Мусорный круговорот

Значительную долю твердых коммунальных отходов составляют всевозможные виды упаковок. Может ли их вторая жизнь стать такой же яркой и привлекательной, как первая?

Значительную долю твердых коммунальных отходов составляют всевозможные виды упаковок. Может ли их вторая жизнь стать такой же яркой и привлекательной, как первая?

Канули в Лету те времена, когда в магазине что блузку, что колбасу могли завернуть в обрывок серой бумаги. Нынче привлекательное оформление товара воспринимается как должное. Маркетологи утверждают, что удачная “одежка” сама продает товар. Не случайно в условиях жесткой конкуренции производители стараются “нарядить” свою продукцию по-особенному, не жалея средств на красочное оформление и оригинальный креативный дизайн.

Любовь с первого взгляда?

Ярче других, пожалуй, смотрятся кондитерские изделия. Все, что нужно для “сладкой жизни”, сверкает фольгой, яркими надписями, сочными красками.

— От качества упаковки во многом зависит наш успех на рынке. Особенно это важно, когда потребитель знакомится с новым продуктом, который только-только “выходит в свет”, — утверждает начальник одела маркетинга ОАО “Красный пищевик”” Анна Гацко. — Причем упаковка должна не только нести максимум информации о товаре, но и “уметь говорить” с покупателем.

С другой стороны, смена облика товара, пусть даже в лучшую сторону, может неожиданно навредить его имиджу. Поэтому дизайн некоторых сладостей, как и их рецептура, на фабрике не меняются десятилетиями. Знакомый вкус продукта обычно ассоциируется с привычной его подачей. Блестит на нем упаковка или нет — для покупателя-однолюба не так уж и важно.

Ситуацию, подтверждающую это, довелось недавно наблюдать в кондитерском отделе одного из столичных гастрономов. Пожилой мужчина попросил продавца продать ему пряники, приговаривая: “Пьешь с ними чай — словно путешествуешь во времени. И вкус у них сохранился, и этот скромный пакетик, как тридцать лет назад...”

— Однако подобные примеры, скорее, редкость. Качественная современная упаковка, безусловно, побуждает потребителя сделать покупку, — приводит свои доводы продавец одного из столичных супермаркетов Тамара Пантелей. — Некоторые наши клиенты готовы переплачивать даже за обычные соленья в банках с завинчивающейся крышкой, чтобы потом использовать емкость для приготовления домашних консервов. Поверьте, сегодня находится немного покупателей, “ностальгирующих” при виде стеклянных банок с жестяными крышками, которые и открыть непросто, да и что-нибудь хранить в них проблематично.

Что касается других продуктов, то, по наблюдениям продавца, покупателям импонирует прозрачная оболочка — видно качество товара, его можно и рассмотреть, и пощупать. Многим по этой причине нравится приобретать молоко именно в пластиковых бутылках, так как они напоминают давно забытые стеклянные.

Закапываем в землю

Несмотря на значимость упаковки, жизнь ее недолговечна. Выполнив свою “продажную” миссию, она в большинстве случаев отправляется на свалку. А в прежние времена хоть и была невзрачной, но хлопот с утилизацией приносила гораздо меньше. Покупки уносили из магазина в сумках и авоськах. Никто не нуждался в таком огромном количестве целлофановых пакетов. Стеклянные бутылки из-под молока, кефира и других напитков мы массово сдавали в приемные пункты. Представители старшего поколения помнят, как прямо в магазине можно было обменять пустые бутылки на готовую продукцию. Книголюбы стопками несли макулатуру в пункт приема вторсырья, только бы заполучить на руки заветный талончик на редкое подписное издание.

Сегодня дефицита товаров нет. Но из-за “айсбергов” мусора, которые окружают наши города, может возникнуть еще более ощутимый дефицит — свежего воздуха и чистой воды.

На существующую в нашей стране проблему переработки отходов недавно в очередной раз обратил внимание и Президент. По словам Александра Лукашенко, тратить валютные средства на то, чтобы закупать за границей макулатуру, стеклобой и другое вторсырье, слишком расточительно, когда все это у нас пропадает на полигонах или закапывается в землю. Несколько лет назад в стране был принят указ, в котором, казалось бы, прописана вся система сбора и использования вторсырья, но этот документ пока не принят к сведению многими субъектами хозяйствования.

— Данный указ предусматривает ответственность производителей товаров и упаковки за утилизацию отходов. Однако на деле почему-то получается, что завод производит продукцию, а утилизация упаковки становится уделом коммунальных служб, — констатировал главный инженер унитарного коммунального предприятия “Экорес” Александр Жуковец. — Считаю, что производители должны в полной мере осознавать свою ответственность и за переработку отходов. Именно так обстоит дело во многих развитых странах. К примеру, в Великобритании и Германии уже перерабатывается от 30 до 50 процентов вторичных материальных ресурсов. Там опять возвращается практика использования экологически чистой упаковки. Многие продукты в магазинах отпускают в пергаментных пакетах и стеклянной таре. Да и люди привыкли к тому, что на кухне у них несколько контейнеров для сортировки отходов. У нас же нередко во дворах многоэтажек можно увидеть перегруженные баки для раздельного сбора стекла и пластика, причем забиты они самым разным мусором. Безусловно, со временем и мы научимся грамотно сортировать мусор, но для этого нужна постоянная информационная работа с населением.

Вторая жизнь

По словам Александра Жуковца, предприятие “Экорес” занимается приемом и переработкой различных видов вторсырья, в том числе использованной упаковки. Стеклобой отправляется на стеклозаводы в Колядичи и Елизово, ПЭТ-тара — на предприятие “РеПлас-М”, где ее дробят на гранулы, которые используются затем в машиностроении. К сожалению, технологии переработки упаковки типа “тетрапак” в нашей стране пока еще находятся на стадии разработки.

— В общей массе твердых коммунальных отходов упаковка с каждым годом занимает все больший объем, и не все ее виды можно переработать у нас в стране, — отметил сотрудник программы по химической безопасности и отходам Центра экологических решений Анатолий Калач. — А ведь при грамотном использовании все то, что мы называем сегодня мусором, могло бы действительно приносить немалую пользу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter