Мозаика ячменного поля

В апреле этого года в нашей рубрике появилась статья «Пенное дело», которая была посвящена вопросам ценовой конкурентоспособности белорусского пива
В апреле этого года в нашей рубрике появилась статья «Пенное дело», которая была посвящена вопросам ценовой конкурентоспособности белорусского пива. Тогда пивной сезон в стране только выходил на старт, а ячмень на полях еще не начал давать побеги. Но вот круг пройден. На дворе почти сентябрь. Продажи пива идут на спад, а зерно, из которого получают янтарный напиток, убрано. Любопытно, каков результат? К сожалению, не такой, как хотелось бы. Крестьяне разочарованы погодой, пивовары встревожены низким качеством ячменя, ученые разводят руками, а в Правительстве напряженно думают над тем, как разрешить возникшие проблемы...

В середине прошлой недели, когда финишировала уборка пивоваренного ячменя, Минсельхозпрод опубликовал очередные оперативные данные по этой культуре. Оказалось, что намолот зерна приличный — под 250 тысяч тонн. Однако из этого объема по госзаказу на предприятия пивоваренной отрасли было отгружено чуть более 30 тысяч — пятая часть от установленного плана. В 2005 году в то же самое время госзаказ был закрыт на 40 процентов. Учитывая, что в самом ближайшем будущем производство пенного согласно программе развития пивоваренной отрасли должно возрасти до 45 миллионов декалитров в год (против прошлогодних 27,2 миллиона), динамика, откровенно говоря, настораживающая. В чем причины?

Слишком много солнца

Объем госзаказа по пивоваренному ячменю, рассчитанный специалистами и действующий в последние годы, составляет 150 тысяч тонн. В этом году, по словам начальника отдела земледелия и растениеводства Минсельхозпрода Виктора Корнева, хозяйства страны сделают все возможное, чтобы выполнить норматив. Впрочем, твердой уверенности в том, что госзаказ будет закрыт, нет сегодня ни у крестьян, ни у пивоваров. «В этом году была хорошая урожайность ячменя. Однако зерно подкосила двухнедельная засуха, оно оказалось щуплым, колос не налился. Из–за избытка солнца в ячмене образовался лишний белок», — пояснил причину возникших трудностей Виктор Корнев. Причина действительно резонная. Любой пивовар знает, что лишний протеин в ячмене — это плохой солод, а следовательно, невкусное пиво.

«Требованиям по содержанию белка не соответствует около 80 процентов отгружаемого на солодовни зерна», — констатирует заместитель начальника управления координации и развития отраслей по производству продуктов питания и табачных изделий концерна «Белгоспищепром» Ирина Ежгунович. Таким образом, многие партии пивоварам приходится забраковывать. Тот же ячмень, который принимается, также далек от оптимальных стандартов. «В этом году практически все годное для пивоварения зерно — 2–го класса. Первоклассными из урожая этого года были только 230 тонн, собранные в Гомельской области», — отметила И.Ежгунович.

Пивоваренная отрасль в некоторой растерянности — поставки по госзаказу были проавансированы на 32 процента. Общая сумма аванса, выданная хозяйствам под ячмень в этом году, составила 11,3 миллиарда рублей. Учитывая невысокие качественные характеристики культуры, у производителей пенного возникают сомнения по поводу возврата своих средств. Владимир Борисевич, начальник отдела маркетинга завода «Крынiца», полагает, что часть денег (это в основном кредиты, взятые в банках на закупочную кампанию) пивоварам вернуть не удастся. «Авансировался достаточно большой объем, треть от 150 тысяч тонн. И пока он не заполнен. Кроме того, мы ожидали, что первоклассного ячменя будет больше, чем пару сотен тонн, это также отразилось в расчетах», — прокомментировал главный маркетолог «Крынiцы».

Высокая норма?

По оценкам специалистов «Белгоспищепрома» и Минсельхозпрода, с которыми мне довелось побеседовать, 150 тысяч тонн, которые должна принять пивоваренная отрасль, — это несколько завышенная цифра. Она нуждается в корректировке. Поскольку для обеспечения внутренних потребностей в солоде Беларуси необходимо 90 — 100 тысяч тонн ячменя (этого, кроме прочего, хватит еще и на создание двухмесячного запаса).

Правда, при таком варианте ивановское предприятие «Белсолод» не сможет полностью загрузить свои мощности. Для того чтобы завод работал круглый год, необходимо около 130 тысяч тонн. Тогда сваренный солод не только можно использовать для внутреннего потребления, но также и поставлять на зарубежные рынки. Правда, с экспортом у «Белсолода» в последнее время серьезные трудности. В этом году избавиться от скопившихся на предприятии излишков продукции удалось только с помощью государственных дотаций. По словам директора «Белсолода» Николая Кенды, важнейшей причиной слабой конкурентоспособности белорусского солода на внешних рынках является низкая экстрактивность отечественного ячменя (этот показатель — более экономический, нежели технический — определяет выход конечного продукта). Экстрактивность нашей культуры обычно не превышает 79 процентов. А по европейским стандартам этот показатель должен быть на уровне 81 — 83 процентов. Лишний пункт позволяет получать 50 — 60 литров пива дополнительно с каждой тонны сырья. Какой солод предпочтет пивовар — понятно. Но вопросы все равно остаются.

Сага о солоде

Если полистать подшивки газет хотя бы за последние пять лет и почерпнуть из них сведения, посвященные пивной тематике, то можно установить любопытную закономерность. От сезона к сезону наши пивовары жалуются на характеристики белорусского зерна (причем часто независимо от объема урожая и его качества). Было время, когда нарекания вызывало процентное содержание белка, потом производители янтарного стали гораздо скрупулезнее относиться к цвету ячменя, сейчас модно рассуждать о низкой экстрактивности. Действительно, этот показатель определяет многое. Но, судя по всему, не является определяющим...

Российские эксперты, да и белорусские пивовары отмечали, что продукция «Белсолода», в принципе, соответствует всем европейским стандартам качества. Вот только стоимость белорусского солода заметно выше российского (как минимум на 30 долларов за каждую тонну). И можно предположить, что дело не только в низкой экстрактивности. Но и в других факторах. Так, например, на одной из солодовен «Балтики» годовая мощность составляет 120 тысяч тонн. Все производство обеспечивает персонал из 38 человек. Мощности же «Белсолода» почти вдвое ниже (70 тыс. тонн в год), а коллектив предприятия насчитывает более 450 человек...

Кроме того, ивановское предприятие вынуждено оперативно встраиваться в новые условия работы на рынке. Это связано с тем, что еще 2 — 3 года назад большинство поставок за пределы страны осуществлялось по давальческим заказам. Работать было удобно. Клиенты привозили свой ячмень и уезжали, потом возвращались и забирали готовый солод. Теперь надо самостоятельно выходить на внешние рынки, искать каналы сбыта, выстраивать маркетинговую стратегию. Перестроиться непросто. Тем более что российский рынок, где строительство крупных современных солодовен развернул «Русский солод», на сегодня, по мнению экспертов, практически закрыт для белорусского предприятия.

Сейчас «Белсолод» налаживает торговые контакты с Казахстаном, Узбекистаном и Грузией, странами, где пивоваренный ячмень из–за щедрого солнца выращивать крайне сложно. Возможно, укрепление позиций в этих регионах поможет «Белсолоду» загрузить собственные мощности в будущем. И тогда 150 тысяч тонн, установленных госзаказом, не будут для белорусской пивоваренной отрасли таким уж трудновыполнимым нормативом.

Пока же вполне очевидно, что многие вопросы, связанные с ячменно–пивной цепочкой, нуждаются в глубокой проработке. В которой должны принять участие и пивовары, и крестьяне, и ученые.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter