Книжный навигатор

Мозаика времен

Книжный навигатор

Арсень Лiс. Мiнск, Беларуская навука. 2014.


Эта книга вышла к 80–летнему юбилею известного писателя и фольклориста. Благодаря Арсению Сергеевичу Лису открылись для читателя многие имена деятелей белорусской культуры, сохранились жемчужины устного народного творчества. В сборнике представлено несколько разделов. В одном — эссе о людях, век назад работавших на возникновение белорусского государства, таких как Александр Власов и Бронислав Тарашкевич. В другом — рассказы о писателях, поэтах, композиторах, искусствоведах, таких как Рыгор Ширма, Николай Щекотихин, Максим Танк, Владимир Короткевич, с которыми автор был знаком лично. Раздел «Паэзiя земляробчага календара» — добротное исследование, которое свидетельствует, как богата наша исконная культура. Волочебная поэзия, пилиповские песни, косецкие, купальские, толочные... Песни весенних хороводов... И все с яркими примерами. Есть и раздел мемуаров, незаконченный — приведены только фрагменты, но весьма впечатляющие. Не зря одна из глав этого раздела называется «Дзiцячымi вачыма — вайна». В завершение книги автор рассказывает эпизод: на пионерском слете его наградили томиком избранных стихотворений Валерия Брюсова. Подарок был «на вырост», но из «халаднаватых ад высокага розуму творцы» строк юный Арсений запомнил напутствие: «Только грядущее — область поэта». И почувствовал вкус интеллектуального искусства, которое хочется понять, «дорасти» до него.


Луи-Рене Дефоре. Ostinato. Стихотворения Самюэля Вуда. Издательство Ивана Лимбаха. Санкт-Петербург, 2013.


«Я бы сказал, что писание — это действие, совершаемое во мне кем–то, кто говорит в расчете на того, кто, находясь внутри меня же, слушает». С налету не поймешь, не правда ли? Да, в тексты французского писателя Дефоре, практически у нас неизвестного, нужно вслушиваться. Ostinato — это автобиографическая проза. Однако составлена она из отдельных фрагментов–рефлексий, которые сам автор определяет как «случайно проступившие контуры, бледные следы, тающие линии жизненной перспективы». На самом деле автор лукавит: сюжетная линия прослеживается внятно. Это просто жизнь... Ребенок из богатой французской семьи, пугающийся светского общества, затем он же — воспитанник католической школы, пытающийся противостоять строгому уставу, интеллигентный юноша, попавший в армию... Смерть родителей, война... Первая любовь... Гибель лучшего друга, расстрелянного нацистами... Последние этапы жизнеописания утрачивают конкретность, теперь они напоминают скорее максимы французских моралистов. Впрочем, неудивительно: в зрелом возрасте писатель пережил смерть четырнадцатилетней дочери, что надолго заставило его замолчать, а облекать пережитое в конкретные слова — больно. Это, кстати, лейтмотив книги: поиск слова, голоса и смысла молчания. Ученик католической школы молчанием протестует против суровой, ханжеской среды, пытаясь сохранить свою личность. Солдат упрямо молчит в ответ на крики командира... Слово имеет вес, цену и влияние, только будучи оттенено молчанием, когда все ненужное, конформистское, пустое не произнесено. Эта тема продолжается в цикле стихотворений, написанных под псевдонимом Самуэль Вуд.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.


Советская Белоруссия №110 (24493). Пятница, 13 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter