Мозговой штурм

О концепциях образа Беларуси

Два года назад в Правительстве пришли к выводу, что за рубежом недостаточно знают о нашей стране. Что ей нужен собственный успешный имидж и его продвижение «на экспорт». Появилось распоряжение «О создании межведомственной рабочей группы для выработки плана действий по развитию странового маркетинга Республики Беларусь». К решению задачи госслужащие пригласили экспертов из негосударственных организаций. Маркетологов, рекламистов, пиар–специалистов, экономистов, социологов. Как журналист я наблюдал за этим с надеждой, что креативность одних и широкие полномочия других дадут синергетический эффект.


К сожалению, синергии не получилось. Что–то не срослось в подходах чиновников и предложениях экспертов. Хорошая инициатива тихо почила. Но если у чиновников проект отлеживается где–то далеко под сукном, спецы, похоже, энтузиазма не утратили и взялись за возрождение идеи.


Это маркетолог Анатолий Акантинов, рекламист Петр Попелушко, специалист по связям с общественностью Роман Костицын (все трое работали в упомянутой межведомственной группе). К ним присоединились еще несколько человек, болеющих душой за имидж Беларуси, ее будущее. Среди них, кстати, есть представители государственных органов: Минторга, Минкультуры... Однако на этот раз обсуждение будет вестись не в министерских кабинетах, и не в коридорах Дома Правительства. А на открытой для всех общественной платформе. И это, считаю, логично. Потому как все мы, живущие на этой земле, формируем образ нашей страны за рубежом. Плюс 3,5 миллиона соотечественников–эмигрантов, о которых тоже судят по Беларуси (вспоминаю, как в Праге, общаясь с американским программистом, спросил, есть ли у него в США знакомые белорусские «айтишники». «Да, несколько, — ответил парень и поднял большой палец к верху: — Отличные ребята!»). Поэтому неплохо бы всем нам включиться в мозговой штурм. Задача: найти современную квинтэссенцию белорусского, понять, каковы наши отличительные особенности, в чем наша прелесть. И как эффективно и красиво преподнести ее миру. Чтобы люди из–за рубежа говорили: «Я выбираю Беларусь (как турист, как инвестор, как покупатель белорусских товаров), потому что...»


Просто и понятно выстроить эту фразу чрезвычайно важно. Так как достаточно выехать в близкую нам Польшу, чтобы убедиться: даже здесь о Беларуси знают немного, и представления эти часто размытые и сумрачные. Да, большинство поляков в курсе, что белорусские земли были ядром Великого княжества Литовского. Что наши предки локоть к локтю били врага под Грюнвальдом. Но с чем отождествляется в массовом сознании соседей современная Беларусь? Ее экономика, например? Журналист варшавского издания Polityka Йендржей Винецки, гостивший недавно в Минске и Полоцке, на мои вопросы дипломатично заметил, что у польской аудитории «много стереотипов в отношении вашей страны». О некоторых из них можно узнать, просматривая тематический сайт «Найдем Беларусь!». В новинку для многих в Варшаве, Гданьске, Вроцлаве информация о том, что у нас уже давно нет пустых полок в магазинах, а на улицах есть реклама (пусть ее и не так много, как в Польше). Это, конечно, кажется странным, но многие к западу от Белостока уверены, что в Беларуси командно–плановая экономика, точь–в–точь как в позднесоветские времена...


Кто же должен развенчивать эти унылые стереотипы? Разве не мы? И кто за нас расскажет соседям, что на «зямлi пад белымi крыламi» сохранились интересные замки, церкви и костелы, величественные леса, живописные озера и парки? Что здесь можно увлекательно провести уик–энд и даже целый отпуск (как это сделал Йендржей Винецки)...


Эмоциональная, убедительная, творческая концепция образа Беларуси нужна нам всем. Центр стратегического развития «Маркетинговые системы», как мне рассказали, уже начал принимать предложения. Интересная идея, озарение может возникнуть на госпредприятии и в частной фирме, у специалиста по маркетингу и у студента–первокурсника. Профессиональное жюри ни одну концепцию не оставит без внимания. Уверен, что из общей массы удастся извлечь настоящие алмазы. Которые после соответствующей шлифовки и огранки засияют всеми красками белорусской земли.


И вот здесь с высокого слога снова перейду к рутинной прозе. Если выработка странового имиджа — живой, творческий процесс, которому кабинетные разнарядки скорее повредят, чем помогут, то продвижение готового продукта — совсем другое дело. Здесь уже нужны ресурсы: финансовые, организационные, административные. На общественных началах эту стадию работы не выполнить. Требуется участие государства, Правительства. Очень надеюсь, что вторая попытка будет успешнее первой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter