Что отличает человека успешного от неудачника?

Можно все!

Что отличает человека успешного от неудачника? Первый знает свою цель в лицо и держит курс прямехонько к желаемому. Неудачник растерян. Вроде ему тоже все понятно, но в его жизни все сложно. И много препятствий. И стоит ли оно того?

Почему же мы все такие разные? Опять все из детства.

Мы пьем чай с подругой у меня на кухне. В этот момент мой двухлетний сын пытается отрезать себе руку. Большим и острым ножом. Я не уверена, но мне кажется, что именно это и есть его цель в данный конкретный момент. Надо уточнить.

— Филипп, ты действительно хочешь отрезать себе руку?

— Да, — пыхтит.

— А ты планируешь расстаться с одним пальцем или со всей кистью?

— Со всей!

— Понятно.

Пьем чай. Нож предмет удивительный. С ним дети могут играть долго. Филипп вот переключился на собаку.

— Ууууу!

Пес спрятался под кровать. Малыш заметил одинокую куклу. Ррраз! Попытался обрезать ей волосы. Сил не хватило.

— Я хочу отрезать себе руку!

— Я поняла.

Пьем чай. Филипп аккуратно положил нож на место и полез наливать в чашку кипяток.

— Помоги!

Помоги — это значит, что он не планирует обвариться кипятком. И еще много чего значит. Когда ребенок просит помочь, нужно сделать ровно столько, сколько ему нужно. Не учить, не предостерегать, не отстранять его.

— Да, конечно.

Моим детям можно все. Плавать до буйка и есть снег, ходить босиком, не спать всю ночь, смотреть мультики 12 часов подряд и уплетать шоколад плитками. Все это они делают лишь однажды. Испробовав на вкус то, что кажется запретным, дети быстро теряют интерес. Зато приобретают глубокую психологическую установку — можно все! Когда-нибудь они поставят перед собой большую цель. Почему нет? Можно все! И будут добиваться ее любыми средствами. Можно все! И обязательно поймут, что не все средства хороши, но у них в арсенале останется все остальное. И цель будет достигнута. Ведь главное —  внутренний ресурс, если он не растрачен на сомнения, больше сил вкладывается в дело. 

И мозг сосредоточен на том, что можно, а не на запретах.

Во дворе у меня детский сад. Детей я туда не вожу. Потому что там все нельзя. Я слышу, что именно нельзя.

Нельзя Пете подходить к забору, нельзя драться, ломать скамейку. Игорю нельзя ныть, ведь он мальчик. Грише нельзя носиться. Насте нельзя снимать шапку. По нормам все дети на прогулке должны быть в панамках. Кате нельзя есть конфету, упавшую на землю. Всем нельзя выходить за территорию группы. Нельзя не есть суп (хоть пару ложек!). Нельзя не спать во время тихого часа...

Пытаюсь подсчитать, сколько раз в минуту воспитатель одергивает детей. Это учесть невозможно. Педагоги говорят, что у них нервная работа. Они выполняют установки. Да, это правда. В системе все нельзя, потому что — а вдруг что?! Слава Богу, дети хорошо понимают что такое система. Они принимают временные условия игры сада, доверяя лишь родителям.

С пап и мам дети копируют модель поведения, все слизывают. Можете сто раз рассказать ребенку, что курение — вред, но если мама курит, дочь обязательно попробует. И если папа уважает маму, можно даже не напоминать сыну о бережном отношении к девочкам. Сами из себя сделайте то, чем, по вашему мнению, должен стать ребенок. И все. Просто.

С запретами так же. Не важно, что там, в саду, — запросто можно разрешать все дома. Этого будет достаточно для формирования внутренней уверенности и свободы.

Но откуда же я знаю, что мой сын действительно не отмахнет себе тесаком парочку пальцев? Я не знаю до конца. Я вообще не знаю, что будет завтра. Но это не повод превратить свою жизнь в сплошное беспокойство. Я доверяю. Я уверена, что мои дети разберутся. Они чувствуют мою веру и сами в себе уверяются.

В воспитании ребенка самое вредное слово — “нет”. Оно должно быть настолько редким, чтобы, услышав “нет”, дитя понимало, что это действительно очень опасно и запретно.

А все остальное — да. Всегда. Да!


sulimovna@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter