Мозговой штурм

Высокие технологии остро нуждаются в кадровом обеспечении
Высокие технологии остро нуждаются в кадровом обеспечении

То, что показатель уровня безработицы в нашей стране снижается с каждым годом, — это уже привычная статистика. Но чтобы солидные компании выстраивались в очередь за сотрудниками?! Это, казалось бы, нонсенс. Можно объяснить, предположим, проблему нехватки врачей или учителей где–нибудь на периферии. А тут речь идет о ведущих предприятиях страны, расположенных в крупных городах. Имеются в виду компании, работающие в сфере информационных технологий. Сегодня это приоритетное направление и к нему внимание особое. Компании — резиденты Парка высоких технологий получили внушительные государственные преференции, в том числе сниженную налоговую нагрузку... Что еще — остается только работать и зарабатывать деньги. Возможности огромные. Но в полную силу реализовать их не дает острый дефицит специалистов. В итоге компании вынуждены привлекать на работу молодых программистов, которые не то что не успели получить диплом о высшем образовании, но иногда не окончили даже 3–й курс.

— Как показало последнее распределение, вузы не могут удовлетворить запросы компаний — резидентов ПВТ в специалистах в сфере IT, — говорит заместитель директора администрации Парка высоких технологий Александр Мартинкевич. — Компании расширяются быстрее, чем вузы успевают готовить кадры. Чтобы не быть голословным, приведу цифры. Только за 10 месяцев — с июня по март — в Парке было создано 1.039 новых рабочих мест. Среди наиболее востребованных — программисты–разработчики. До 2010 года спрос на эту специальность только у резидентов ПВТ составит порядка 7.200 человек. На втором месте специалисты по тестированию — более 1.900 человек... И так далее. А выпускается вузами страны ежегодно всего около 2 тысяч чисто «айтишных» специалистов.

Недостаток кадров на рынке труда (по данным портала rabota.by, количество вакансий программистов в 29 раз превышает количество желающих трудоустроиться) уже сегодня приводит к вынужденному увеличению зарплаты работников IT–отрасли. Кто предложит большую заработную плату, тот и получит специалиста. Эта ситуация сказывается на белорусских компаниях, пытающихся конкурировать на международном рынке программного обеспечения, и нивелирует полученные в ПВТ налоговые преимущества.

А ведь при этом подготовка специалистов вузами, по словам представителей компаний — резидентов Парка, оставляет желать лучшего. Зачастую образовательные планы сильно отстают от потребностей современной IT–индустрии. Более того, некоторые специальности, востребованные на производстве, сегодня просто отсутствуют в числе тех, по которым готовят вузы. Например, специалист по тестированию или менеджер проектов. Чтобы устранить это несоответствие, крупные IT–компании создают на базе вузов или собственных производств учебные центры и лаборатории для переподготовки и повышения квалификации студентов. Выход? Да, но с огромными издержками.

— Только в этом году наша компания потратила на создание 5 учебных лабораторий в вузах страны четверть миллиона долларов. Мы не против вкладывать деньги в образование. Но ведь этим проблема не исчерпывается, — делится наболевшим заместитель гендиректора по подготовке персонала компании «ЭПАМ Системз» Павел Шагойко, — поскольку мы все равно не получаем молодых сотрудников, способных сразу «стать у станка». Приходится тратить время на их доучивание. Естественно, компанию не устраивает заниматься несвойственной ей функцией подготовки персонала. Поэтому ищем варианты. К примеру, заключаем с вузами партнерские программы: от экспертизы образовательных стандартов до передачи корпоративно–технологического опыта и актуальных программ обучения преподавательскому составу. Как раз недавно провели первый семинар в Силичах, где в течение недели обсуждали методики промышленного программирования с преподавателями белорусских вузов.

Недостаточное владение технологическими аспектами программирования, неумение работать в команде, недопонимание структуры и организации программного проекта — это далеко не полный перечень претензий работодателей к выпускникам вузов, на переподготовку которых компаниям приходится затрачивать от нескольких месяцев до года. И плюс к этому списку — слабое владение иностранным языком. На это можно было бы закрыть глаза, если бы речь шла, скажем, о будущем учителе математики в школе. Но как без знания языка смогут общаться между собой несколько команд программистов, задействованных в написании той или иной части программного обеспечения, которые работают в разных уголках земного шара? Впрочем, это вопрос не только к вузам, но и к школам, где до сих пор иностранным языкам уделяется недостаточное внимание. Говорю об этом со знанием дела. Когда я однажды спросила завуча одной из минских гимназий, почему такое отношение к преподаванию иностранного языка, услышала ответ: «Если вашему ребенку он будет нужен, наймете в старших классах репетитора...»

Опасность разрыва между учебными программами, разработанными более 10 лет назад, и знаниями, необходимыми сегодня на производстве, понимают и вузы. В последний год ведется активная работа по подготовке нового поколения образовательных стандартов, говорит проректор по научной работе БГУИР Виктор Борисенко. Планируется, что в вузовских учебных программах больше внимания будет уделяться практической подготовке студентов, ознакомлению их с последними разработками в соответствующей отрасли. В Европе и США, кстати, давно перешли на подготовку и обучение кадров с использованием задач, что называется, из жизни. А не зазубривание сухих параграфов из учебника или лекций из конспекта. Нужно больше практики, тогда и результат будет! В БГУИР новое поколение образовательных стандартов в области IT планируется внедрить уже в сентябре этого года. Но если это поможет решить проблему с качеством подготовки, то как быть с проблемой количества? Ведь университеты при всем желании и спросе на «айтишные» специальности просто не в состоянии в два, три, десять раз увеличить набор студентов. Возможно, за счет дистанционного образования, которому в последние годы стало уделяться больше внимания. А также, по мнению директора администрации ПВТ Валерия Цепкало, необходимо создание в стране так называемой IT–академии. Планируется, что она займется переподготовкой молодых людей с высшим техническим непрофильным образованием (их ежегодно выпускается около 7 — 8 тысяч), которые не нашли себя в выбранной ранее профессии. Кстати говоря, проблема очень распространенная. Ведь, по статистике, 75 процентов выпускников школ выбирают будущую профессию под влиянием родителей, которые зачастую не владеют даже элементарной компьютерной грамотой, не говоря уже о программировании. А зря, ведь именно эта специальность сегодня и в ближайшем будущем — одна из самых востребованных на белорусском и мировом рынках труда.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter