Мудреная вещь — формула черепка

Как ученые БГТУ нашли формулу идеальной реставрации

Дух и букву реставрации помирили ученые

«Реставраторы постарались», — рассудили минчане, когда заметили, что с домов в стиле сталинского ампира в районе ГУМа исчезли козырьки из металлической сетки, защищавшие прохожих от осыпающихся частей керамической облицовки и декора. Да, постарались специалисты предприятия «Проектреставрация» и строители. Но не все знают, что их труд лишь увенчал усилия ученых Белорусского государственного технологического университета, потративших гораздо больше времени на расшифровку и воспроизведение состава керамики и разработку технологий, чем его потребовалось на проведение самих восстановительных работ.

Конечно, построенные в 50-е годы дома — это не египетские пирамиды и не сооружения древних майя. О творениях архитектора Георгия Заборского известно гораздо больше, в том числе и то, какие институты разрабатывали керамическую облицовку его зданий, где и из чего ее делали. Но время ушло, и ушла мода на такое оформление фасадов. За ненадобностью уничтожена документация о составе керамики, выработались карьеры, где брали глину, а предприятия, где элементы декора делали, давно перепрофилировались. Как в таком случае быть, если требовалось провести не евроремонт, а в точности воспроизвести элементы фасада зданий, представляющих собой культурно-историческую ценность?

— В отличие от москвичей, столкнувшихся с той же проблемой на домах с подобным оформлением фасадов, мы решили не использовать подкрашенный пигментами бетон взамен керамики, — вспоминает заведующий кафедрой стекла и керамики БГТУ доктор технических наук, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Иван Левицкий. — Но в точности воспроизводить послевоенную керамику тоже было нельзя, так как она оказалась не совсем качественной и по исполнению, и по составу. Главная ее беда — недостаточная морозостойкость. Попадая в поры и замерзая, вода разрушала материал, который через несколько десятилетий выглядел плачевно. Но если полностью избавиться от пор за счет высокой степени спекания черепка при отжиге, то можно получить стеклованную поверхность, которая не обеспечит должного сцепления с цементным раствором. Требовалось поэтому найти золотую середину по части пористости и соблюсти некоторые другие требования для обеспечения повышенной морозостойкости. Это удалось сделать, и найденные составы керамических масс мы защитили патентом. Одновременно необходимо было попасть в цвет, чтобы новые блоки и элементы декора не выделялись на фоне сохранившихся старых. Это тоже было непростой задачей, и нам пришлось много экспериментировать со смесями различных глин, в том числе украинских, с местными огнеупорными материалами и другими добавками. При этом, чтобы вписаться в отведенный бюджет, мы совсем не использовали керамические пигменты, то есть оксиды металлов. Они могли помочь решить проблему быстро, но обошлась бы такая реставрация очень дорого, так как объем работ был большим.

Вместе со специалистами Комбината декоративно-прикладного искусства имени А.М. Кищенко — единственного предприятия, согласившегося участвовать в проекте и не связанного по рукам индустриальными технологиями, от которых невозможно отступить и на шаг, ученые технологического университета смогли «развязать все узлы» и выполнить сложное задание вовремя. Расположенное в Борисове предприятие стало с тех пор для исследователей буквально вторым рабочим местом, так как сотрудничество продолжилось в рамках других проектов.

Оригинальная итальянская плитка для настила полов дворцового комплекса в Несвиже хранила в себе не меньше загадок, но и с ними белорусам пришлось разбираться самостоятельно, так как итальянцы по каким-то причинам отказались участвовать в воспроизведении древней технологии своих предков. Поэкспериментировав, секрет «вечного» покрытия, которое, постепенно изнашиваясь, все же столетиями не утрачивает декоративный рисунок, ученые БГТУ и специалисты борисовского комбината все-таки разгадали. Оказалось, что при формовке плитки древние мастера вставляли внутрь специальную тонкостенную рамку-узор, в отсеки которой засыпали чуть увлажненный порошок разных цветов. Потом рамку осторожно извлекали, прессовали глину и после отжига получали плитку, в которой объемный рисунок сохранялся на всю глубину черепка. Именно такая черно-серо-белая плитка, изготовленная в Борисове и полностью идентичная оригинальной, восхищает сегодня посетителей Несвижского замка.

Впрочем, «полностью идентична» она только внешне. Ученые учли пожелания специалистов комбината снизить температуру спекания ради экономии энергоресурсов и для этого подобрали соответствующие ингредиенты, отличающиеся от оригинальных. Некоторые компоненты керамики пришлось завозить даже с Кольского полуострова. Но поставленная цель была достигнута, и качество сохранилось на должном уровне. Точно так же партнерам пришлось искать компромисс между духом и буквой реставрации при воспроизведении плитки для других помещений Несвижского замка, для балконов Мирского замка.

Сегодня они совместно работают над восстановлением фасадов исторического здания в Минске по улице Кирова, 5, где будет размещаться Суд ЕврАзЭС. Это здание в стиле модерн, сложенное более 100 лет назад из плинфы — широкого и плоского кирпича, применявшегося в строительстве еще в Византии и Древней Руси, одно из немногих подобных сохранившихся в столице.

По поводу ведущегося там капитального ремонта с модернизацией и реконструкцией можно услышать не только похвалу, но и упреки. Мол, надо бы все делать с использованием материалов, близких к аутентичным, то есть брать глину из тех же карьеров старых кирпичных заводов, в таких же печах отжигать, а не применять современные кирпич, бетон и стальную арматуру. Ученых такие высказывания неосведомленных «защитников старины» лишь возмущают. Во всяком случае, когда речь идет о кирпиче для восстановления фасада, то есть о плинфе, «расшифрованной» ими и воспроизведенной с удивительной точностью. Как и в оригинальной, в ней основной светло-бежевый цвет сочетается с включениями более насыщенных тонов — от светло-коричневого до шоколадного. Для этого ими действительно использовались в основном местные глины, причем разные, но все же они «подшихтовывались», как говорят специалисты по керамике, сырьем из Украины и другими добавками, чтобы сходство с аутентичной плинфой было максимальным. Это более продуктивный путь, чем искать неизвестно где «тот самый» карьер.

Благодаря заказу на изготовление плинфы комбинат декоративно-прикладного искусства сегодня обеспечен работой на полгода, и чтобы выполнить ответственное задание, борисовчанам пришлось даже временно снять с производства некоторые художественные изделия. Возможно, в скором будущем желанная «авральная» ситуация повторится, так как на очереди реставрация комплекса зданий в Лошицком парке Минска, где объем работ побольше, чем на улице Кирова, и также будет использоваться плинфа. Она там, правда, совсем другая по окрасу и составу. Так что придется пофантазировать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter