Может ли добродетель быть злокачественной?

Протоирей, кандидат богословия, пресс-секретарь Минского Епархиального управления Сергий ЛЕПИН

Протоирей, кандидат богословия, пресс-секретарь Минского Епархиального управления Сергий ЛЕПИН

“Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк. 18.9—14).

Несмотря на то что “вера без дел мертва” (Иак. 2.20), нужно помнить, что “делами закона не оправдается никакая плоть”, поскольку “человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса” (Гал. 2.16), без которой “невозможно угодить Богу” (Евр. 11.6).

Без веры можно быть “хорошим человеком”: не пить, не курить и играть только в шахматы. “Нравственная стерильность” — если бы праведность именно в ней и только в ней заключалась, то Христос бы не пришел и не умер бы на Кресте.

Естественно, вера (а вместе с ней любовь и надежда) выражает себя в делах и в делах себя обнаруживает. Если есть вера-надежда-любовь, то непременно есть и дела. Однако это вовсе не означает, что раз есть дела, то есть и вера! Все планеты светят отраженным светом, но это не значит, что все, светящееся отраженным светом, является планетой...

Если “все идет правильно”, то достигнутая добродетель интроспективно открывает для человека новые горизонты для достижений, а вместе с этим и новые виды на собственную греховность. Чем больше человек поднимается по лестнице совершенства, тем больше несовершенств он в себе видит, и наоборот: неспособность видеть в себе несовершенства является причиной неспособности совершенствования. Именно эта способность называется “духовной нищетой”, которая является залогом грядущего духовного богатства — им обещано Царство Небесное (Мф. 5.3). Это как в науке: найденный ответ порождает два новых вопроса. Только тот, “кто знает, что ничего не знает”, имеет подлинную мотивацию на познание.

Если бы “все шло правильно” в духовной жизни фарисея, то он бы в данной ситуации больше видел повода для самоукорения и смирения, а не для осуждения и самопревозношения. Когда в результате своего развития человек обнаруживает личные превосходства и начинает ими руководствоваться в своей жизни по преимуществу, происходит “озлокачествование” добра — злокачественная добродетель, гордыня, духовный рак.

“Посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4:6). Именно смирение перед Богом есть подлинное религиозное состояние. “Духовная нищета”, чувство вины — это тот канал, по которому осуществляется religare. Человек без вины и покаяния — атеист. Как и человек без добрых дел. Но если бы “все правильно” шло и в жизни мытаря, то он бы тоже не только бил себя в грудь, правда? Однако его греховность имеет более благоприятный прогноз, чем состояние фарисея: ему есть куда расти при имеемом и достигнутом. А куда еще расти фарисею, если он и так уже “лучше всех”? Но “мытари”, ищущие исправления не для себя, а только для фарисеев, тоже немного утомляют... И еще. Наш фарисей хоть постился, жертвовал и прочее, то есть он хоть что-то делал и чего-то достиг. Бывает все куда печальнее: проститутка-профессионалка осуждает блудницу-“альтруистку”, вор осуждает грабителя, завистник — скрягу, а все они вместе ударяют не в свою грудь, а в грудь “фарисея” за то, что он не так постится, молится, смиряется... Да и вообще, “в Бога они верят, а фарисеям — нет”.

“Благодарю Тебя, за то, что я грешу не так, как грешит мой ближний, а по-другому”...
Нельзя грешить больше или меньше — можно грешить по-разному: так или иначе.

Как говорится в каноне, “фарисеевым добродетелям постараемся подражать и ревновать смирению мытаря, ненавидя в них обоих недоброе: безрассудство и пагубу грехопадений”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter