Мозговой штурм

Участники конференц-зала обсуждают перспективы инновационного развития
Новые технологии и инновации

Собственно, иного пути у Беларуси нет. "Врожденная" сырьевая недостаточность оставляет нашей экономике лишь один способ выживания - инновационное развитие, суперсовременные и наукоемкие технологии. Именно они и основа нашей конкурентоспособности на мировом рынке, и залог стабильного благополучного будущего. Инновационный путь развития экономики определен Президентом на третьем Всебелорусском народном собрании как один из важнейших государственных приоритетов. Теперь пришло время конкретных дел. Что самое приятное, все необходимые предпосылки для оптимизма у нас есть. И интеллект, и образование, и опыт, и стратегия. Дело за малым - нужен четкий механизм реализации инновационной политики. Причем не только на уровне государства, но и в каждой отрасли, на каждом предприятии и в организации. Именно о нем и шел разговор за "круглым столом" редакции. Сегодня гости конференц-зала "СБ" заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Игорь ВОЙТОВ, начальник управления науки и инновационного развития аппарата Совета Министров Евгений САПЕЛКИН, директор Белорусского инновационного фонда Анатолий ГРИШАНОВИЧ, заместитель начальника управления научно-технической политики - начальник отдела новой техники и технологии Министерства промышленности Виктор ТОПЧИЙ, заведующий отделом экономики, науки и инновационной деятельности Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Вячеслав ИВАНОВ, советник-консультант Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Павел БИРЮКОВ и начальник отдела международных связей НАН Беларуси Владимир ПОДКОПАЕВ.

"СБ": Разработка и освоение передовых технологий и новых видов продукции в программе инновационного развития страны имеют фундаментальное значение. Готовы ли белорусские предприятия использовать современные научные разработки?

Е.Сапелкин: Построение конкурентоспособной экономики возможно только за счет создания новых и модернизации действующих производств на основе внедрения современных высоких технологий. Что весьма важно, около 80 процентов из них будут обеспечены отечественными разработками. Задействовано 1.095 важнейших предприятий реального сектора экономики. Кроме того, на уровне отраслей и регионов разработаны свои программы инновационного развития, задача которых - поэтапная комплексная модернизация практически всех субъектов хозяйствования.

И.Войтов: Речь идет о глубокой модернизации всей экономики на основе новых технологических решений, о прорывных технологиях, новых предприятиях и производствах, с помощью которых можно решать конкретные задачи отраслей, регионов, страны в целом. В организации научных исследований намечаются значительные изменения. Правительством поддержана идея сформировать 11 государственных комплексных целевых научно-технических программ, чтобы устранить барьеры на всех этапах внедренческого пути - от идеи до серийного производства.

В.Иванов: У программы инновационного развития, как у медали, две стороны: собственно технологическое развитие и экономическая среда, которая необходима, чтобы достичь результата. И нам нужно активно создавать условия - организационные, правовые, экономические, социальные, чтобы эффективно использовать достижения научной, научно-технической инновационной деятельности. Планируем, что реализация программы позволит к 2010 году почти вдвое увеличить выпуск новой промышленной продукции, а доля инновационно активных предприятий составит к 2010 году 25 процентов, что будет соответствовать уровню наиболее развитых стран мира. Поставлена также задача довести долю сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства не менее чем до 70 процентов.

В.Топчий: В системе Минпрома 226 промышленных предприятий, из них в программу включено около 140. Это предприятия различных отраслей. В результате перемен, если говорить простым языком, здесь должно пройти техперевооружение, значительно увеличиться объем выпуска новой, затребованной на внутреннем и внешнем рынке продукции. Параллельно с государственной программой мы разработали и отраслевую, которая уже одобрена коллегией Минпрома. По структуре программы близки. За пятилетку мы планируем внедрить более 600 важнейших разработок: в основном в рамках государственных научно-технических программ с поддержкой ГКНТ, а также госпрограмм "Автотракторокомбайностроение", "Станкостроение", развития радиоэлектронной промышленности. Будет создано более 50 новых производств, а также 6 новых предприятий: по производству бесшовных труб, субмикронное на "Интеграле", по производству стиральных машин на "Атланте" и других. Новые разработки будут внедряться за счет средств предприятий, инновационного фонда и бюджетного финансирования. Очевидно, что создание новых производств потребует привлечения кредитов, заемных средств.

"СБ": Энергетическая составляющая программы поможет снизить нашу сырьевую зависимость?

Е.Сапелкин: Безусловно. Это одна из важнейших задач. Энергозатраты на производство продукции в нашей стране пока в 2 - 3 раза больше, нежели в высокоразвитых в технологическом отношении странах. Если мы снизим энергопотребление хотя бы на 30 процентов, то получим значительный экономический эффект. В программе предусматривается комплексный подход, и вопросы использования местных ресурсов, модернизации существующих энергомощностей и строительство АЭС - это 3 основных направления. И энергоэффективная составляющая при этом - главная. Для этого мы развиваем и альтернативную энергетику. Например, на территории Беларуси более 500 точек, где можно устанавливать ветряные энергоустановки. Есть возможности строительства гидроэлектростанций. У НАН в этой области солидные наработки - их нужно незамедлительно реализовывать.

И.Войтов: Предусмотрено создание системы по производству котельного оборудования для эффективного использования биотоплива. Еще одно направление - биодизель. Скоро в Гродно на "Азоте" будет работать установка, здесь перспективы большие. Программа модернизации теплостанций предусматривает внедрение парогазовых технологий на Гомельской ТЭЦ, Гродненской ТЭЦ-2, Мозырской ТЭЦ и др. Мы намерены значительно повысить КПД действующих энергоустановок. Запланировано строительство: Полоцкой, Гродненской, Городищенской, Зельвенской ГЭС - все с быстрой окупаемостью.

"СБ": Какое место отводится модернизации и обновлению действующих производственных мощностей?

И.Войтов: Техническое перевооружение - это один из приоритетных показателей, которые будут контролироваться на уровне Президента и Правительства по отраслям. Планы большие, амбициозные, в обновление оборудования предстоит вложить огромные средства. Всего по стране будет модернизировано 609 действующих производств на основе внедрения почти 900 новых технологий, планируется создать 100 новых предприятий, в том числе в кластерных структурах на 386 предприятиях будут создаваться новые производства.

А.Гришанович: Программу не стоит сводить только к технологическому обновлению, модернизации, замене устаревшего оборудования или созданию только экономических условий. Инновации шире понятия научно-технической деятельности, это комплексный подход к решению проблем. В концепции создания национальной инновационной системы заложено, что будет совершенствоваться политическая, экономическая система, создаваться благоприятный климат для инновационной активности как юридических лиц, так и физических. Нужно определить и приоритеты: на чем сосредоточиться? Сконцентрировать там имеющиеся ресурсы и достичь прорывного результата.

В.Подкопаев: Надо понимать, что инновационный путь развития - это не самоцель. Это средство для повышения эффективности развития экономики, повышения конкурентоспособности наших товаров и в конечном счете - это важнейшее условие социального развития. Наука - это самая динамично развивающаяся отрасль. Но должен быть и штат соответствующий, и инфраструктура для того, чтобы внедрять научные разработки в производственный сектор. Надо признать, что у нас бурного роста в этой сфере пока еще не наблюдается. Причина тому, на мой взгляд, - недостаточная правовая база, не отрегулированы еще в должной степени многие вопросы в правовом отношении. Плюс субъективный фактор. Не готовы психологически у нас многие потенциально способные в этой области кадры активно заняться этой работой.

"СБ": Крупнейшие иностранные корпорации тратят миллиарды именно на подготовку кадров, и в первую очередь управленцев высшего звена. Насколько актуальна эта проблема для Беларуси?

Е.Сапелкин: Начинается все с системы управления. Нет ее - не может быть и речи об инновационном развитии. Сегодня у нас остро стоит проблема подготовки руководителей, способных реализовывать те или иные научные идеи. И на частных предприятиях, и на государственных. Здесь требуются совершенно новые квалификационные характеристики. К концу этой пятилетки число субъектов инновационной инфраструктуры должно удвоиться. Но пока из образцово работающих я могу назвать только технопарк на базе БНТУ и технопарк в Могилеве. И в первую очередь потому, что их возглавляют такие руководители, которые, кроме образования и интеллекта, имеют опыт и креативно мыслят.

П.Бирюков: Вопрос, который лежит на поверхности, - подготовка менеджеров в области управления инновациями. По оценкам специалистов, для успешного продвижения инновационных проектов Беларуси сегодня необходимо до 7 тысяч человек данной специальности. Но менеджеров такого профиля белорусские вузы пока не готовят. Выпускники же естественно-научных и технических специальностей, вливаясь в производственную, научную и предпринимательскую сферы, практически не готовы организовать управление инновациями. Были, правда, попытки обучения ученых и узких специалистов основам менеджмента для доведения самими учеными полученных ими научных, научно-технических результатов до практического применения (включая реализацию наукоемкой продукции на рынке). Но в результате из хороших ученых получали плохих менеджеров...

Е.Сапелкин: Если мы не обеспечим интеграции образования, науки и производства, предприятий и академических институтов, то целей, которые мы ставим, будет сложно достигнуть. Речь идет не о наращивании количества получающих высшее образование, а о программе целевой подготовки специалистов в соответствии с требованиями инновационного развития. Нужно прорабатывать и вопрос стимулирования специалистов, которые занимаются инновационной деятельностью. Кстати, Указ N 1, подписанный Президентом в этом году, направлен именно на развитие инновационной составляющей. Он четко определяет порядок формирования субъектов инновационной инфраструктуры и соответствующие стимулы при их создании.

В.Подкопаев: Для того чтобы эффективнее шло внедрение, необходимы и академтехнопарки, и специальное подразделение, которое будет заниматься продвижением разработок в реальный сектор экономики. Важно поддерживать и высокий уровень научных кадров. Мы должны сравнивать все свои наработки и с международным опытом, чтобы, как говорится, не изобретать велосипед. Мы не должны ограничивать нашу инновационную систему ориентацией только на белорусский рынок. Кстати, наши ученые активно выезжают на стажировку для совершенствования знаний, для проведения экспериментов в зарубежные центры.

"СБ": И насколько активно ведется международное сотрудничество?

И.Войтов: В области научно-технической деятельности у нас заключены договоры с 36 странами, за ближайшие 4 года планируется заключить договоры не менее чем с 11. Мы определились с приоритетами. В первую очередь это близкие к нам страны - Литва, Словения, Черногория, Франция, Швеция, а также Малайзия, Аргентина, Бразилия, Куба, Азербайджан, Кыргызстан. Это ближайшие планы. В настоящее время работают 11 межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству. Это совместные проекты по стажировке специалистов, вопросам, связанным с продажей различных технологий - как наших за рубежом, так и с привлечением сюда самых передовых. И важнейший вопрос в программе инновационного развития - создание международных товаропроводящих сетей за рубежом. Теперь у Беларуси за рубежом более 150 представительств от различных компаний, заводов. Ведь важно не только произвести товар, но и выгодно его продать. Поэтому планируется в ближайшие годы открытие еще 40 представительств в различных странах по ведущим нашим предприятиям. Намечено и активное развитие электронных торговых площадок (бирж).

"СБ": Кто может рассчитывать на финансовую поддержку в рамках государственной программы инновационного развития? Предусмотрены ли льготы для организаций и предприятий, активно внедряющих новые технологии?

И.Войтов: Субъекты программы должны соответствовать определенным критериям. Первое - рентабельность вновь создаваемых производств, технологических линий на уровне 13 - 14 процентов. Второе - срок окупаемости проектов не более 6 лет. Это оптимальный срок, потому что многие проекты инвестиционные. Третье - создание новых рабочих мест, и прежде всего в регионах, малых городах. Четвертое - продукция должна быть экспортно ориентированной, поскольку внутренний рынок у нас небольшой. Пятое - импортозамещение. Эти показатели были стартовыми для отраслей при разработке программы, это обязательные требования для бизнес-планов, которые включены в программу. Если говорить о новом технологическом укладе, то за пятилетку мы должны выйти на новый уровень прежде всего в трех направлениях: информационные, нано- и биотехнологии. Здесь и будет идти речь о господдержке и преференциях. Льготы есть. Другой вопрос: насколько эффективно используют их субъекты хозяйствования?

В.Топчий: Преференции предусмотрены для высокотехнологичных производств и предприятий, которые включены в реестр ГКНТ. Согласно указу Президента от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС освобождаются ввозимые оборудование и приборы для научно-исследовательских целей, материалы и комплектующие, предназначенные для выполнения заданий программ.

Е.Сапелкин: Думаю, не стоит сосредоточивать внимание только на льготах. "Дай-дай-дай" - это путь абсолютно тупиковый. Настроения патернализма, то есть ожидания преференций от государства, необходимо скорректировать, выдвинув на первый план активную деятельность субъектов хозяйствования. Если у предприятия нет четкой программы действий, бизнес-плана, программы развития, никакие деньги не помогут. Мы не можем сегодня говорить о том, что буквально каждое предприятие необходимо "вытаскивать" в инновационно активные. Надо проанализировать, способно ли конкретное малое, среднее, крупное предприятие решать проблемы, связанные с реализацией госпрограммы.

И.Войтов: На данном этапе на реализацию программы планируется выделение из разных источников примерно 17 триллионов рублей. Порядок примерно такой: 30 процентов - бюджет, 30 - кредит, 30 - собственные средства. Замечу, что проблемы малых предприятий, которые не имеют оборотных, залоговых средств, характерны для всех стран, не только для нашей. Для этого у нас существует Белорусский инновационный фонд - там можно брать деньги без залога под бизнес-план. И банки финансируют инновационные бизнес-планы. Государство же дает гарантии только по важнейшим проектам, я бы сказал, жизнеобеспечивающим.

Е.Сапелкин: Я хотел бы заметить, что соотношение между источниками финансирования, связанными с исследованиями и с внедрением научных разработок, примерно составляет 1:5 и даже 1:10. То есть гораздо больше средств требуется для их непосредственной реализации. И поэтому, если вы заметили, ГКНТ, НАН, разработчики из министерств и ведомств пошли по разумному пути поэтапной модернизации предприятий. Например, на БМЗ создается производство бесшовных труб. То есть надо не фантазировать, а концентрировать ресурсы на прорывных технологиях, шаг за шагом продвигаться на качественно новую ступень.

А.Гришанович: Во всем мире, не только в Беларуси, есть такая проблема: избыток свободных средств и недостаток хорошо подготовленных, аргументированных проектов. И у нас есть кредитные линии в десятки миллионов долларов, которые не осваиваются. И в России та же проблема, там говорят: любые деньги дадим, только дайте хорошие предложения. Аргументированные, отработанные, с бизнес-планами. И в странах новых членов ЕС похожая ситуация: деньги есть, а осваивать некому. Они прямо говорят: давайте на контрактной основе будем белорусский научный и промышленный потенциал использовать. И не первый раз об этом речь идет.

В.Топчий: У нас есть обоснованные бизнес-планы, но развитие сдерживает отсутствие оборотных средств. Думаю, при соответствующем государственном стимулировании они будут реализованы.

А.Гришанович: Система финансирования инновационных проектов имеет немало решений. Например, венчурные фонды - они по своей сути ориентированы на рискованные проекты. Если из 10 венчурных проектов один "выстрелит", будет успешным, он покроет все убытки по другим. В программе мероприятий, которую мы обсуждаем, запланировано создание трех венчурных организаций в течение 5 лет. По существующей практике источники их финансирования - это средства банков, частных инвесторов, страховых и пенсионных фондов, а также иностранные средства. Должен быть рынок акций, фондовые биржи, капитализация предприятий.

"СБ": Правовое поле соответствует нашим инновационным планам? Или здесь тоже нужна модернизация?

П.Бирюков: В настоящее время в законодательстве отсутствует адекватное по содержанию определение понятий, связанных с инновациями и инновационной деятельностью. У нас нередко происходит смешение понятий "инновационная деятельность" и "научно-техническая деятельность", "инновации" и "разработки". И в том и в другом случае речь идет о создании новых или усовершенствованных технологий, новой или усовершенствованной продукции. Возникают вопросы: какую продукцию считать новой? Насколько она должна быть "усовершенствована", чтобы относилась к категории "инновация"? Используемые при этом в статистической отчетности такие обороты, как "существенно отличается от аналогов", "в значительной степени усовершенствована", не вносят ясности и определенности.

В.Подкопаев: На мой взгляд, некоторые изменения необходимы, чтобы динамично развивалось международное научно-техническое сотрудничество. Например, механизм работы межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству сейчас, я бы сказал, времяемкий: научные заявки рассматриваются неоправданно долго. Есть вопросы и по зарубежным командировкам ученых, их участию в международных мероприятиях. Существующий механизм бюджетного финансирования предполагает достаточно долгое согласование, и зачастую ученым приходится выезжать в научные командировки за свой счет с последующей компенсацией. Такие барьеры нужно снимать.

Е.Сапелкин: Сейчас ГКНТ, НАН, в министерствах и облисполкомах разрабатываются предложения по совершенствованию уже существующей законодательной базы. Разработан и проект закона об инновационной деятельности. Какие цели преследуются при этом? Прежде всего создание необходимых экономических и правовых условий для внедрения инноваций на конкретных предприятиях. Целевая установка - выход на 5-й, а на некоторых предприятиях и на 6-й технологический уровень. С другой стороны, освоение новых технологий - это всегда риск, прежде всего финансовый. Поэтому законодательство обязательно должно предусматривать механизмы компенсации для субъектов инновационной деятельности. Опыт, в том числе и международный, в этих вопросах есть, и нам предстоит проанализировать существующие правовые механизмы и с этих позиций.

Елена ЛЕГКАЯ, Иван ЖДАНОВИЧ, Иван КИРИЛЕНКО, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter