Беларусь и Смоленская область России готовы выйти в 2023 году на товарооборот в 5 млрд долларов

Можно быть ближе

Смоленщина для Беларуси — самый близкий партнер во всех смыслах. Ближе, чем Смоленск, к границе нашей страны не расположен ни один областной центр России. И экономические отношения у нас тесные, соседские. Регион для Беларуси в тройке самых крупных торговых партнеров среди субъектов Российской Федерации. И тем не менее, несмотря на налаженные связи и торговые маршруты, сторонам все еще есть что предложить друг другу. Потенциал сотрудничества далеко не исчерпан. Логистика, промышленность, сельское хозяйство, строительство — во всех этих сферах можно прибавлять. Да и, кроме того, на столе у партнеров ряд перспективных проектов и в новых областях сотрудничества.

Пути сообщения

Смоленск — узловой, ключевой пункт белорусско-российского социально-экономического партнерства. Прямой путь между Москвой и Минском. И даже расположен примерно на одинаковом расстоянии от обеих столиц. Оттого и исторически, и политически Смоленск как бы связывает Беларусь с Центральной Россией, сшивает географическое и экономическое пространство Союзного государства. Такое положение определяет уникальный транспортно-логистический потенциал Смоленщины: область напрямую связана с крупными агломерациями Евразийского экономического союза: Московской (19,5 млн человек), Минской (2,6 млн человек). Неудивительно, что регион — в топ-3 партнеров Беларуси в РФ. Уже в 2023 году стороны намерены довести товарооборот до 5 млрд долларов. Частично такой объем взаимной торговли объясняется особенностями учета: в Смоленской области — точка входа российского природного газа в Беларусь, статистика учитывает топливо в баланс Смоленщины. Впрочем, и без газа общая торговля с нашей страной здесь в разы выше, чем у многих субъектов федерации. География области во многом определяет ее перспективу: по территории региона проходит часть второго Панъевропейского транспортного коридора (РЕ2 «Восток — Запад»: Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород), ведется работа по расширению транспортной инфраструктуры транспортного коридора «Север — Юг». В целом один только логистический потенциал российской области мог бы принести в общую статистику взаимодействия значительные показатели. Поэтому и в Минске, и в Смоленске говорят о серьезных резервах в развитии отношений. Неудивительно, что состояние дел в работе с этим регионом особо отмечает Президент Беларуси.
— Глава государства отдельно интересовался ситуацией в Смоленской области с учетом того, что в регионе недавно сменилось руководство. Он передал определенные пожелания временно исполняющему обязанности руководителя области и подтвердил, что мы продолжаем здесь всю нашу широкую повестку. Мы должны искать новые направления нашего сотрудничества, — рассказал посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.

Время работает на партнерство

Благодаря и логистическому потенциалу, и тому, что Смоленская область формируется как промышленный регион в контексте развития европейской части России, главную роль в сотрудничестве с Беларусью начинает играть машиностроение. Сейчас партнеры обсуждают поставку большой партии автобусной техники в различном исполнении для обновления пассажирского парка города. Если сделка состоится, это будет первая за несколько десятков лет такая масштабная закупка белорусского транспорта. При этом, скажем, грузовая техника производства белорусского МАЗа на Смоленщине, по сути, своя продукция. ООО «Завод КДМ» еще с 1990‑х годов сотрудничает с белорусскими производителями грузовиков. КДМ в названии завода расшифровывается как «коммунально-дорожные машины». Кооперация заключается в производстве соответствующей техники на базе мазовских грузовиков. На сегодняшний день 30 процентов техники, выпускаемой на предприятии, создается на шасси Минского автомобильного завода. При этом в течение двух лет здесь рассчитывают увеличить долю белорусской составляющей до 50 процентов.


— На сегодняшний день линейка нашего предприятия составляет около 10 моделей на базовых автомобилях семейства МАЗ. Это комбинированные дорожные машины зимнего и летнего содержания. Также одно из направлений для нашего предприятия — это производство машин для вывоза твердых бытовых отходов: начиная с малотоннажных машин на двухосных автомобилях МАЗ и заканчивая крупногабаритными машинами с колесной формулой 8х4. Сегодня мы плотно работаем с белорусскими партнерами, МАЗы востребованы, они популярны, набирают обороты среди эксплуатирующих организаций, — проинформировал коммерческий директор ООО «Завод КДМ» Максим Левкин.

Удобная логистика, сопряжение с Беларусью позволяют Смоленску быть своего рода хабом для производства и отправки автомобилей в глубь России. На заводе КДМ сейчас работают над целым рядом проектов в рамках межправительственных соглашений о поставках техники белорусского производства: в эти дни готовится отправка машин в адрес АО «Примавтодор», крупной организации из Приморья. Из 100 машин, которые уйдут из Смоленска на Дальний Восток, более 60 будут поставлены на шасси МАЗ.  
При этом российский производитель подчеркивает: сейчас для продвижения техники из Беларуси чрезвычайно благоприятное время. В этом сегменте техники у МАЗа мало конкурентов, даже Китай пока не оказывает серьезного влияния на рынок, считает Максим Левкин:

— Китайские автомобили сейчас пытаются заполнить нишу, которую освободили европейцы, «большая семерка» европейских производителей автомобилей ушла из России. Но на сегодняшний день доля китайских автомобилей не настолько велика, и тут рост МАЗа весьма существен, потому что Минский автозавод тоже начинает свои продажи увеличивать. И мы, в свою очередь, всегда направляем наших заказчиков, которые рассматривают приобретение машины, на возможные аналоги европейцам, на продукцию МАЗа и КамАЗа. В целом автомобили МАЗ проявили себя как машины простые и надежные, и, соответственно, спрос на них возрастает. Коммуникация на уровне правительства идет плотно, поэтому МАЗ становится более и более доступной машиной в Российской Федерации.

«МАЗ-РУС» набирает обороты

То, что Смоленск стал одним из основных центров реализации белорусской техники, известно давно. А в последнее время этот процесс подняли на более серьезный уровень. На смоленской площадке ООО «МАЗ-РУС» одновременно находятся порядка 700 машин производства Минского автомобильного завода. Эта компания — официальный дистрибьютор белорусской техники в России. Ежедневно на площадку поступают более 30 новых грузовиков, автобусов и столько же ее покидают, отправляясь во все регионы Российской Федерации. Задача предприятия — «очистить» технику в соответствии с таможенным законодательством и проконтролировать уплату налога на добавленную стоимость дилером. После того как в Смоленске убедились, что все предусмотренные законом формальности соблюдены, водитель получает пакет документов и гонит машину дилеру в регион, объясняет заместитель директора филиала ООО «МАЗ-РУС» Сергей Карабан:

— Компания «МАЗ-РУС» является важным звеном в доставке техники конечному покупателю. Мы непосредственно являемся вторым звеном после завода, после нас техника поставляется в адрес официальных дилеров, которые несут гарантийные обязательства на территории Российской Федерации. Техника с минского завода своим ходом доезжает до смоленского филиала, ждет уплату утилизационного сбора, окончательную уплату от дилеров Российской Федерации и уже после этого едет до конечного покупателя. Техника с этой стоянки отправляется во все регионы России. География поставок начинается со Смоленской области и заканчивается Дальним Востоком: Благовещенском, Сахалином.

Небезынтересный момент: даже на Дальний Восток машины следуют своим ходом. И в этом решении заложен глубокий смысл. Во-первых, поясняют на предприятии, везти технику открытыми железнодорожными платформами банально дороже и, скажем так, менее безопасно. Во-вторых, пройдя несколько тысяч километров, машины проходят обкатку и обязательное техническое обслуживание в специально оборудованных точках. 
И производитель, и дилер прекрасно понимают: все конструктивные дефекты или брак сборки обязательно себя проявят по пути к месту назначения. Такую машину либо вернут, либо обслужат на пунктах техобслуживания. В любом случае в регион МАЗы приходят уже однозначно годными к эксплуатации.

— 90 процентов техники на площадке уже законтрактовано, — вводит в курс дела Сергей Карабан. — Она ждет либо оплаты, либо уплаты утильсбора, а реально уже продана. На 2023 год заводом нам утвержден план продаж: 8213 единиц, это на 1400 больше, чем в 2022 году, который, в свою очередь, также был рекордным. Если смотреть по выполнению плана первого квартала, то мы реализовали 1953 единицы, то есть, в принципе, объем годового задания вполне выполним.

Дорожные карты

Впрочем, не одни машиностроение и логистика формируют взаимный товарооборот Беларуси со Смоленской областью. Между сторонами давние и наработанные торговые связи. Поставки товаров идут в обе стороны и даже далеко не все попадают в официальную статистику, учитываясь между небольшими предприятиями и даже частными лицами. Но со временем нарабатываются серьезные каналы поставок продукции. Не так давно в центре Смоленска открылся шоу-рум белорусской легкой промышленности. Под вывеской ОАО «Свiтанак» собрана продукция сразу нескольких белорусских фирм. Это первые шаги для того, чтобы занять серьезную нишу на рынке соседей. В перспективе большие планы на розничную и оптовую торговлю, говорит представитель ОАО «Свiтанак» в Смоленске Вячеслав Блинов:

— Мы уже открыли два магазина в Смоленске, и два магазина у нас есть в Москве на ВДНХ. Наши магазины являются мультибрендовыми площадками белорусских производителей трикотажа, на сегодняшний день у нас в Смоленске представлены 4 производителя: «Свiтанак», «Полесье», «Купалинка» и Брестский чулочный комбинат. 


Помимо привычных позиций взаимной торговли, стороны рассматривают как новые направления сотрудничества, так и углубление взаимодействия в традиционных областях. К примеру, в сфере животноводства, племенного скота и птицеводства Смоленская область видит особый потенциал, белорусы получили приглашение принять участие в развитии этих отраслей. При этом совместные проекты решено апробировать на региональном уровне: с белорусской стороны в эти сферы Смоленщины попробуют зайти витебские аграрии. Отдельная тема для переговоров двух субъектов — строительство как зданий, так и дорог. Временно исполняющий обязанности губернатора Смоленской области Василий Анохин очертил эту тему как одну из принципиальных для развития взаимодействия.

— Сейчас в Смоленской области тема дорожного строительства очень активно развивается, пришли федеральные деньги, — сообщил посол Беларуси в России Дмитрий Крутой. — Но у нас, к сожалению, только витебские дорожники сейчас активны, они получили свежий заказ на 100 километров дорог на сумму 500 миллионов российских рублей. Сейчас мы будем подтягивать дорожные организации из других областей Беларуси, потому что врио губернатора анонсировал эту программу на несколько миллиардов рублей. Качество работ его устроило, он сам ездил, смотрел завершенные белорусами участки дорог, очень похвалил наших строителей, и мы будем это направление развивать. И тема строительства социальных объектов — сферы здравоохранения, школ, детских садов. Здесь тоже формируется большая программа, и мы, можно сказать, как горячие пирожки сейчас получаем заказы. Белорусам также будет передан ряд объектов под очень хорошие федеральные деньги.

Потенциал без границ

По итогам переговоров стороны вышли на взаимный интерес в сферах, которые откровенно не развивались до нынешнего времени. Если в легкой промышленности некоторые сдвиги наметились, то большая химия и производство минеральных удобрений — это те отрасли, где, как говорится, нужно начинать едва ли ни с нуля. Между тем здесь могла бы получиться кооперация: соответствующая промышленность в Смоленске есть, и наверняка при зрелом размышлении получится запустить несколько новых кооперационных идей. Еще одна новая и перспективная тема — деревообработка. Некоторые товары из Беларуси в Смоленск идут. Но это плиты, фанера… На некие финальные продукты стороны пока так и не вышли. И вот сейчас правительство российской области озвучило предложение белорусам войти в этот рынок. Речь идет ни больше ни меньше как о создании пусть небольших, но финальных производств деревообработки с белорусским капиталом. Инвестиционная программа Смоленска вполне позволяет получить определенные льготы под создание таких предприятий на местном сырье. Кстати, подобного рода предприятия, только в сфере легпрома также предлагаются к обсуждению. Сейчас эти темы возьмут на изучение белорусские торгово-промышленные палаты.

Ну и, наверное, последнее, но не самое неважное направление сегодняшнего дня. Стороны с сожалением говорят о том, что у граничащих между собой Беларуси и Смоленщины практически пустует ниша культурного и познавательного туризма. Потенциал для обмена студентами, школьниками по теме общей исторической памяти. Образовательные поездки. Санаторно-курортное лечение. Да даже банальный туризм выходного дня. Все это составляет тот необъятный потенциал для сотрудничества, по реализации которого наши страны могут стать гораздо ближе. Хотя, казалось бы, что ближе и так некуда.

korotkin@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter