Сельское хозяйство учит мыслить по-государственному

Мудрость жизни

Только побывав руководителем в аграрном секторе, можно себя считать настоящим управленцем… В разных вариациях, но такое мнение неоднократно приходилось слышать от очень уважаемых руководителей. Причем не только из сельскохозяйственного сектора или небольших населенных пунктов, которые своей жизнью тесно связаны с землей. Так говорили и успешные руководители крупных промышленных, глубоко «городских» компаний и предприятий. Просто когда они так или иначе сталкивались со спецификой аграрного производства, то понимали всю глубину и сложность этой индустрии. И не только в технологическом разрезе, но и в социальном. Фактически сельхозбизнес многих учит мыслить широко, масштабно и более глубоко понимать государственные задачи и проблемы. 


Хорошо быть менеджером в столице, областном центре или хотя бы в более-менее крупном городе. Особенно если компания успешная и у нее есть возможность инвестировать и в модернизацию, и в маркетинг, и в персонал. В мегаполисе средней руки найти тысячу-другую первоклассных работников в различных областях — не всегда простая задача, но решаемая. Вопрос в какой-то степени даже технический. Можно переманить у коллег высокой зарплатой, предложить более интересные условия труда либо сформировать некое предложение о впечатляющих перспективах работы именно в этой компании. Особенно часто так работает HR частных компаний. И, надо отметить, обещание (правда, далеко не всегда исполняемое) достижения карьерных высот действует, в частности, на молодежь. Словом, так или иначе, но в большой массе городского населения всегда можно выбрать лучших, сформировать dream team и хвастаться управленческими технологиями на разных конференциях. 

Кроме того, в большом населенном пункте руководитель коммерческого предприятия имеет возможность сконцентрироваться исключительно на своем производстве. А все остальные заботы (инфраструктура, социальная ответственность и так далее) оставить местным властям. Они обязаны этим заниматься. Конечно, предприятия, особенно госформы собственности, активно участвуют в жизни той территории, на которой они расположены. Но, так сказать, специализация между промышленными руководителями и работниками органов местной власти существует. 

У топ-менеджера сельскохозяйственной компании забот объективно намного больше. Он должен заботиться о состоянии дорог на своей территории и социальных объектах. И не просто выделять спонсорскую помощь, а строить с нуля, если надо. И проблемами коммунального хозяйства глубоко заниматься, и жилищным строительством. Это в городе хорошо: можно переманить спеца даже из другого населенного пункта — съемную квартиру он точно найдет. И в сельской местности необходимо обеспечить «квадратами» квалифицированные кадры. Иначе они «сбегут» в другие СПК, в которых имеются агрогородки. А еще есть электрические сети. А еще проблема обеспечения бытовыми услугами и продуктами питания. А еще… Можно перечислять до бесконечности. И если пустишь эти вопросы на самотек — столкнешься с оттоком кадров в той или иной степени. 

Это только люди, совершенно далекие от земли, полагают, что из деревни совсем некуда бежать. Но отток населения из сельской местности наблюдается. И конкуренция за рабочие руки у руководителя аграрного предприятия огромная, причем «внутри территории». Если предложения по тем или иным причинам у него в «колхозе» неинтересные, практически у каждого деревенского жителя есть приусадебное хозяйство. И всегда можно уйти, так сказать, в личный бизнес. 

Кстати, выбор у директора СПК тоже ограничен. Практически весь кадровый потенциал сосредоточен в окружающих деревнях и селах. И с этими людьми приходится работать в широком понимании этого смысла. Нерадивых — воспитывать, тунеядцев — учить труду, умных — поощрять и стараться удержать… И заботиться, заботиться, заботиться о людях по всем фронтам: бытовым, социальным, семейным… И вокруг устойчивых и успешных предприятий «скапливаются» и крепкие сельские населенные пункты. «Социалка» четко взаимосвязана с производством. Успех по одному направлению определяет эффективность производства. 

К сожалению, классические городские менеджеры эти нюансы не всегда понимают. Поэтому нередко приходится слышать: отвлечение бизнеса на социальные моменты (в том числе через уплату налогов) вредит эффективности бизнеса. Возможно, было бы хорошо и правильно для управленцев устраивать «курс молодого бойца» по руководству сельскими компаниями. Однозначно они стали бы мыслить более глубоко и по-государственному.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter