Право обращаться в суд есть у каждого. Но каждому ли нужно его реализовывать?

Можешь не петь - не пой

В последнее время стало модным чуть что сразу бежать в суд. С одной стороны, вся Америка так живет, что ж мы, кино не смотрим? Но с другой — мы не Америка и, надеюсь, останемся самими собой. А в нашей ментальности все–таки принято споры решать полюбовно, лишних претензий не предъявлять и вообще «много про себя не думать».

Но так думают (или «не думают») не все. Вот некто Алесь Денисов, считающий себя музыкантом, решил дать в Минске концерт. И руководитель некоего сайта Сергей Будкин, взявшийся быть организатором, подал заявку на выдачу «гастрольки». А ее не выдали, сославшись на п. 1.3 ст. 215 Кодекса о культуре: «заключение художественного совета по культурно–зрелищным мероприятиям о низком художественном уровне исполнения».

И вместо того чтобы, например, выучить ноты, пойти еще порепетировать или вообще «бросить авиацию» и заняться чем–то другим, авторы идеи подали иск в суд. А что, судья может помочь, если кому–то нужно поправить голос или сделать что–то со слухом?

Немедленно появились статьи на сайтах о «запрещающих идеологах», подключились «правозащитные центры», стали говорить о сорванной благотворительности и нарушении Конституции. Послушайте, но если кто–то плохо поет, при чем здесь Конституция, права человека и «свобода выражения мнений в художественной форме»?

Как назло, вскоре появилась новость о том, что в датском городке Ольборге полицейские просто прогнали с улицы местного музыканта. За то, что он, как сказано в полицейском отчете, «играл очень плохо и шумно» и «безусловно, не звучал как тот солист», песню которого пытался исполнить. Представляете себе нечто похожее в наших реалиях? Поет, значит, себе (вернее — публике за купленные ею билеты) Алесь Денисов, а тут подходит к нему сержант милиции и уводит с собой. Цитируя при этом своего датского коллегу: «Не думаю, что ты должен исполнять это лишь потому, что ты, в принципе, можешь».

Представляете, что бы тут началось? Какие бы писались диатрибы, инвективы и филиппики, какие поистине цицероновские слова бы произносились, как высоко поднялась бы «волна народного гнева» против «очередного произвола властей»?..

А вот в Дании вообще ничего не началось. Кроме немедленно наступившей на улице тишины. Видимо, потому, что датчане хорошо понимают, какие права защищать надо, а какие не стоит. Когда имеет смысл идти в суд, а когда — нет. И кто именно может производить, как сформулировал Сергей Будкин, «замер художественного уровня исполнения» на улицах одной из самых желанных (например, для мигрантов) стран Европы.

Кстати говоря, наш суд организаторам несостоявшегося концерта в иске отказал. По другим, конечно, основаниям, но почему–то хочется верить, что исходя из простого житейского принципа: «Можешь не петь — не пой».

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter