Больше не храм искусства
Национальный музейный форум проводится раз в два года. Первый проходил в 2012 году в Гродно. В 2014-м культурную биеннале принимал Гомель. Наконец, очередь дошла и до Могилева. На два дня сюда съехались представители 120 музеев страны.
Сценарий белорусского форума примерно такой же, как и у более известного российского «Интермузея». Директора и руководители выставочных площадок демонстрируют свои лучшие проекты, а оценивает их жюри, которое возглавляет почетный гость. В этом году председателем стала директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Тема последнего форума – «Музеи в новой креативной экономике». Речь о том, как меняется роль культуры в XXI веке. В Европе музей – уже давно не храм искусства, где за каждым углом посетителей преследует суровая смотрительница, так и норовящая одернуть: «Не дышите на шедевр!» Это технологичная площадка с концертным залом, кинотеатром, кафе и магазином. Такая концепция прижилась в больших российских городах. Беларусь европейскую модель тоже пытается внедрить. Правда, получается с переменным успехом.
Воссоздали реальность
У входа в спорткомплекс «Олимпиец», где проходил Третий музейный форум, праздничные гулянья начались с раннего утра. Артисты на улице развлекали публику песнями и плясками. Веселая атмосфера царила и внутри. Вдоль музейных стендов разгуливали знаменитые исторические персонажи: князь Витовт, Иван Хруцкий, Якуб Колас...
Один из самых любопытных проектов представил Национальный исторический музей. С помощью 3D-технологий музейщики решили воссоздать знаменитые памятники архитектуры, которые до наших дней не сохранились. Первым объектом стал Кревский замок, сейчас почти полностью разрушенный. О том, как он выглядел в XIV веке, можно узнать, надев специальные очки. Примерить их выстроилась очередь.
Сотрудники Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны привезли выставку на колесах. Экспозиция в передвижном полуприцепе посвящена освобождению Беларуси в 1943–1944 годах. Внутри сплошь подлинники: агитплакаты, фотографии, наградные листы, личные вещи участников войны. Это подарок Посольства Китайской Республики.
– Наше ноу-хау, – с гордостью говорит научный сотрудник музея Екатерина Новицкая. – В прошлом году к нам приезжали коллеги из Китая. Так впечатлились, что решили подарить передвижной музей. Пока выставку возили только по Минску. Но в планах прокатиться по всей стране. Неотложная музейная помощь!
По итогам двухдневного фестиваля жюри должно было выбрать пять победителей. Но в итоге решили наградить почти всех.
Ноу-хау музея Великой Отечественной войны – выставка на колесах
Прямая речь
Нельзя опускаться до вульгарного популизма
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова:
– Мы все прекрасно понимаем, что музей – структура традиционная и консервативная. Но чтобы достучаться до сегодняшнего посетителя, который кардинально отличается от тех людей, которые ходили на выставки тридцать лет назад, надо быть очень креативным. И в то же время нельзя опускаться до банального вульгарного популизма.
Форум мне понравился. Люди общаются, показывают свои проекты, смотрят, что придумали их коллеги. Участвуют и крупные культурные учреждения, и школьные музеи.
Денег нет, а креатив – есть!
«Главное, чтобы были идеи, а как их внедрить – придумаем», – считают участники.
– Говорим о музеях и креативной экономике. Креатива у нас – сколько хочешь, а экономики – нет, – пожаловалась директор Музея Якуба Коласа Зинаида Комаровская.
По ее словам, литературно-мемориаль-ным музеям в Беларуси выживать непросто. Господдержки на новые технологии не хватает, а спонсоров найти сложно.
Впрочем, сотрудники не унывают. Разработали образовательную программу для детей: играют кукольные спектакли, устраивают кинопоказы, открыли творческую мастерскую. Для взрослых проводят пешеходные экскурсии по Минску.
А вот в Национальном художественном музее Беларуси убеждены: привлечь посетителей можно и без больших вложений. В Могилеве сотрудники показали два последних проекта.
В первом посетители могут не только рассматривать картины, но и… слушать их. Так, портрет актрисы Каролины Августы Отеро кисти Врубеля оживили с помощью архивной записи выступления артистки.
Второй проект – «Искусство на кончиках пальцев» – для незрячих. Слепили из глины тактильные аналоги шедевров.
– Причем на этот проект ни копейки из бюджета не потратили – помогли волонтеры, – говорит заместитель директора музея Наталья Селицкая.
Досье «СВ»
Лидия Перцева родилась в 1942 году в Йошкар-Оле, куда из блокадного Ленинграда в начале вой-ны были эвакуированы ее родители. Окончила Воронежский госуниверситет по специальности «Физик-оптик». Работала на Ленинградском оптико-механическом объединении. С 1978 года живет в Тамбове. Избиралась депутатом Тамбовской гордумы. Член Союза писателей России.
Вдохновение во внучках
Татьяна МЫСОВА
Накануне своего 75-летия поэтесса Лидия Перцева провела в Центральном доме литераторов в Москве творческий вечер «В горнице моей души».
Лидия Перцева рассказала о том, что скоро выйдет в свет ее десятый сборник – «Печальная песня»
Лидия Перцева более тридцати лет живет в Тамбове, но ее творчество знают во всей стране. У поэтессы – девять сборников. Почти все стихотворения – о любви к России.
– Сочинять начала школьницей. Однажды учительница попросила написать заметку об однокласснице, которая ходила вся испачканная чернилами. Сначала ничего не получалось. А на третий день как прорвало... – рассказала поэтесса.
Долгое время Лидия Перцева писала для себя. И только переехав из родного Ленинграда в Тамбов, решила заниматься литературой профессионально.
Когда традиционно спросили, где черпает вдохновение, поэтесса рассмеялась:
– Я поэт-самоучка, а вдохновение мое – внучки! У меня их три. Ну и в самой жизни. Бывает, какая-нибудь фраза или слово заронится в сердце, а потом рождается стихотворение.
В середине вечера на сцене появились молодые артисты – воспитанники одной из музыкальных школ Москвы. Исполнили несколько песен, написанных на стихи поэтессы.
Ирина Мустафина