«Моя твоя не понимает»

Готовы  ли  индивидуальные  предприниматели  работать  с  1  января  в  новых  условиях?

Готовы  ли  индивидуальные  предприниматели  работать  с  1  января  в  новых  условиях?

Говорят, как Новый год встретишь, так его и проведешь. У белорусских же ипэшников грядущий праздник ассоциируется с «началом конца». По крайней мере, так считает эта категория коммерсантов.

Важный  пункт

Напомним, что с 1 января 2009 года прекращается действие пункта 3 Указа № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», в соответствии с которым ИП —  плательщики единого налога — могут не представлять документы на ввезенный ими товар из России и уплачивать ввозной НДС по фиксированной ставке. Кроме того, этот пункт освобождает предпринимателей от растаможки. Но скоро юрлица и ИП уравняют в правах.

В Министерстве экономики отмечают: это делается для обеспечения равных конкурентных условий деятельности для всех субъектов хозяйствования. Сегодня частные унитарные предприятия производят таможенное оформление ввозимого из России товара в полном объеме, а ИП с сопоставимым товарооборотом обходятся без растаможки. А вот с первого дня нового года товары, происходящие из третьих стран, выпущенные в свободное обращение в России и ввозимые ИП в Беларусь, будут подлежать таможенному оформлению и обложению таможенной пошлиной.

На круглом столе, организованном Советом по развитию предпринимательства при Президенте, представители частного бизнеса, Государственного таможенного комитета, Министерства торговли и других ведомств обсуждали различные механизмы растаможки товаров. Но дискуссия прошла в формате «моя твоя не понимает».

Предметом обсуждения стала конкретная ситуация. Минская предпринимательница Екатерина П. приняла участие  в эксперименте, который наглядно продемонстрировал, в каких условиях придется работать ипэшникам с нового года: она прошла полную процедуру таможенного оформления товара, который привезла из Турции.

Проверка  боем

Просчитав все возможные накладные расходы, Екатерина сделала заказ в Стамбуле партии товара на сумму $ 8,5 тысячи (постельное белье, халаты, мужские сорочки). Опуская все тонкости доставки груза на таможню, расскажем про сложности, с которыми пришлось столкнуться героине опыта. Самым нервным делом оказалось составление сетки по всем товарным позициям (спецификация товара). Предприниматель должна была подробно расписать все характеристики продукции. Если учесть, что те же халаты Екатерина везла мужские, женские и детские, да еще и разных торговых марок, можно только представить, сколько времени может занять их полное описание. Сортировку товара пришлось делать самой на полупригодном для работы складе временного хранения. Впрочем, ипэшники отмечают, что зачастую и таких помещений не хватает.

Подводя итог, Екатерина отмечает: предложенные процедуры пройти возможно, но это сопряжено с временными и финансовыми издержками. По словам предпринимательницы, все затраты составили стоимость привезенного ею товара. Да и сам процесс оформления нужных бумаг затянулся: необходимо было получить факсовые контракты от турецких продавцов, на основе которых был заключен паспорт сделки, и т.д.

На  разных  языках

Попытка наладить конструктивный диалог между индивидуальными предпринимателями и представителями госорганов напомнила разговор слепого с глухим. Все сошлись на том, что коммерсанты сегодня получают мало информации, да еще и учиться не хотят. В результате представители ГТК констатировали: «Если вам сложно, меняйте работу». А вот по словам специалистов таможенных фирм, ипэшники могут обращаться к организациям — таможенным агентам и, составив договор, четко определить перечень необходимых услуг: начиная с консультаций по ассортименту и заканчивая доставкой, сортировкой на складе, таможенным оформлением. Вопрос в другом: в какую сумму это обойдется предпринимателям… В РУП «Белтаможсервис» объяснили, что цена зависит от многих факторов: от количества товара, ассортимента, объема работы. Если это небольшая партия, но состоит из многих артикулов, то услуга будет стоить дороже. А вот фура одинакового товара обойдется значительно дешевле.

По мнению представителя Миноблисполкома, многие ИП после Нового года, видимо, решат прекратить работу. А шансы, что «проблемный» пункт отменят, практически равны нулю. Что предпримут по этому поводу заинтересованные стороны, пока неясно. Заявленные когда-то специальные рейсы для челноков в Турцию и Китай так и не были открыты. Значит, немало продукции из дальнего зарубежья попадает в республику через российских посредников. После Нового года предприниматели еще надеются распродать заранее завезенный без документов товар. А потом? Ведь, по мнению чиновников, работать нужно цивилизованно: приобретать товары не за наличные средства на рынках, а там, где принимают «безнал» и выписывают накладные. Сумеют ли «индивидуалы» перестроить свой бизнес?..

На снимке: рынок на стадионе «Динамо».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter