«Муму» не тонет

Почему школьники не умеют писать сочинения?
Почему школьники не умеют писать сочинения?

Зачем экономисту или, скажем, программисту знать Достоевского, Некрасова, Гоголя? Должен ли инженер–строитель уметь писать сочинения, если у него не гуманитарный склад ума? В первую очередь важны его технические знания. А то, что он в разговоре бумаги ЛОЖЕТ, дорогу УШИРЯЕТ, в КУЧЕ–МАЛЕ не участвует и т.д., — разве это столь важно?

Сегодня не обязательно читать. Проще посмотреть экранизацию классических произведений. Изжил себя эпистолярный жанр. Появились новые средства общения, в первую очередь Интернет. А особенностью такого рода обмена мыслями или информацией является упрощенный язык. Так, гениальное творение человеческого ума используется для его примитивизации. Подковали блоху, чтобы ей было удобнее прыгать и кусаться.

— Мой Володя купил диск с электронной библиотекой Машкова, и все школьные произведения читает в сокращенном виде, очень удобно, — говорит мама десятиклассника Елена Круталевич. — Понимаю, что это не лучший вариант. Но как иначе все успеть? У него тренировки, курсы, репетиторы...

Школа учит находить и усваивать новую информацию. В гонке за знаниями не остается времени для размышлений. Каждый урок — новая тема. В итоге у детей хорошая память. Но в голове — склад различных фактов и данных, которые они не могут упорядочить. Современные школьники не умеют мыслить, рассуждать. Потому что на литературу отведено всего 1 — 2 часа в неделю. Зато по 5 — 6 часов в неделю они изучают математику — дроби, алгоритмы, теоремы. Уже даже учителя истории хватаются за голову: «Караул! Ученики не умеют говорить!»

— Произведения ребята чаще оценивают лаконично: «нравится — не нравится», — говорит учитель русского языка и литературы минской СШ N 195 Ольга Бабахина. — В 5-м классе, где литература 1 час в неделю, проходим «Муму» Тургенева. Спрашиваю, про что произведение? Мальчик отвечает: про коровку. Это не смешно, а грустно... А в старших классах просят особо не нагружать ребят теми предметами, которые им не нужны для поступления...

Складывается впечатление, что литература нужна только филологам. Между тем раньше на все специальности в экономические, технические, технологические вузы на вступительных экзаменах непременно писали сочинение. Не потому, что инженер или менеджер должен быть в душе писателем. Просто сочинение демонстрирует умение организовать свои мысли.

— В свое время я писала сочинение по «Капитанской дочке», переписывая Белинского, теперь по той же книжке пишет сочинение мой сын, — пожимает плечами мама восьмиклассника Екатерина Коршун. — Кому это нужно? Недавно у соседа, который старше его на два года, взял старую тетрадь с сочинениями. Те же темы. Сиди, переписывай... Смысл? Чему это учит?

— Те дурацкие сочинения, которые писали 30 лет назад и пишут сейчас, никому не нужны, — рассуждает Нина Тимофеева, учитель русского языка и литературы с 30–летним стажем из Солигорска. — Они списаны из книг и переделаны под свой ответ. Школьники не могут быть литературными критиками, чего мы, учителя, от них всегда требовали. В итоге дети скрупулезно переписывали чужие мысли ради двух оценок — за содержание и грамотность. В один момент я просто перестала ставить оценки за грамотность, чтобы дать возможность детям высказаться, не боясь наделать ошибок. Вы не представляете, какие они мне ответы давали...

— Не надо ребятам давать темы, тысячу раз обмусоленные, — считает учитель русского языка и литературы минской СШ N 49 Людмила Городникова. — У них на эти темы 25 вариантов сочинений из Интернета, 40 «золотых» сочинений, 500 «серебряных», 1.000 лучших и маленькая шпаргалка. А себя нет. Пусть это будет сочинение–эссе, письмо, стихи... Не надо требовать от них разложить по полочкам эти литературные образы. Пусть пишут свой, современный взгляд на этих героев. Ведь нигилизм Базарова — это тот же максимализм современных подростков... Столько возможностей для сопоставления. Сейчас нужны Штольцы или Обломовы? Правда, жаль, «Обломова» убрали из школьной программы. Такое актуальное произведение сегодня...

Речь не о том, что нужно вернуть сочинение в качестве экзамена. Но литература не может быть лишней в перечне школьных предметов только по той причине, что она не нужна школьникам при поступлении! Не на литературе нужно экономить время.

— 2 часа литературы в 11–м классе — творчество особо не разовьешь. Скачем галопом по Европам, — разводит руками Людмила Васильевна.

Почему, скажем, аспиранты любой специальности, будь то кибернетика или биология, изучают философию? Потому что философия — это родоначальница всех наук. Она формирует ясность ума. А в средней школе разве не литература играет ту же самую роль?

— Через литературу можно научить всему! — говорит Нина Тимофеева. — Я преподавала в экспериментальном классе, где два последних года основной упор делался на литературу и язык. Все остальные предметы более углубленно ученики изучали на факультативах. Итог? Ребята с ходу поступали в ведущие российские и белорусские университеты. Потому что умели аргументировать, доказывать, излагать мысли, и сегодня они — интереснейшие собеседники. И химика, и физика нужно воспитывать на литературе.

— Вы говорите — школьники... У нас доктора наук не могут четко изложить мысли, в двух словах раскрыть суть вопроса, — иронично замечает председатель Высшей аттестационной комиссии академик Анатолий Рубинов. — Приходят такие резюме к диссертациям — читать невозможно. А этому нужно с первого класса учить. Литература действительно схожа с философией. Можно изучать жизнь с научной точки зрения, по компонентам. Но это — жизнь в мертвом виде. А комплексно понимать общество можно только через литературу. Моральные, нравственные, этические принципы общества — это что, правилами, формулами можно внушить?

Конечно, тут и другой вопрос. Могут ли 13–летние подростки понять любовную лирику Пушкина, если они еще не испытывали таких чувств, переживаний, которые бы откликнулись словам поэта? Детям асфальтированных улиц и неоновой рекламы не понять прекрасных стихов о русской деревне. Да и не принято у современных тинейджеров природой восторгаться! А философские измышления о войне Толстого? А «Преступление и наказание» — многие ли взрослые прониклись? А «Муму» в детское чтение и вовсе протащили социал–демократы, убедив цензуру, что это не произведение о тяготах крепостного права — так, безобидный рассказ о животных. Потом все так привыкли к несчастному Герасиму, что и не подумали вычеркивать его из стандартов по литературе. Лишь несколько произведений, близких духовному миру школьника, затрагивают его душу, но тонут в месиве непонятного. Вот и превращаются сочинения в изысканный каскад славословий с перечислением стихотворений, которые особенно «потрясли».

— Так рассуждать нельзя, — не соглашается Людмила Городникова. — Если уже и в школе не будут читать классику, они никогда ее не прочтут. «Воскресение» прочитают, «Анну Каренину» — тоже, а «Войну и мир» — нет.

— Литература, которая заставляет думать, и без того вытесняется детективами, бульварными романами, телевидением, — говорит Анатолий Рубинов.

Масс–культура не учит созидать. Она учит лишь потреблять. Какие самые популярные ныне профессии? Экономист, юрист, программист, «пиарщик», дизайнер. Кто они? Они обслуживание. Они не создают. Мы хотим воспитать творческую личность, экономя время на литературе — единственном предмете, где школьник может высказывать свою субъективную точку зрения...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter