Музей четвертой категории

Зарубежные туристы, дипломаты, официальные лица, прибывая в Витебск, считают делом чести посетить музей Марка Шагала.
Зарубежные туристы, дипломаты, официальные лица, прибывая в Витебск, считают делом чести посетить музей Марка Шагала. Одни, потому что с юных лет вдохновлялись творениями Мастера, другие - из любопытства: посмотреть работы художника, о котором знает весь мир и чьи картины оцениваются в миллионы долларов.

А между тем музей был открыт на родине Мастера лишь в 1991 году. В Советском Союзе о Шагале не то что книги не издавались, замалчивались даже сведения о его Витебском периоде жизни. Искусствоведы умудрялись быть уникально краткими: Шагал - французский художник. И очень скупо о том, что в 20-х годах XX века в Витебске происходил взлет культурной мысли, сотворенный великими витебчанами - представителями уникальной художественной школы, Казимиром Малевичем, Мстиславом Добужинским, Робертом Фальком, Марком Шагалом. Причем Шагал был в те годы большим советским чиновником. В архивах есть снимки празднования одной из годовщин Октябрьской революции. Главным оформлением демонстраций был комиссар Шагал. Но и это не спасло его от ярлыка "опальный" - Шагал, как и Малевич, не был соцреалистом. Оба видели мир в иных тонах и измерениях.

Как бы то ни было, но пришло время и музей Шагала в Витебске городские власти решили создать, даже не имея ни одной оригинальной работы художника, ни одной личной вещи, принадлежащей ему. И тогда музею была присвоена четвертая категория. То есть самая низкая, которая только может быть у музея. Соответственно статусу у работников этого культурного заведения были самая низкая среди музейных работников зарплата, самый маленький штат и самый маленький бюджет. Поразительно, но и сейчас, когда музей располагается уже в двух зданиях, имеет огромную популярность, стал обладателем около 300 листов оригинальной печатной графики Шагала, он имеет все ту же четвертую категорию, а значит, по-прежнему по штатному расписанию музея не положено держать даже экскурсовода, не говоря уже о реставраторе.

- Чтобы получить следующую категорию, нам надо иметь 5 тысяч единиц хранения. Но наш музей специфический, и 5 тысяч работ или вещей Шагала у нас никогда не будет, - говорит директор музея Марка Шагала Людмила Хмельницкая.

В мире, не считая частных собраний и галерей, есть всего два музея Марка Шагала. В Витебске и французском городе Ницца. В отличие от нашего, музей во Франции имеет статус национального. Причем стал он таковым сразу после того, как Марк Захарович передал ему в дар свои 34 работы. Там статус присваивается в связи со значимостью, а не исходя из количества имеющихся экспонатов. Иначе ведь можно докатиться до абсурда, как это, собственно, и происходит с нашими музеями.

Работники музея Марка Шагала в Витебске порой сами себе удивляются: как удается со всеми проблемами справляться? Экскурсии идут параллельно в двух зданиях. Взятый вне штата один профессиональный экскурсовод порой просто разрывается на части. Последним испытанием для музея стал Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске". За неделю в музей пришло около тысячи человек. Звезды эстрады, члены президентских команд, официальные делегации российских и прибалтийских городов, министры. Кстати, министр культуры Украины предложил нашему музею (четвертой категории?!) выставить имеющиеся в Витебске экспонаты в Национальном музее в Киеве. Аналогичное предложение сделал и мэр Даугавпилса.

Здесь у внимательного читателя возникнет вопрос: как можно за 10 лет собрать такую серьезную коллекцию? За какие это деньги? Действительно, даже сотрудники музея, скажи им в начале пути, что через 10 лет у них будет такая коллекция работ Шагала, посчитали бы такое пророчество бредом. Сейчас они это называют чудом.

В 1999 году, узнав о существовании музея Марка Шагала в Витебске, его посетил реставратор г-н Генрих Мандель. Он с юных лет увлекался творчеством Шагала и собрал большую коллекцию графики художника, книг о нем. Дети не унаследовали страсть отца, а потому из-за боязни, что собрание будет разрознено и распродано, г-н Мандель принял важное для себя решение - передать все в дар музею в Витебске. Им подарены графические работы из личной коллекции. Сейчас он передает книги о Шагале. А в следующем году в музее четвертой категории откроется уникальная "шагаловская" библиотека, где исследователи смогут работать с фондовыми материалами, которых нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Это очень редкое для музеев дело.

Близкими друзьями музея Марка Шагала стали внучки художника - госпожа Белла Мейер, проживающая ныне в США, и госпожа Мерет Мейер-Грабер, живущая в Швейцарии. Сегодня они являются единственными наследницами всего творчества дедушки. Именно они подарили Витебску цикл офортов Шагала к книге Гоголя "Мертвые души". Это раритет. Мерет Мейер-Грабер разрешила (без уплаты авторских прав!) перевести с французского на русский биографию Марка Шагала, которую сама же написала. Кроме того, внучка передала музею 39 снимков из личного семейного архива.

Интересный факт. 7 июля этого года в день рождения художника Мейер-Грабер специально приехала в Витебск. Когда ее спросили, как обычно они отмечают день рождения дедушки, г-жа Мейер-Грабер ответила: "Мы всегда встречаемся вместе в музее Марка Шагала в Ницце, где открывается в этот день выставка. На сей раз я решила приехать в Витебск". Это уже говорит о равнозначности двух музеев.

Немалую услугу музею Марка Шагала оказал владелец частной галереи из Швейцарии господин Гюнтер Коматски. Под его руководством в Витебске была переоформлена вся графика Марка Шагала. Г-н Коматски сам неделю работал в фондах музея.

Невзирая на копеечную зарплату, в музее Марка Шагала подобрался удивительный коллектив, энтузиасты. Они ежегодно проводят шагаловские чтения, на которых уже прозвучало более 130 интереснейших докладов. Раз в месяц здесь читаются лекции по современному искусству XX века. Было сделано 4 номера бюллетеня Музея Марка Шагала, который рассылается коллегам-музейщикам в различные страны мира. И это при том, что в музее работают только три научных сотрудника.

Сейчас музей занят подготовкой к 115-летию художника, которое будет в следующем году. И, возможно, в день рождения Марка Шагала в Витебске встретятся директора двух музеев - французского национального и нашего четвертой категории. И все, чем богат музей, уже стало национальным достоянием Республики Беларусь. Вот только со статусом до сих пор вопрос решиться не может, хотя всем уже давно понятно - музей вышел из низшего разряда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter