До конца сентября на столичной площади Свободы можно увидеть портреты легендарных минчан

Музей пришел на площадь

Высокое искусство — сначала музыкально–театральное, а теперь еще и художественное — никак не дает покоя минской площади Свободы. На днях антураж изысканного центра Немиги облюбовали живописные сокровища из фондов Национального художественного музея: 20 принтованных портретов легендарных минчан бесплатно и ненавязчиво приобщают горожан и гостей столицы к культурному прошлому страны. Выставка «Свободный музей: городские легенды» — это проект о людях, которые оставили свой яркий след в истории города. Уставшая после тренировки двукратная чемпионка мира по художественной гимнастике Галина Крыленко. Григорий Ширма, скучающий без парадного сюртука и своей неизменной дирижерской палочки в руках. Людмила Бржозовская в образе Белого лебедя с огромным букетом в руках. Стефания Станюта — совсем молодая, с длинными темными косами, как на нарядном снимке, обязательном для портфолио советских актрис. Познакомиться с двумя десятками историй успеха и легенд можно вплоть до 30 сентября.



Пространства музейных сводов для популяризации высокого искусства уже недостаточно, утверждает генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов. Поэтому если народ не идет к искусству, значит, искусство идет в народ. Гордо, с высоко поднятой головой и без малейших признаков агорафобии, уверен директор:

— Во всем мире тенденция такова: музейщики все чаще работают с публичным пространством, выпускают искусство из академических стен. В первую очередь потому, что на свежем воздухе оно сильнее воздействует на людей, гораздо мощнее, чем в привычном для них музейном контексте. Конечно, это не значит, что сейчас нужно ориентировать всю музейную деятельность на открытые пространства, вовсе нет. Но такие проекты, как «Свободный музей», должны существовать и иметь продолжение. Он не только популяризирует белорусское искусство, но и знакомит горожан с легендарными личностями, о которых они, возможно, раньше даже не слышали.

Интеллигентного вида минчанка Нина Мишустина, внимательно рассматривая портрет академика Петра Альсмика, честно признается — до этого дня имя белорусского селекционера–картофелевода было ей абсолютно незнакомо:

— Мне уже 78 лет, но, к своему стыду, ничего о нем я не знала. И об этой балерине (Людмиле Бржозовской. — Прим. автора) не слышала никогда... Но задумка проекта очень хорошая. Потому что билеты в музеи сейчас дорогие, позволить себе ходить туда часто я не могу. А сейчас все картины можно посмотреть бесплатно.



То, что на площади выставлены принтованные копии, пенсионерку совсем не смущает:

— А какая разница? Зато теперь я знаю, какие прекрасные люди живут и жили в нашей стране. Они — часть нашей истории и культуры.

Бодрый и подтянутый выпускник БГТУ Вячеслав Вавилов, напротив, первым делом опознал на портрете заслуженного деятеля науки и техники БССР Андрея Красина кисти художника Игоря Григоровича:

— Когда учился в университете, мы читали все его работы. Это же светило отечественной науки! Сегодня, наконец, узнал, как он выглядит. Мне кажется, городу очень не хватало такого проекта. Вроде многие имена на слуху, но что из себя представляют их обладатели, по сути, мало кому известно.

Уникальность выставки еще и в том, что все изображения перекочевали на стенды прямиком из запасников НХМ, в основной экспозиции они не выставлялись. Идеей выпустить картины «в люди», дать им возможность вздохнуть полной грудью автор проекта и координатор «Свободного музея» Юлия Крутова болела уже много лет:

— Сегодня искусство переосмысливает традиционные формы и ищет новые пути для демонстрации своих возможностей. Искусство, пусть даже самое высокое, — компонент не консервированный. В Европе, например, на смену камерным выставочным пространствам давно уже пришли публичные картинные галереи. Сейчас коллекция НХМ насчитывает несколько десятков тысяч экземпляров. Страна обладает колоссальным культурным наследием, и мы просто обязаны сделать его доступным для широкой аудитории.



Чтобы работы сохранились максимально долго, организаторы их облачили в прочные белые рамы. Позаботились и об интеллектуальной разминке для всех любопытствующих: каждый портрет снабжен кратким жизнеописанием изображенного на нем человека. «Нет, я не была очень талантливой. Обыкновенный ребенок, который очень захотел чего–то добиться в жизни» — к примеру, такая аннотация сопровождает портрет гимнастки Галины Крыленко.

— Все эти люди изменили жизнь города к лучшему, — отметила на открытии выставки главный специалист отдела учреждений культуры и культурно–просветительской работы Мингорисполкома Марина Ясюк. — Если вода слишком долго находится в стакане, она застаивается. Так же и с культурным пространством: если ты не будешь актуален и современен, не поддержишь новые форматы, которые сегодня интересны людям, то не сможешь говорить с ними на одном языке. Наш город всегда открыт для хороших и ярких проектов.

Владимир Прокопцов надеется, что сбросить музейные оковы и перешагнуть границы НХМ совсем скоро смогут и другие работы из запасников культурной сокровищницы. Пока же обрисовывает планы на ближайшую перспективу:

— Хотелось бы, чтобы выставка «Свободный музей: городские легенды» посетила и другие города, как областные, так и небольшие районные центры. Очень важно открытие такого проекта в Год культуры. Это наша общая история, память, будущее.

А кто еще

Также среди героев проекта — этнограф Михаил Романюк, искусствовед Елена Аладова и ее супруг, композитор Николай Аладов, руководитель Лидского пивоваренного завода Мейлах Пупко, скульптор Анатолий Аникейчик, художник Май Данциг и другие не менее знаменитые минчане.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 125 (25007). Суббота, 2 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter