Музей на даче

Но жизнь сложилась так, что стал он горожанином. Однако, как только выдавался свободный денек, вырывался в родные места, в Пуховичи, где и сейчас живет его мама, которой уже 93 года. И почти всегда привозил с собой что-нибудь, напоминающее о детстве. А потом это собирательство переросло в страстное увлечение.

Молоток, топор, коса с детства были для Николая Семеновича Яскевича привычными предметами домашнего быта

Но жизнь сложилась так, что стал он горожанином. Однако, как только выдавался свободный денек, вырывался в родные места, в Пуховичи, где и сейчас живет его мама, которой уже 93 года. И почти всегда привозил с собой что-нибудь, напоминающее о детстве. А потом это собирательство переросло в страстное увлечение.

Когда удалось обзавестись собственным участком земли в деревне Городище, что под Минском, Николай Семенович построил там дом собственными руками, который вместе со всем его содержимым больше похож на патриархальную белорусскую усадьбу.

Многие страшатся прихода пенсии, потому что она ассоциируется со старостью, невостребованностью в обществе, резкой переменой образа жизни… Но с таким количеством увлечений, как у Николая Семеновича, думать об этом просто некогда. Проработав в Национальном банке Беларуси более двадцати лет, после выхода на пенсию он снова окунулся в дорогую сердцу сельскую жизнь.

Настоящая гордость Николая Семеновича — собственный музей старинного быта белорусов, расположенный в нижнем ярусе дома. Когда я спустилась по лестнице, то просто оторопела от неожиданности и многообразия предметов. На большой полке красуются сверкающие медью старинные самовары разных размеров и форм, на других — тяжеленные утюги, которыми пользовались наши предки. Среди экспонатов — весы с гирьками, канцелярские счеты, коромысло, старинные фотоаппараты, винные бочонки, лыковые лапти и деревянные башмаки, один из первых советских радиоприемников, разнообразные скобяные, деревянные и берестяные изделия, кухонная и хозяйственная утварь, стукалки, кадки, земледельческие орудия…

Собиралась вся эта коллекция постепенно: что-то проездами через глухие деревушки, что-то земляки дарили сами, чувствуя неподдельный интерес человека к старине, что-то, уже ненужное и выброшенное хозяевами, он просто подбирал на свалках, некоторые вещи покупал на «блошиных» рынках.

Размещенные также в разных уголках дома старинные предметы гармонично вписываются в интерьер и как бы продолжают музейную экспозицию. Вот старая керосиновая лампа на стене, и она светит, но, естественно, уже электричеством. Рядом с диваном в зале прялка (если кто умеет, может поработать), в спальне на бревенчатых ногах-подставках стоит радиола, гордость 50-х годов, с открытым проигрывателем, на котором можно и сегодня крутить виниловые пластинки. Объемные сундуки — реальная мебель, там хранятся вещи.

Наиболее громоздкие экспонаты — сечкарня (еще из первых английских) для нарезки корма домашним животным и старая телега с деревянными колесами — стоят во дворе под открытым небом.

Пока самые частые посетители дачного музея — внуки и бывшие коллеги по работе, но Николай Семенович рад каждому новому гостю.

Светлана ГОЛИК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter