Мозырский НПЗ: путь к европейскому качеству

Мозырский нефтеперерабатывающий завод и его путь к европейскому качеству нефтепродуктов — яркий пример перехода к интенсивному варианту развития производства

Мозырский нефтеперерабатывающий завод и его путь к европейскому качеству нефтепродуктов — яркий пример перехода к интенсивному варианту развития производства. Современнейшие технологии, внедряемые здесь, проявляют свою жизнеспособность и эффективность, прежде всего, благодаря высокой квалификации работников, сочетанию инженерного творчества и точного экономического расчета. Бензин и дизтопливо, керосин и печное топливо из Мозыря признаны в Беларуси и за ее пределами. Завод сегодня все увереннее заявляет о себе на мировых рынках.

Надежды  оправдались,  но…

Программа развития в минувшем пятилетии была логическим продолжением прежних этапов, которые адаптировали завод, построенный по топливной схеме, к новым условиям. Вопросом выживания предприятия в 90-е годы была способность перейти к более глубокой переработке нефти и получать больше светлых нефтепродуктов. Для этого, кроме модернизации прежних установок, были возведены несколько новых. Самой значительной стала комбинированная установка каталитического крекинга (КУКК) по технологии компании UOP. Она строилась по решению правительства, по поручению Президента страны, чтобы поднять предприятие до уровня одного из самых современных в мире. 

В 2004 году прошел пуск КУКК. Она стала четвертой в мире, где применена технология MSCC. Это позволило заводу увеличить выпуск светлых нефтепродуктов, обеспечить полностью потребности Беларуси в сжиженных газах, гарантировать материальное благополучие коллектива и доходы для бюджета и акционеров ОАО.  

Директор дирекции по реконструкции и развитию Алексей Антонов рассказывает, что таких масштабных промышленных строек, как комплекс каткрекинга, за последние 10 лет в Беларуси почти не было. До сих пор приезжают специалисты российских заводов, которые начинают у себя реконструкцию, — анализируют, перенимают подходы. 

В условиях, когда в стройке задействованы десятки подрядчиков и субподрядчиков, ценным оказался опыт единой дирекции, которая сосредоточила все звенья управления стройкой, все функции, начиная с выбора лицензиара, выполнения проектных работ до строительных и пусконаладочных работ. У завода сформировался надежный круг подрядчиков. Трест ОАО  «Мозырьпромстрой» уже более 30 лет ведет работы на заводских объектах. На Мозырском НПЗ всегда уверены в ОАО «Промтехмонтаж» из Минска. Новополоцкое ОАО «Нефтезаводмонтаж» — признанная в Беларуси и за рубежом мощная организация. Также стоит отметить ОАО «Белтеплоизоляция» и ОАО «Севзапмонтажавтоматика». И, конечно, трест ОАО «Гомель­промстрой». 

— Для них на Мозырском НПЗ будет еще много работы, ведь будущее впечатляет масштабами инвестиций, — отмечает Алексей Антонов. — Их объем на предстоящую пятилетку оценивается в сумму свыше 600 млн. долларов. Среди масштабных проектов — строительство комплекса производства параксилола мощностью 120 тысяч тонн в год. Это задача, поставленная Совмином, — параксилол из Мозыря будет замещать импортное сырье на «Могилевхимволокне». 

  По параксилолу сегодня выбрана фирма-лицензиар (американская UOP), — сообщает Алексей Антонов. — И по поручению правительства идет работа по подготовке тендерных торгов на строительство «под ключ». Это будет первый проект, который реализуем, в полном объеме отдав заказ одному генподрядчику. Включая выполнение проекта, закупку оборудования, строительство, пусконаладочные работы и передачу нам готового объекта. 

С пуском КУКК  выросло количество высокооктановых бензинов в общем ассортименте автобензинов с 65 % до 80—85 %. Суммарный объем производства также возрос, даже с учетом того, что загружено пока только 65 % мощности установки. По словам генерального директора Анатолия Куприянова,  порядка 660 тысяч тонн в год — такое увеличение 92-го бензина Мозырский НПЗ получил с вводом КУКК. В этом году за 7 месяцев выпуск автобензинов составил 1 млн. 287 тыс. тонн. Такая прибавка позволила значительно нарастить экспорт продукции в страны Евросоюза (прежде всего в Нидерланды). Это хорошо, но все же не полностью устраивает нефтепереработчиков. И к 2008 году надо получить автобензин по соврменным европейским нормам, которого в Беларуси пока никто не производит. 

Главная идея программы развития на 2006—2010 годы именно в этом: не опоздать, получить товарную продукцию, топливо, соответствующее еще более строгим перспективным европейским стандартам по содержанию вредных веществ в нефтепродуктах. А для этого надо уменьшить содержание бензола и ароматических углеводородов в бензине, серы в дизтопливе. 

Новый  виток  реконструкции

Сейчас завершается один из ответственных этапов на пути к новому качеству — строительство комплексных установок алкилирования (инвестировано около 105 млн. долларов) и бензола (около 28 млн. долларов). Сегодня на установке по производству бензола идут испытания оборудования. Установка алкилирования — технологически сложный комплекс, который начали строить в 2004 году, — станет первой в своем роде на заводах стран СНГ. На ней будут получать высокооктановый бензиновый компонент, соответствующий экологическим требованиям. 

Как рассказал Борис Данилов, заместитель начальника цеха № 2, на установке алкилирования близятся к завершению строительно-монтажные работы, а работники цеха сегодня уже заняты испытанием ряда аппаратов. Подбирается персонал, идет обучение. Впереди, в начале 2007 года, пусковые работы. 

Практически начаты работы и по второму этапу программы (стоимость до 284 млн. долларов). Пуск установки гидрообессеривания бензина каткрекинга позволит получать товарный бензин, соответствующий европейским стандартам. Завершить ее строительство намечено в 2007 году с пуском в 2008 году. 

— А ввод установки гидроочистки дизтоплива мощностью 3 млн. тонн в год увеличит возможности переработки нефти до 12 млн. тонн в год, — обращает внимание Анатолий Куприянов. – Уже выбраны лицензиары технологических процессов, заказаны базовые проекты. Скоро начнется строительство. Реализация этого этапа позволит получить гидроочищенное дизтопливо перспективных сортов (они еще только будут вводиться в ЕС с 2008 года). 

Гидроочистка дизтоплива позволит расширить производство ДТ со сверхнизким содержанием серы, 10 ppm (для сравнения: в России сегодня обычно выпускается ДТ, где серы 350 ppm). Эту установку надо построить в 2008 году, чтобы в 2009 году подойти к ее пуску. 

На предприятии постоянно растет общий объем переработки нефти, с 8,6 млн. тонн он доведен до 10 млн. тонн. Нынче ожидается 10,2—10,3 млн. тонн. Стоит задача наращивать мощность вторичных процессов, чтобы улучшать качественные показатели и обеспечивать глубину переработки, в конечном счете лучше реализовать потенциал новых технологий. 

— Это возможно, если мазут максимально перерабатывается на вторичных процессах, — признает Анатолий Александрович. — Сейчас мы ограничены мощностями по переработке прямогонного ДТ, получаемого из нефти. Ведь мощность нашей установки гидроочистки — 2 млн. тонн. Поэтому столь важен проект новой установки гидроочистки дизтоплива.  

Большой проект — установка  по производству водорода. Но финишная часть программы — комплекс по переработке тяжелых нефтяных остатков. Для него долго определяли наиболее приемлемую для завода технологию. Сейчас уже выбрали лицензиара — это французская компания «Aхеns», технология «H-oil» (бывший Французский институт нефти, компания с мировым именем,  предложил свою новую разработку). Этот комплекс технически сложный и дорогой (до 270 млн. долларов). Предстоит разработка его базового проекта, а строительство планируется начать в 2008—2009 годах. 

В целом реализация программы реконструкции приведет к тому, что Мозырский НПЗ выйдет на уровень лучших европейских заводов. Он  будет полностью соответствовать европейским стандартам и по глубине переработки (до 92 %), и по отбору светлых нефтепродуктов (их товарный выпуск резко возрастет при сокращении выпуска мазута). 

Когда  экология  сочетается с  качеством

Заместитель начальника нефтехимического производства Игорь Ельцов также не обошел тему улучшения качества нефтепродуктов. На установках по получению серы утилизируется сероводород, получаемый при гидроочистке топлива. Повышение эффективности этого процесса необходимо, поскольку снижение содержания серы в дизельном топливе и автобензинах — одно из основных требований по евростандартам. А качественные нефтепродукты меньше загрязняют окружающую среду. 

— Кроме старых блоков получения серы, введены и новые со степенью конверсии сероводорода 98 %, — поясняет Игорь Петрович. —Уверенно говорю, что таких в СНГ единицы (есть еще в Перми и Нижнекамске). В Беларуси даже еще нет таких требований по предельно допустимым выбросам сернистого ангидрида, которые уже может обеспечить наша установка.  Это хорошая технология с резервом на будущее. А сера нужна Гомельскому химзаводу, и с вводом новых установок мы сможем обеспечить его не на 40—50 %, а сполна. 

Нефтехимическое производство на Мозырском НПЗ создали в 1984 году. На разных технологических этапах появляются те или иные химические продукты, которые доводятся до стадии готового товара либо полуфабриката. На двух блоках идет вакуумная разгонка мазута и получают вакуумный газойль для загрузки каталитического крекинга. Чем эффективнее работа, тем лучше загрузка каткрекинга, тем больше будет готовой продукции — бензина. Поэтому сегодня вакуумные блоки загружены на 100 %. 

И еще о качестве. Как раз на нефтехимическом производстве мы застали внутренний аудит. В рамках поддержания системы управления качеством по международному стандарту ИСО 9001-2000 он проводится повсеместно силами специалистов иных производств. Раз в год проходит независимый аудит. Сертификат по ИСО дает уверенные позиции на рынке, повышает конкурентоспособность продукции и эффективность ее экспорта. ОАО имеет и экологическую сертификацию по ИСО 14000, что свидетельствует о повышении безопасности производства для окружающей среды. 

Прибыль  и  государственный  интерес

Экономическая ситуация благодаря эффективности работы на предприятии более чем благоприятная.  О том говорят и итоги первого полугодия: объемы выпуска товарной продукции — 114,5 процента к уровню прошлого года, экспорт вырос на 24 процента, закупка собственной нефти заводом — на 9 процентов. 

— По нашим расчетам, все затраты на строительство и пуск установки каткрекинга сметной стоимостью 101,2 млн. долларов практически за год окупились, — говорит Анатолий Куприянов, — но конечно, мы еще попали и в хорошую рыночную конъюнктуру: в мире резко возросла стоимость нефтепродуктов. Вывод КУКК на устойчивую работу помог расширить ассортимент выпускаемой продукции. Увеличилось количество светлых нефтепродуктов, прежде всего автомобильных бензинов, которые имеют хороший сбыт на мировом рынке. 

— В целом каткрекинг стал довольно эффективным производством, оправдав надежды и расчеты, — подчеркивает генеральный директор. — На КУКК только 10 % продукции от общего объема имеет стоимость, равную стоимости мазута. Остальные 90 % реализуются по очень высоким ценам.  Так, на экспорт с 2004 года идет легкий газойль каталитического крекинга, выпуск его за 7 месяцев вырос на 126 %.   

Парадоксально, но сейчас самый выгодный и самый высокорентабельный продукт ОАО «Мозырский НПЗ» — осветительный керосин с ультранизким содержанием серы (не более 10  ppm). Этот высококачественный керосин сейчас даже дороже, чем авиационный. Он выпускается с прошлого года (была модернизирована установка гидроочистки керосина). В 2,7 раза возросло его производство за 7 месяцев этого года. 

А с 21 августа ОАО «Мозырский НПЗ» благодаря внутренним возможностям завода и рационализации начал апробацию новой раздельной схемы переработки нефти и загрузки комплекса каталитического крекинга смешанным сырьем с применением мазута. Ранее на каткрекинг поступал гидроочищенный вакуумный газойль, неочищенный вакуумный газойль из России и остаток гидрокрекинга с «Нафтана».  А ведь важно выполнять условия, заложенные при проектировании установки, которые и делают ее уникальной. То есть загружать ее гидроочищенным вакуумным газойлем в смеси с мазутом нефти определенного сорта. Это позволит довести использование мощностей до 75—80 %, а потом и до 95 %. Перспективный вариант — переработка с применением уникальной нефти с месторождений Ставрополья. Именно из нее можно получить мазут, наиболее отвечающий проектным требованиям. Загрузка КУКК на 35—40 % мазутом выведет установку именно на проектный режим работы, предусмотренный фирмой-лицензиаром, поясняет Борис Данилов, заместитель начальника цеха № 2. Реализацию этой схемы Анатолий Куприянов назвал главной особенностью и важнейшей задачей программы производства 2006 года. Это позволит получать больше продукции, а значит, улучшать финансовые результаты. 

— Сегодня серьезных проблем законодательного и нормативного порядка в обеспечении экспорта нет, — продолжает Анатолий Александрович. — Конъюнктура мировых рынков благоприятная, и в республике все способствует экспорту нефтепродуктов. В этом году, очевидно, будут достигнуты рекордные результаты по экспорту.  Экспортные поставки составляют примерно 73 % в общем объеме выработанной товарной продукции. 

— Продажа нефтепродуктов идет сегодня на электронных торгах через единую торговую площадку «Белорусского нефтяного торгового дома», — отмечает генеральный директор. — Этот метод эффективен, оправдал себя. А круг покупателей широк: россияне, представители западных компаний. Частично покупают Украина и Молдова. Но основная часть продукции идет в дальнее зарубежье. Выполняя поручения правительства и концерна, мы уже предложили на торги для реализации и партию автобензинов для экспорта на условиях FOB (продавец поставляет продукцию на борт судна в порту отгрузки).  

На Мозырском НПЗ решаются задачи государственного масштаба, ведь он — среди основных налогоплательщиков страны, обеспечивающих во многом благополучие региона да и республики в целом. Участвуя в реализации ряда отраслевых и государственных программ, завод вправе рассчитывать на поддержку Президента, правительства и концерна «Белнефтехим». И она есть, как в закупках сырья, так и при создании благоприятной правовой среды. 

— Интенсивно работаем по программам развития предприятия, и концерн оказывает методологическую и техническую помощь, — отмечает Анатолий Куприянов. — Сегодня мы надеемся на поддержание необходимых темпов обновления как раз благодаря тому, что концерн помог в подготовке президентского Указа № 377 о некоторых вопросах строительства объектов в нашей отрасли. Ведь законодательство создает предпосылки для затягивания работ на сложных объектах. Поэтому концерн обратился к Президенту с просьбой создать условия для ускорения реализации проектов. Указ позволил нам параллельно вести проектирование, экспертизу, закупку оборудования и начинать стройку. И за 2—3 года строить объект, на который обычно тратят 5—6 лет. 

Специалисты двух белорусских НПЗ и  концерна совместно с российскими партнерами работают над обеспечением сырьем, над согласованием цен на него. Планы поставок выдерживаются основными поставщиками Мозырского НПЗ, среди которых «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Русснефть», «Газпромнефть», ТНК-ВР и «Славнефть». 

День работников нефтяной и газовой промышленности на Мозырском НПЗ встречают напряженным трудом, ответственными работами по пуску комплекса по производству бензола, включенного правительством в перечень особо важных инвестпроектов. В этом году намечен выпуск бензола.  

«Нам важно поддержать в штатном режиме действующее производство и строить новые объекты, — подводит итог Анатолий Куприянов. — Успешный и уверенный ход этой работы, пожалуй, наиболее радостное известие к профессиональному празднику». 

Полвека  в  нефтепереработке

День нефтяника — праздник для всего коллектива. Но есть люди, которых иначе как живой историей предприятия и не назовешь. Вадим Петрович Власкин — один из опытнейших специалистов, строил Мозырский НПЗ. В 1975 году он был начальником секции на установке ЛК-6У № 1, где и был получен первый полесский бензин. Долго руководил установкой, производством.  

— Завод на правильном направлении, — считает Вадим Петрович, делая выводы, опираясь на свой многолетний производственный опыт. — Новые условия в 90-е годы потребовали решения о коренной реконструкции. И сегодня наши нефтепродукты отличного качества, почти все идет на экспорт, даже в США покупают. 

Я всегда доверял молодежи. Вот на новую установку каткрекинга пришло около 30 % парней с высшим образованием. Грамотные ребята, способные. Они оправдывают надежды и достойно справляются с делом. Некоторые уже стали руководителями, пусть маленьких пока коллективов, но было бы начало…     

50 лет назад Вадим Петрович Власкин поступил в техническое училище № 2 в Грозном по специальности «оператор широкого профиля по переработке нефти и газа». Узнав о строительстве НПЗ в Омске, решили поехать с группой в 15 человек. Проработал там 18 лет. А потом в Беларуси строился новый завод. И в мае 1973 года Власкин приехал в Мозырь. Долгие годы был начальником топливно-каталитического производства, его школу прошли многие специалисты. Сейчас, можно сказать, на покое мастер участка № 2. Уже меньше ответственности. Тем не менее помогает молодым… Да и семейная трудовая династия сложилась: уже не только дети, но и внук трудятся на заводе. 

Качество продукции ОАО «Мозырский НПЗ» сегодня признано широким кругом потребителей в Беларуси и за ее пределами. Нефтепродукты из Мозыря — это не просто продукт нефтепереработки, а и современная, экологичная продукция, с которой предприятие стремится к лидерству. Иначе и быть не может. Ведь это качество создается усилиями профессионалов, обеспеченное творчеством инженеров, подкрепленное традицией и жесткой дисциплиной производства.  Ведь эту продукцию создает коллектив, для которого слова «честь заводской марки» никогда не были пустым звуком…  

Республика Беларусь, 247760, г. Мозырь-11, Гомельская обл., ОАО «Мозырский НПЗ» 

Отдел маркетинга (внешний рынок) 

Телефоны: 

+375 2351 73975, 74553 

Факс: + 375 2351 74647 

Отдел сбыта (внутренний рынок) 

+375 2351 73897, 73863 

Факс: + 375 2351 73782 

Веб-сайт: www.mnpz.by 

E-mail: office@mnpz.by       

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter