполнен увеличенными фоторепродукциями: создателям удалось локализовать места, где был сделан тот или иной снимок, ставший достоянием истории.
Именно в ВНХУ были заложены основы супрематизма.
А — авангард
Именно здесь, в этих стенах, основоположник супрематизма Казимир Малевич заложил краеугольный камень в основание абстрактного искусства новейшей эпохи, сочинял свои теоретические работы. Здесь же автором «Черного квадрата» было организовано творческое объединение УНОВИС — «Утвердители нового искусства», члены которого писали картины, создавали скульптуры, устраивали первые в мире перформансы, рисовали плакаты... Самый известный плакат — «Клином красным бей белых!» Эль Лисицкого — воспроизведен в виде гранитного пола. Да и дизайн музейных помещений выдержан в духе УНОВИСа: стильно, современно, минималистично, производит впечатление. Позолоченных багетов, холстов с изображениями битой дичи и пышнотелых красоток, равно как и банкеток, «по–богатому» обитых красным бархатом, вы здесь точно не встретите.
И стены могут говорить.
Т — технологии
Зато если хотите увидеть современный, высокотехнологичный и по максимуму оснащенный музей в европейском стиле, то вам сюда. Здание буквально напичкано мультимедийным оборудованием: в каждом зале один или несколько инфокиосков. Экраны, на которые в режиме нон–стоп проецируются фильмы. Огромная интерактивная стена — у нее можно провести не один час, прикасаясь к изображениям и пополняя копилку сведений об искусстве ХХ века, ВНХУ, его педагогах и учениках. Плюс волшебное зеркало, с помощью которого можно пообщаться с самим Шагалом... Наполнение контентом далеко не завершено: научная работа на базе музея, итогом которой становятся вот такие эффектные фишки, только начинается.
З — знания
При создании музея закладывалась основная функция: получение знаний, сбор по крупицам сведений об истории Витебска, самого училища, тех людей, которые имели к нему отношение. Можно прикоснуться к сенсорным панелям и «посетить» виртуальные экскурсии по городу начала ХХ века, сопоставить старинную топографию с видами современного города или картины Шагала с реальными пейзажами, «прогуляться» на литературные вечера, концерты или театральные постановки того времени. Можно познакомиться с известными жителями тогдашнего Витебска: музыкальным критиком Иваном Соллертинским, скульптором Осипом Цадкиным, философом Михаилом Бахтиным.
Сделано с любовью!
Н — наследие
Музей далек от привычного нам академизма храмов высокого искусства с вечным неврозом: «Не дышите на шедевр!» Здесь можно и нужно многое трогать руками. Это не хранилище древностей, поскольку как раз они–то до нас и не дошли: здание чудом уцелело в войну (хотя разрушена была практически вся улица), пережило несколько перепланировок, в нем располагалось не только училище, но и, например, городская поликлиника. Однако при реконструкции были обнаружены и сохранены фрагмент старого паркета — того самого, по которому прошлись стоптанными революционными ботинками гении живописи ХХ века, — и пара выцветших клочков обоев, рисунок которых бережно восстановили и оклеили стены зала, посвященного Марку Шагалу.
Создатели музея постарались, налаживая свою машину времени. Современная «начинка» особняка делает уникальный прорыв: теперь тут даже стены могут говорить.
ovsepyan@sb.by
Фото БЕЛТА.