Привкус «цветных революций»: Таиланд. Часть 1-я

Мрак цветной одежды

Красные и желтые рубашки, белые ленты: «цветные революции» и контрреволюции в Таиланде

Продолжаем международный проект «Привкус цветных революций», организованный Аналитическим центром ЕсооМ совместно с издательским домом «Беларусь сегодня». Десятки ведущих политологов, аналитиков и публицистов из более чем 20 стран мира представляют свое видение феномена «цветной революции», прочно вошедшего в мировую политику и разрушившего прежнюю картину мира. Что из себя он представляет, каким ему может быть противоядие и отчего этот феномен, отточенный на десятке различных государств, оказался несостоятельным в Беларуси — поискам ответов на эти и другие актуальные вопросы современности и посвящен «Привкус цветных революций». Сегодня — первая часть нашего разговора про «красные» и «желтые рубашки», а также «белые ленты»: про серию «цветных революций» и контрреволюций 2006 — 2020 годов в Таиланде.

Известный и неизвестный Таиланд

Таиланд (исторически Сиам) — индо-буддийская страна (тхеравада, как Бирма и Камбоджа) с населением 70 млн человек на 2021 год. Тайская этническая группа, состоящая из нескольких ветвей, включая сиамцев и лаосцев, является результатом миграции тайцев из Китая (Гуанси) на земли кхмеров в южном Индокитае. Королевство Таиланд — страна, известная как своим туризмом, так и мaлoизвестная своим политическим развитием. Страна отличается диверсифицированной экономикой, экономической стабильностью, символом которой является бат, эталонная валюта в Юго-Восточной Азии, а политическая история страны отмечена частыми военными переворотами против коррумпированных гражданских правительств.
Относительная стабильность страны обусловлена одним институтом — монархией, которая обеспечивает общую политическую преемственность государства, опираясь на армию, которая также имеет политическую направленность, как и в соседней Бирме.
Исторически Таиланд отличается исключительным дипломатическим потенциалом, который позволил ему быть одной  из стран в Азии, избежавших колонизации и способных осуществить эндогенную историческую эволюцию без разрывов, отсюда и сильная национальная идентичность. Страна вступила в союз с Японией против англо-французских войск во время Второй мировой войны, затем стала привилегированным союзником США с 1945 года, чтобы спасти монархию и буддизм от коммунизма, избежав таким образом разрушительных войн, которые опустошили всех ее соседей (Бирму, Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Индонезию).

Таиланд является главной опорой АСЕАН с момента ее основания и по сей день. Эта миротворческая дипломатия объясняет относительный социально-экономический прогресс и промышленную мощь страны. Однако королевство все больше испытывает давление со стороны китайско-западного соперничества в регионе, особенно в контексте возможного создания Индо-Тихоокеанского канала на перешейке Кра. В то же время с 2000‑х социально-политические последствия развития и глобализации все больше разбалансируют политическую жизнь страны, которая в настоящее время прерывается «цветными революциями» (сначала «красныx рубашeк», затем «белыx лент» в 2020 — 2021 годах) и контрреволюциями («желтыx рубашeк» в 2006, 2008, 2013 — 2014 и 2017 годах). В соседней Бирме «цветная революция» переросла в полномасштабную войну. Как же Таиланду удается так эффективно выходить невредимым из этих угроз как внутреннего, так и внешнего происхождения?

Особенности протестов: упор на символизм

В таиландских событиях и 15‑летней давности, и происходивших в последние годы читатель без труда узнает многие традиционные элементы «цветных революций».

Считается, что салют тремя средними пальцами происходит из книги Сюзанны Коллинз (бестселлера, запрещенного в библиотеках США за крайнее насилие и антисоциальное мировоззрение) и одноименного фильма «Голодные игры». Впервые публично этот митинговый знак был использован в мае 2014‑го именно в Таиланде в знак протеста против военного переворота. Затем он систематически подхватывается противниками сиамской монархии и запрещается государством, после чего его можно встретить в Гонконге среди противников китайского правительства.

Hе является ли фильм оружием для бессознательного и априорного обучения людей, которые затем реагируют в соответствии со сценарием фильма, когда попадают в ситуацию, более или менее похожую на эту? ВВС косвенно признало этот факт. Фильм был запрещен в Таиланде, поскольку в 2014 году его показы были возможностью собрать противников монархии. Салют тремя пальцами стал символом желания насильственно бороться с правительством и свергнуть его, а не простой политической оппозиции. Это повстанческий символ, призывающий к вооруженной борьбе без пощады и, следовательно, к гражданской войне. Но именно для этого он и используется демонстрантами, которые отвергают любые переговоры и демонизируют нынешнее правительство.


ФОТО РЕЙТЕР.

Участие ЛГБТК. В 2020‑м эта идеологическая секта появилась в ходе «революции белых ленточек» среди студентов и старшеклассников. Впрочем, в Таиланде даже транссексуалы являются частью местной культуры, унаследованной от древнеиндийских религиозных мифов на эту тему, так что здесь нет никакой общественной проблемы.
Поэтому протестное ЛГБТК в стране специально феминистское и феминизированное, оно опирается на очень молодых девушек (16 — 25 лет) и стремится к вестернизации морали и разрыву социально-сексуальных и моральных ориентиров молодежи, а значит, к разрыву всего общества.
Оскорбления его величества. Сторонники «красной революции» и «революции белых ленточек» критикуют богатство монархии, а с 2020 года лично оскорбляют нового короля Вачиралонгкорна. Отсюда и увеличение количества судебных процессов по делам об оскорблении величества, предусмотренных статьей 112 Уголовного кодекса. Революция становится юридическим вопросом, который мобилизует правозащитников. Среди цветного населения страны немало юристов. Следует назвать Арнона Намфу, одного из лидеров движения 2020‑го: он адвокат, специализирующийся на подобных юридических баталиях. По словам Намфы, преступление в виде оскорбления величества — символ несправедливого правосудия и «тиранической власти».
В действительности же атаковать монархию — значит подталкивать страну к гражданской войне. На более глубоком уровне оскорблениe величества является актом религиозного нарушения, поскольку для тайцев король является священной личностью. Это сродни святотатству, это самое серьезное преступление, которое может совершить таец.
Пародии. С 2014 года Намфа начал пародировать политические выборы на видео и в культурных центрах, чтобы публично высмеять хунту. Студенты также активно практикуют пародирование. Полиция пытается запретить эти практики, которые дискредитируют лидеров и иногда нарушают закон об oскорблении величества. Между тем традиция пародий является старой в Таиланде и относится к студенческому левачеству.

Переписывание истории.
Памятник демократии — место сплочения «цветных» демократов, поскольку с 1932‑го он является символом демократизации и модернизации страны. Памятник исторически относится к буржуазной революции, которая ограничила власть монархии и установила военную и ультранационалистическую власть (пан-тайизм), претендовавшую на народную основу под вдохновением кемалистов, бонапартистов и японцев. Но с 1970‑х памятник был переосмыслен и систематически использован противниками военной силы западниками-демократами. В конечном счете это скорее памятник вестернизации, чем самой демократии, о чем, собственно, и идет глубокий спор между «красными», «белыми лентами» и «желтыми».

Использование социальных сетей и интернет-коммуникаций. Особую роль в сотрясающих Таиланд переворотах играет ряд интернет-структур. В частности Milk Tea Alliance — объединение антикитайских азиатских демократических активистов в интернете. Союз возник на почве китайско-тайского спора: известные тайские актеры Вачиравит Чиваари и Вирайя Сукарам, популярные даже в Китае, выступили за Гонконг и Тайвань против Китая в 2020 году. Отсюда и медиабитва между китайскими и тайскими пользователями интернета.
Первоначально антикитайская и связанная с местным национализмом и регионализмом в Гонконге, Тайване, Бирме и Таиланде группа затем стала антиавторитарной и объединила демократических активистов. Это быстро переходит из сферы развлечений в сферу международной политики, что является общей тенденцией новых гибридных войн.
Milk Tea Alliance борется и с КНР, и с сиамской монархией, которые считаются «авторитарными режимами». Это своего рода «демократический интернационал», реальные лидеры которого неизвестны, хотя Тайвань, вероятно, играет главную роль, поскольку это единственная часть сети, имеющая господдержку.

«Желтые рубашки»
. Желтый — королевский цвет. Изначально движение возникло как националистическая оппозиция против коррупции режима Таксина. «Желтые» систематически используют портрет короля в качестве источника легитимности, в том числе против правительства. Демократическая партия (монархистско-националистические правые) была одним из главных действующих лиц «желторубашечников» в 2005 — 2006 годах, а также в 2008‑м и во время столкновений между Камбоджей и Таиландом. «Желтые» способны самостоятельно и без разрушений захватить и управлять международным аэропортом, это говорит о том, что они являются очень хорошо организованной силой и очень хорошо управляются своими лидерами.

«Красные рубашки». Красный цвет — это цвет бывших тайских коммунистов, он ассоциируется со студентами Таммасата и, следовательно, с демократическим движением. Этот цвет также выбрали сторонники Таксина. В 2014‑м движение окончательно потеряло власть, но оно продолжает существовать. Более того, протест набирает обороты благодаря крупномасштабным демонстрациям, регулярно организуемым в Бангкоке. Демонстранты требуют настоящей политической революции, в частности отставки премьера Праюта Чан-О-Ча, роспуска парламента, пересмотра Конституции и прекращения репрессий против оппозиции. Они также требуют определенного контроля над огромным состоянием королевской семьи. Но они не хотят упразднять монархию, к которой тайский народ в целом очень привязан.

«Белые ленты». Цвет отсылает к предполагаемой «чистоте» студентов и, в частности, к цвету траура по студентам, исчезнувшим во время армейских репрессий. Белую ленту носят в память о так называемых «мучениках». Это мощный символ, призывающий к мести или дальнейшему самопожертвованию. Сторонники движения «белых лент» и по их же собственным словам, и по определению являются «жертвами установленного порядка».
Кроме того, начиная с 2020 года белая лента передает идею юношеского бунта против «школьной диктатуры», против всех форм власти, особенно против школьной формы, и против регламентированных стрижек. С тех пор одежда и волосы стали символами политической оппозиции, как это было в 1968‑м во Франции.
ФОТО РЕЙТЕР.

Сторонники «белых лент» ссылаются на книгу агитатора Нетивита Чотипхатфайсала «Плохой студент в отличной системе образования», поэтому их движение называется Bad Students («Плохие студенты»). Сам Нетивит — ключевая фигура: тайский малаец по происхождению, студент политологического факультета университета Чулалонгкорн, активист студенческого союза, который хочет реформировать частично архаичную систему образования, но связывает эту борьбу с борьбой за демократизацию и «освобождение молодежи». Работает этот союз под заметным влиянием зарубежных стран: Гонконга (через структуру Joshua Wong), Норвегии (через Форум свободы в Осло), США (через Фонд прав человека, целью которого является прямое действие против авторитарных режимов изнутри).

Нетивит также является директором издательства, которое публикует подрывные книги и делает переводы зарубежных демократических брошюр: «Две концепции свободы» (И. Берлинa), «О тирании» (Т. Снайдерa), «Личная ответственность при диктатуре» (Х. Арендт), «Письмо доктору Хузаку» (В. Гавелa), «От диктатуры к демократии» (Дж. Шарпа) и «Прекрасная беда: набор инструментов для революции». Впрочем, о зарубежном влиянии на таиландские протесты — во второй части нашего рассказа.

Хронология «рубашечных» катаклизмов

Для ответа на этот вопрос стоит напомнить сперва хронологию тайских событий:

♦ 1997 г. — серьезный банковский кризис в Таиланде, который становится «азиатским экономическим кризисом». Демократизация Таиланда с выборным парламентом. Северный бизнесмен Таксин Чинават (Шинаватра) становится премьером и проводит демагогическую политику;

♦ 2005 г. — напряженные отношения между Таксином и генералом Премом по поводу командования армией. Появление монархистского движения «желтыx рубашeк», выступающего против Таксина;

♦ 2006 г. — Таксин свергнут в результате контрреволюции «желтых рубашек» и военного переворота. Революция оппонентов — «красных рубашек» — подавлена «желторубашечниками» и армией;

♦ 2007 г. — новая Конституция, создающая независимые юридические органы, которые проверяют власть парламента и правительства через назначаемых королем судей;

♦ 2008 г. — «желтые рубашки» проводят демонстрацию против нового «красного» правительства;

♦ 2009 г. — «цветная революция» под руководством «краснорубашечников», контрреволюция «желторубашечников»;

♦ 2010 г. — попытка «красной революции», а затем «желтой контрреволюции». «Красных» убивают или арестовывают;

♦ 2011 г. — Йинглак Чинават, сестра Таксина, избрана премьером;

♦ октябрь 2013 г. — май 2014 г. — новые демонстрации «желтых» против «красного» правительства Йинглак. «Желтые» блокируют улицы, атакуют штаб-квартиру правительства. Туризм и иностранные инвестиции падают. Чтобы остановить «желтые протесты», Йинглак призывает к новым выборам. Но «желтые» занимают избирательные участки. Конституционный суд запретил правительству применять силу против демонстрантов. Позже этот же суд объявляет Йинглак импичмент, но правительство не распускается. «Желтые протесты» продолжаются. Происходит военный путч, «красные» арестованы армией. Дипломатический разрыв с западными державами, осуждающими путч;

♦ 2016 г. — смерть короля Пхумипона Великого. Регентство генерала Према. Новым королем стал Вачиралонгкорн, явно менее популярный, чем его отец;

♦ 2017 г. — новая Конституция, позволяющая шести командирам сил безопасности заседать в парламенте;

♦ 2020 г. — роспуск Future Forward Party. «Красная революция» и «революция белых лент» (студентов и старшеклассников).

Оливье РОКПЛО, доктор, политолог, историк, геополитик, специалист по России и Вьетнаму, советник спецпредставителя Франции в РФ (университет Сорбонна).

(Продолжение следует.)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter