Система поддержки сельхозпроизводителей направлена исключительно на стимулирование деятельности отрасли

Может, хватит закапывать безвозвратно субсидии

ТОЛЬКО далекие от работы на земле люди думают, что сельское хозяйство — бездонная бочка, в которой бесследно исчезают огромные деньги из госбюджета. На самом деле система поддержки сельхозпроизводителей направлена исключительно на стимулирование деятельности отрасли. Понятно, что не везде и не всегда финансовые субсидии дают должную отдачу. Тем не менее в стране достаточно успешных сельхозпредприятий и агропромышленных холдингов, которые кормят и нас, и за рубеж продают свой товар. Но есть и хозяйства, которые не только «строят гримасы» общей статистике, но и ставят под удар рентабельность всего агропромышленного комплекса.



Президент не раз предупреждал: пора отвыкать от «финансовой иглы». Поддержка, без которой АПК пока не обойтись, становится адресной, под конкретные задачи, соответствующие бизнес-планы. О том, что инвестиционная политика будет базироваться на рыночных принципах, говорится и в Основных положениях Программы социально-экономического развития страны на ближайшую пятилетку. Главное внимание — проектам с высокой окупаемостью.

 Для аграриев созданы условия, и теперь государство вправе ждать от них конкретной отдачи. К тому же в рамках Евразийского экономического союза стороны договорились, что с 1 января 2017 года уровень субсидирования сельхозпроизводителей в ЕАЭС будет равным, не превышая при этом 10 процентов.

А в том, что в Беларуси оказывается солидная господдержка АПК, ничего предосудительного нет. Даже в развитых европейских странах аграриям выделяются бюджетные субсидии. И это неспроста — там хорошо знают, чего стоит продовольственная безопасность. В условиях глобализации и усиления конкуренции кто не поддерживает своего агрария, тот поддерживает зарубежного. 

Да, по большому счету уровень господдержки определяется только возможностями бюджета. В Евросоюзе выделяемые средства вообще рассматриваются как компенсация потерь отрасли в условиях нестабильности рынка. Ее размер может достигать 70 процентов стоимости продукции сельского хозяйства. 

С учетом международной практики система господдержки АПК изменена и у нас. Дотации в первую очередь предусмотрены для таких приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса, как сохранение мелиорированных земель, научное обеспечение АПК, улучшение профессиональной подготовки кадров.

В этом году на финансирование Госпрограммы развития аграрного бизнеса  планируется потратить только за счет республиканского бюджета около 9 триллионов рублей. Но замечу, что из общего объема непосредственно в АПК по примеру прошлых лет будет направлено не более 20—25 процентов средств. Согласитесь, немного. Остальные объемы приходятся на несельскохозяйственный сектор — на компенсацию процентов по кредитам банков, удешевление материально-технических ресурсов, другие программы. А крестьянам сейчас надо за все платить, и они вовсе не нахлебники, как некоторые считают. 

И все же, думаю, важен не объем поддержки, а ее структура и стимулы для развития аграрного сектора. Скажем, зачем спасать тонущее хозяйство? Не лучше ли оказать помощь перспективным, которые смогут в ближайшее время вырасти до уровня передовых. К сожалению, в последние годы у многих сельхозпроизводителей отчасти сформировался иждивенческий менталитет по отношению к бюджету. Мол, госказна всегда выручит… 

Да, помогала, но до поры до времени. Сейчас надо в первую очередь рассчитывать на собственные силы. В хозяйствах, где плотность дойного стада 25—30 голов на 100 гектаров сельхозугодий и удой от коровы не менее 6 тысяч килограммов, деньги всегда есть. И помощи со стороны они не ждут, кредиты на авансы не тратят, а просто работают, к тому же эффективно. Вот и получается почти по Карлу Марксу: богатые становятся богаче, а бедные – беднее. И господдержка здесь далеко не панацея.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter