У любого музея есть как минимум три основные задачи: сохранять культурное наследие, изучать его и демонстрировать посетителям

Музей выходит за рамки

У любого музея есть как минимум три основные задачи: сохранять культурное наследие, изучать его и...

У любого музея есть как минимум три основные задачи: сохранять культурное наследие, изучать его и демонстрировать посетителям. С последним–то как раз большие проблемы. Залы с декоративно–прикладным искусством уже много лет проигрывают соревнование за внимание публики. Для того чтобы выжить, приходится быть не только площадкой для демонстрации экспонатов, но и местом проведения досуга. Сегодня перед белорусскими музеями стоит дилемма: оставаться храмом искусства и стоять на защите культурных ценностей или трансформироваться в развлекательный центр, подстраиваясь под вкусы масс. Многие зарубежные галереи уже научились совмещать обе роли без ущерба для культуры. У нас, считает генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов, все еще впереди.


Музей, которым руководит Прокопцов, еще несколько лет назад перешел к рыночной концепции «клиент всегда прав» и сегодня предлагает гостям не только входной билет, но также массу сопутствующих товаров и услуг: экскурсии, каталоги, аудиогиды, сувениры. По мнению гендиректора НХМ, самих по себе предметов искусства уже недостаточно для того, чтобы привлечь посетителя. Его надо удивлять да развлекать. Как и чем? Вопрос для Владимира Прокопцова по–прежнему остается открытым.


— Я сторонник того, чтобы музейная среда формировалась не только в стенах самого здания. Нужно выходить за пределы своих залов и работать в городском пространстве.


— Почему же этого пока не происходит?


— Прежде необходимо разобраться со своими внутримузейными проблемами. Во многих музеях до сих пор нет четко развитой инфраструктуры. Например, кафе, в котором посетители могли бы отдохнуть, выпить чашечку кофе и затем спокойно продолжить осмотр экспозиции. Музей — живой организм, он тоже должен быть активным, подстраиваться под нужды и интересы посетителей. Для этого необходимо в том числе и продлить время его работы. Многие ведь почему не попадают на выставки? Потому что их рабочий график совпадает со временем работы музея. По выходным людям тоже частенько не до культпоходов — дача, природа, огород.


— Как–то вы говорили, что мечтаете о целом музейном квартале наподобие тех, что есть в Австрии или Италии. С летним кафе, развлекательной программой, крытыми переходами, соединяющими здания... Проект пока только в планах или уже есть конкретные сроки его реализации?


— Точных сроков нет, но проект готов. Предполагается, что это будет музейный комплекс из четырех рядом стоящих зданий со всеми вышеперечисленными атрибутами. Посетитель сможет прийти к нам в 11 утра, не спеша позавтракать в летнем кафе... Причем ресторан или кафе на территории музея не должны быть дешевой забегаловкой. Он также должен иметь отдельный вход: хочешь — иди в музей, хочешь — в ресторан. По европейскому опыту знаю, что многие после принятия материальной пищи идут за духовной.


— Очевидно, что для реализации столь масштабного проекта средств госбюджета будет недостаточно, нужны дополнительные источники финансирования.


— Мы активно над этим работаем. У НХМ есть попечительский совет, в который входят директора банков и крупных частных организаций. Благодаря их поддержке мы не только готовимся к созданию и постройке музейного квартала, но имеем возможность показать публике произведения из коллекций Третьяковской галереи, музея Виктории и Альберта. Привезти художественные ценности и обеспечить их сохранность — удовольствие не из дешевых. Например, только на страховку полотен из Третьяковской галереи потребовалось 108 тысяч долларов. Еще семьдесят тысяч долларов — расходы на транспортировку, охрану и рекламу.


— И эти затраты окупаются? Неужели цена одного билета в 40 тысяч рублей способна покрыть такие расходы?


— Уровень культуры не измеряется в деньгах. Музейная отрасль сама по себе нерентабельна. Но НХМ уже несколько лет не только выполняет план Министерства культуры по платным услугам, но даже перевыполняет его. В позапрошлом году заработали около миллиарда белорусских рублей. В прошлом чуть больше — один миллиард двести миллионов. 40% всех доходов нам обеспечивает продажа сувенирной продукции. Но, к сожалению, пока с торговлей не можем шире развернуться — нет подходящего помещения. Магазинчик у входа уже давно вырос из своих стен.


— Хочу спросить про «Ночь музеев». В западных странах вход в ночь на 18 мая всегда бесплатный, а мы все равно покупаем билет за 40 тысяч. Почему?


— Первую «Ночь музеев» по опыту европейских коллег мы сделали бесплатной. А назавтра полдня отдирали с перил жевательную резинку. 40 тысяч за вход — не так много. Примерно треть этих денег уходит на оплату биотуалетов, услуг кареты скорой помощи, поддержку правопорядка, подвоз домой смотрителей, прокат оборудования и т.д.


— Люди охотно идут на знакомое: гастрольные выставки всегда успешнее «домашних». Пример тому — недавняя экспозиция музея Виктории и Альберта. А как привлечь внимание к своему, родному?


— Все просто: мы должны активно пропагандировать наше искусство. Я 5 лет положил на то, чтобы отвоевать для белорусов имена В.Бялыницкого–Бирули, С.Жуковского, И.Хруцкого — во всех книгах и каталогах они были подписаны как «великие русские художники». Но они ж наши, белорусы. И следует не только гордиться этими именами, но и знать их.


— Вы можете назвать трех китов, которые способны обеспечить музею высокую посещаемость и успех у публики?


— Назову даже четырех: развитая инфраструктура, достойный уровень сохранности и безопасности экспонатов, креативные сотрудники и, конечно, хорошие качественные работы.

 

Советская Белоруссия №102 (24239). Четверг, 6 июня 2013 года.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter