Мусорные барьеры.

Почему у нас до сих пор выгоднее отправлять бытовые отходы на полигон, чем переработать?

Почему у нас до сих пор выгоднее отправлять бытовые отходы на полигон, чем переработать?

Недавно Президент подписал указ, согласно которому в системе Минжилкомхоза будет создан оператор по обращению с вторичными отходами. Решение данной проблемы теперь находится под пристальным вниманием государства. И не случайно. Ежегодно в нашей стране образуются около восемнадцати миллионов кубов бытовых отходов. А это ни много ни мало — три с половиной миллиона тонн. Причем данные цифры из года в год только увеличиваются. Равно как и растут площади полигонов, куда мусор вывозится. А ведь в развитых европейских странах давно научились получать выгоду от переработки бытовых отходов. В Беларуси же эта сфера пока не получила должного развития.

В чем причина сложившейся ситуации? Вроде и мусороперерабатывающие предприятия имеются, и мусора более чем достаточно. Однако вторичных материальных ресурсов (ВМР) из отходов для повторного использования возвращается лишь около 15 процентов. Остальное просто отправляется на полигоны...

Все вперемешку

— Сегодня в нашей стране работает пять мусороперерабатывающих предприятий, — говорит заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Анатолий ШАГУН. — Расположены они в Гомеле, Могилеве, Барановичах, Новополоцке, Бресте и в основном специализируются на сортировке коммунальных отходов с извлечением так называемых традиционных ВМР — макулатуры, стекла, полиэтилена, полипропилена, ПЭТ-тары. При этом некоторые виды отходов у нас пока нельзя переработать: для этого необходима определенная техническая и технологическая база, чем мы сегодня похвастаться не можем. В частности, речь идет об определенных видах современной упаковки, например, тетрапак, доля которой в общем количестве бытовых отходов достаточно велика.

И нам пока ничего не остается делать, как отправлять такие отходы на полигоны. Только на Брестском перерабатывающем предприятии, кроме ВМР, из органической части отходов получают биогаз и отсортировывают теплотворную фракцию, которую можно использовать как топливо.

По словам замминистра, развивать мусороперерабатывающие производства в дальнейшем выгодно там, где можно получить от этой деятельности прибыль. У нас же на переработке коммунальных отходов больших денег заработать не получается. И тому есть свои причины.

Долгое время в нашей стране существовала практика смешанного сбора мусора, и сегодня, несмотря на большое количество специальных контейнеров, установленных на улицах страны, раздельный сбор бытовых отходов пока не завоевал должного внимания со стороны населения. Стекло, макулатура, пластик извлекаются в большинстве своем из смешанных отходов, где вторсырье контактировало с пищевыми отходами и другим мусором. Качество таких вторичных материальных ресурсов (ВМР) снижается. В результате из общего объема смешанного мусора, поступающего на специальные заводы, можно отобрать только около 15—18 процентов макулатуры, стекла и полимеров. А вот если бы каждый белорус сам сортировал свой мусор, эти цифры можно было бы увеличить до 30—40 процентов. Соответственно больше была бы и прибыль от продажи готового полуфабриката.

По стопам Европы

— В целом же современные мировые технологии позволяют перерабатывать до 85 процентов различного рода мусора, — поясняет Анатолий Шагун. — Например, 20 процентов отходов — загрязненная тара, упаковка, полиэтилен, ветошь — может стать альтернативным  топливом, которое используется на цементных заводах, на ТЭЦ. Органическая часть — прекрасное сырье для получения биогаза и компоста. Таким образом, применение всех перерабатывающих технологий позволяет вывозить на полигон не более пятнадцати процентов мусора. Так называемый балласт, который невозможно переработать в принципе, — осколки, уличный смет и другое.

У нас же, по сравнению с европейскими странами, все пока наоборот: на полигон вывозится 85 процентов мусора. И дело как раз в различных подходах к его сбору и переработке. К примеру, на Западе за счет продажи ВМР покрывается по разным оценкам не более 20 процентов затрат на их извлечение из отходов. Остальное окупается за счет населения: тарифы на вывоз бытового мусора в некоторых странах в десятки раз выше, чем в Беларуси. Кроме того, по всей Европе внедрена система расширенной ответственности производителей, когда в цену товара изначально закладываются затраты на его сбор и утилизацию после утраты потребительских свойств.

В скором времени нечто подобное появится и в Беларуси. Повторимся, что недавно был подписан Указ Президента “О некоторых вопросах обращения с отходами потребления”. Согласно документу производителю или импортеру товаров предоставится выбор: либо самостоятельно создать свою систему сбора и утилизации отходов, в которые превращаются его товары, тара и упаковка, либо заключить договор со специальной организацией, которая за определенную плату возьмет на себя эти обязанности.

Кроме того, необходимы подвижки и в тарифной политике. Сегодня в наших жировках плата за вывоз и обезвреживание бытовых отходов занимает не более 1—2 процентов в общем объеме оплаты за квартиру. Повышение тарифов на эту услугу не окажет существенного влияния на семейный бюджет, а вот сокращению убытков в процессе обращения с коммунальными отходами поспособствует.

Инвестиционная составляющая

Также к ныне существующим мусороперерабатывающим предприятиям в скором времени добавится еще несколько подобных станций. Уже ведется строительство нового завода в Минске за счет бюджетных средств. Но оно также будет специализироваться исключительно на сортировке вторичных материальных ресурсов.

До 2015 года планируется построить предприятие по сортировке коммунальных отходов в Гродно за счет средств займа Всемирного банка. Надо сказать, что эксперты Всемирного банка, ознакомившись с нашими “мусорными” условиями, вынесли вердикт: в Беларуси целесообразно строительство станций, ограниченных лишь механической сортировкой мусора, т. е. извлечение ВМР с минимальным использованием ручного труда. Глубокая же переработка отходов — дорогое мероприятие, требующее большого объема капитальных вложений.

Поэтому, прежде чем начать строительство, необходимо найти инвесторов, которые готовы профинансировать такие проекты. Именно с привлечением частных инвестиций планируется ввести в эксплуатацию два предприятия в Слуцке и Борисове, где бытовой мусор будет не только сортироваться, но и перерабатываться. Здесь предполагается освоить технологию получения  тепловой и электрической энергии из отходов путем их сжигания без доступа кислорода. Это перспективные и экологически безопасные технологии.

— Нам необходимо постоянно искать новые пути и механизмы работы с мусором, чтобы это давало не только экологический, но и экономический эффект, — подводит итог Анатолий Шагун. — Если в нашей стране будут введены европейские стандарты, мы, несомненно, добьемся положительных результатов. Сегодня основные составляющие успеха — это повышение тарифов на вывоз мусора для населения и расширенная ответственность производителей товаров. И, конечно, создание привлекательных условий для инвестиций.

 В тему

Мингорисполком предлагает наказывать рублем тех горожан, которые не сортируют свой мусор и не выбрасывают его в соответствующие контейнеры. В последнее время в столице было установлено 3 тысячи контейнеров для мусора из стекла, однако на деле эти контейнеры превратились в обычные мусорные баки, куда сбрасывалось абсолютно все. К сожалению, у нас в законодательстве нигде не прописаны никакие штрафы за подобное, а ведь это действительно помогло бы решить данную проблему.

Есть и такое предложение: если жильцы дома будут сортировать мусор, надо установить для них льготные тарифы на коммуналку. Если нет — будут платить больше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter