85 лет фильму «Подкидыш»

«Муля, не нервируй меня!»

Этой киноленте, в которой снялись два титана актерского ремесла — Фаина Раневская и Ростислав Плятт, не досталось громких наград, зато досталось нечто большее: народное признание на долгие‑долгие десятилетия. И несмотря на кажущуюся скоротечность искусства кинематографа, вышедший на экраны в 1939‑м «Подкидыш» по‑прежнему любим, а фразы из кинофильма мы не задумываясь вворачиваем к случаю.


«Подкидыш» — фильм, рождению которого мы обязаны детскому поэту Агнии Барто и актрисе Рине Зеленой, которая тогда еще и не помышляла о будущей славе черепахи Тортилы из «Буратино». История о маленькой девочке‑потеряшке, бродящей по городу, которую незнакомые люди хотят то доставить к родителям, то удочерить, покорила сердца советских граждан. И было чем! Итак, все началось с того, что две подруги, актриса и поэтесса, в конце 1930‑х решили попробовать свои силы в сценарном деле и принесли придуманную ими историю на «Мосфильм». На киностудии настолько прониклись идеей, что приняли сценарий в производство (причем даже не успев подписать с Зеленой и Барто авторские договоры), не внеся ни единой правки. Снимать доверили Татьяне Лукашевич, которая в 1937‑м с успехом закончила работу над фильмом «Гаврош».
Барто и Зеленая, придумывая персонажей, с которыми встречается потерявшаяся девочка Наташа, некоторые роли прописывали, имея в виду конкретных актеров. Мало того — звезд первой величины. 
Роль деликатного холостяка‑геолога, желающего удочерить девочку, с удовольствием согласился исполнить Рости­слав Плятт, которому очень понравился этот образ. Бездетную Лялю, властную женщину с чувствительным сердцем, придумывали специально под Фаину Раневскую. Рина Зеленая вспоминала: «Конечно, с нашей стороны было наивно воображать, что они согласятся сниматься и что роли им непременно понравятся. Но произошло чудо! Ростислав Плятт немедленно и с радостью согласился играть роль трогательного холостяка, мечтавшего усыновить подкидыша». Глядя на это, и Фаина Раневская, которая на тот момент в киносъемках была совершенно разочарована, пошла на поводу у дружеских чувств к авторам сценария и к Плятту, который был ее товарищем всю жизнь, и дала согласие поработать.

Роль Мули, Лялиного мужа‑подкаблучника, досталась актеру Петру Репнину. Раневская славилась язвительным характером, Репнин также слыл человеком неудобным. Они не сошлись сразу и навсегда, постоянно споря и ругаясь. И знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!» была произнесена актрисой в кадре совершенно не по сценарию — Фаину Георгиевну просто в очередной раз привел в раздражение коллега по съемкам. Если бы она знала, во что выльется ее злоязычие, наверняка предпочла бы наступить себе на горло и промолчать. А так… Реплику сочли удачной, дубль пошел в монтаж, а слова — в народ.  
После премьеры «Подкидыша» Раневскую доводили до белого каления даже дети, которые, узнав ее на улице, считали своим долгом прокричать вслед непременное «Муля, не нервируй меня!». 

Да что там дети, сам генсек Леонид Брежнев в 1976 году встретил актрису в Кремле этой уже коробящей ее фразой, за что та не преминула его отчитать, невзирая на лица: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются или уличные мальчишки, или хулиганы!» На эти обиды Раневская жаловалась Анне Ахматовой, с которой была дружна и которой могла признаться, как ее все это тяготит. Впрочем, любить сам фильм это не мешало: роль в «Подкидыше» актриса считала одной из самых удачных своих работ.

Рина Зеленая взялась за стихийно придуманную во время съемок роль домработницы Ариши: режиссер Татьяна Лукашевич посчитала, что для полноты картины фильму требуется еще один комический персонаж. Зеленая, бывшая великолепной клоунессой, с радостью согласилась. Правда, критики Аришу не оценили, считая одной из неудач картины, но простой зритель в этом вопросе с ними вовсе не солидарен.

Однако где было взять главную героиню — девочку Наташу? Искали долго, все было не то. Четырехлетнюю Веронику Лебедеву режиссер увидела случайно в кинотеатре вместе с родителями и сочла, что именно эта девочка с внешностью ангелочка и будет самой лучшей Наташей. Чего будет стоить это решение, и Татьяне Лукашевич, и всей съемочной группе предстояло узнать чуть позже. Рина Зеленая вспоминала с комическим ужасом: «Только потом выяснилось, кого мы нашли! Внешность этого ангела ничего общего не имела с ее характером. Все другие дети, приглашенные в картину, весело и охотно снимались, слушались режиссера. Но этот чертенок Наташка приводила всех в отчаянье. Я‑то хорошо помню эти ужасные дни. Совершенная катастрофа. Драгоценное время уходит. Весь съемочный коллектив ждет час за часом. Чистые пруды перекрыты милицией. А Наташка ни за что не желает сниматься! Топает ногами и начинает реветь!»


Чтобы заставить маленькую актрису работать, Татьяне Лукашевич, уже имевшей опыт работы с детьми, приходилось идти на разные хитрости. Так, она жаловалась девочке, что суровая Раневская не дает своему экранному мужу Муле пить газировку, и проникшаяся жалостью Вероника в кадре с готовностью протягивала Репнину стакан, чтобы он напился от души. И такие истории Лукашевич придумывала буквально про всех участников съемок, так или иначе подводя юную артистку к тому, чтобы она выполнила нужную задачу. К счастью всех существовавших тогда и будущих режиссеров, Вероника Лебедева свою детскую актерскую карьеру решила не продолжать, впоследствии выучившись на переводчика. Однако искренность, с которой она сыграла в «Подкидыше», покоряет и годы спустя. «В нашем фильме в сценах с ней нет ни одного механически снятого холодного куска, — говорила и режиссер Лукашевич. — Все это сделано методом вызова в ребенке‑актере так называемого родственного чувства… Этот метод ограждает малыша‑актера от кривляний…»

К слову, в фильме засветились самые разные люди: совсем молодой и совершенно на тот момент неизвестный Анатолий Папанов, Олег Басилашвили в роли мальчика на велосипеде, еще одного ребенка сыграл будущий знаменитый литературный критик Лев Аннинский. А еще в съемках заняли известных футболистов «Спартака» — капитана команды Анд­рея Старостина и полузащитника Станислава Леуту, которые по сценарию выходят из поезда на Белорусском вокзале, когда героиня Раневской везет девочку на дачу. Поклонники футбола ловили эти кадры, а сами спортсмены на долгие годы сдружились с актерами. 
«Надеюсь, этот небольшой эпизод был разыгран в мхатовских традициях, — вспоминал позже Андрей Старостин. — Даже мои друзья и критики Юрий Карлович Олеша и Александр Александрович Фадеев не нашли оснований для осуждения моих киноталантов. Сужу об этом потому, что Саша Фадеев не кричал возмущенно в телефонную трубку, как это обычно бывало после проигрыша «Спартака»: «Совесть у вас есть, бесстыжие ваши ноги?!»

Увы, эти кадры были впоследствии утрачены: началась Великая Отечественная война и негатив кинопленки «Подкидыша» погиб. Восстановили картину благодаря наличию позитивной копии, исключив некоторые эпизоды, а годы спустя колоризировали.

Только за первый год проката «Подкидыша» посмотрели 16 миллионов человек. Своей работой Татьяна Лукашевич запустила новый жанр в советском кино — фильм, основанный на прогулках по Москве. Следом за ней в этом направлении поработали (уже после войны) Марлен Хуциев, снявший «Заставу Ильича», Георгий Данелия в фильме «Я шагаю по Москве», Михаил Козаков в «Покровских воротах» и многие другие.

КСТАТИ

Ляля в исполнении Фаины Раневской стала одним из любимейших персонажей советской киноклассики. Памятник актрисе в этой роли установлен в Таганроге — возле дома, в котором Фаина Георгиевна провела детство.

ФАКТ

В картине «Подкидыш» впервые показан в кино памятник «Рабочий и колхозница», созданный мастером Верой Мухиной. С 1947 года изображение этой скульптуры стало эмблемой киностудии «Мосфильм».

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter