Мой ласковый и нежный враг

Европейское статистическое ведомство Eurostat опубликовало результаты исследований об образе жизни молодежи в странах Евросоюза, и многие выводы озадачили...

— Дорогая, принеси мне из холодильника пивка!


— Милый, не забудь открыть форточку на ночь...


Похоже, такие диалоги, свидетельствующие о милой семейной идиллии, скоро останутся в далеком прошлом. Молодые пары в Европе все чаще предпочитают жить раздельно. Изменилось не только отношение к узам Гименея, поменялся образ жизни в целом. Европейское статистическое ведомство Eurostat опубликовало результаты исследований об образе жизни молодежи в странах Евросоюза, и многие выводы озадачили...


Например, общеизвестна западная тенденция, особенно она характерна для Соединенных Штатов, что в 18 лет молодой человек отделяется от родителей и живет самостоятельно. Но в последнее время она поменялась, во всяком случае, в таких странах, как Германия, Италия, Греция, где отчетливо прослеживается стремление как можно позже уходить из родительского дома.


Согласно статистике, которую приводит газета «Вельт», сыновья в Германии покидают отчий дом, достигнув лишь 25 лет, дочери — почти в 24. Это еще ничего, а вот в Болгарии и Словакии молодые люди живут с родителями до 31,5 года, в Италии — 30,9 года, а в Греции — 30. В качестве главной причины нежелания вырваться из–под родного крыла молодежь в основном называет «отсутствие средств на оплату отдельного жилья».


Наши соседи, кстати, тоже оказались заядлыми домоседами. Так, литовцы остаются в родных стенах до 29 лет, латвийская молодежь на год меньше, а вот самыми скорыми на уход оказались эстонцы, покидая родное гнездо почти на три года раньше других прибалтов.


Раньше всех отделяется молодежь во Франции, Финляндии и Нидерландах, где–то с 22 — 23 лет.


Еще один важный аспект, на который обращают внимание авторы исследования, — то, что большинство молодых людей предпочитает жить в одиночестве. В Германии, например, всего лишь 10 процентов девушек и 7,5 процента юношей в возрасте до 29 лет проживают со своим партнером или партнершей вместе. Во Франции 42,5 процента молодых дам делят жилье с близким человеком, в Финляндии этот показатель составляет 46 процентов, в Великобритании — 34, а в Италии — 23,5 процента.


Удивила страна, имевшая на своей визитной карточке три символических слова: Kinder, Kuche, Kirche... Имею в виду Германию, где один из самых низких показателей рождаемости в ЕС. Средний возраст немок, решающихся на рождение первенца, — 29 лет. Лишь в Великобритании и Испании женщины рожают первенца позже — в 30 и в 29,3 года соответственно. Самые молодые мамы, как отмечает Eurostat, проживают в странах Восточной Европы.


Что еще поражает в европейском исследовании, так это несоответствие желаемого и действительного. Имею в виду здоровье, которое стоит на первом месте в иерархии ценностей. Да и социальная мода диктует накачанные мышцы и свежее дыхание как главное условие успеха. Увы, около 35 процентов немцев в возрасте от 15 до 24 лет и 36 процентов от 25 до 34 лет курят ежедневно. Опережает соседей лишь молодежь Австрии, где курильщиками является 41 процент населения в возрасте от 15 до 24 лет, и Венгрии — 38,6 процента.


«Пить или не пить, вот в чем вопрос»... на родине принца датского. Здесь рекордный показатель среди тех, кто уже в 15 — 16 лет хотя бы раз в год напивается. В Дании этим балуются 73 процента подростков, в Великобритании — 57, а в Австрии — 56 процентов. Впрочем, успокаивает формулировка «хотя бы раз в год»... Наблюдая гуляющую молодежь в наших парках и скверах, я думаю, что они сильно обошли датчан и британцев в этом деле. Увы.


Мы значительно уступаем другим европейцам в весе — и слава Богу! Самые толстые, оказывается, живут в Великобритании, на Мальте и в ФРГ. Почти половина молодых людей там имеет избыточные килограммы на теле. Стоит ли удивляться, что им так трудно найти вторую половину?..


С точки зрения специалиста


Я попросила прокомментировать исследование Eurostat доктора наук, профессора социологии, завкафедрой государственного управления социальной сферой и белорусоведения Академии управления при Президенте Светлану Лапину. Так ли изменился образ жизни белорусской молодежи, как и их европейских сверстников?


— Мы также проводили сравнительное исследование на тему «Ценностные ориентации студенческой молодежи» и вот какие тенденции выявили. В первую тройку ценностей входят семья, здоровье, образование, и это совпадает с аналогичными приоритетами молодежи в Европе.


Но в то же время сами эти ценности меняются по своей внутренней сути. Например, изменяются семейно–брачные отношения. Появилась так называемая экстерриториальная семья, когда супруги живут в разных домах, городах и даже разных странах. Это связано с тем, что люди сегодня связаны своей работой, отдают ей все больше времени, перемещаются по миру вслед за переменой рабочего места, ну а личным отношениям посвящают уик–энды, праздники, совместные походы в театр, например...


Такая семья уже сформировалась, стала устойчивой в Европе и набирает все большую популярность у нас в Беларуси, несмотря на то, что супруги живут в разных городах и даже странах.


— А является ли такая семья настоящей?


— На мой взгляд, в моральном плане она в чем–то даже выглядит привлекательнее обычных браков... Ведь, напомню, семья — это малая социальная группа, которая объединена родством, ведет общее хозяйство и характеризуется взаимной моральной ответственностью. Все это есть и в экстерриториальном браке, даже две квартиры для раздельного проживания они покупают вместе... Но самое главное, что их объединяет, — это именно взаимная моральная ответственность. Нравственная, моральная характеристика связей в такой семье выходит на первый план. Люди объединяются не потому, что хотят решить за счет партнера свои материальные проблемы, а потому, что нужны и интересны друг другу. А дети — нечто рядом стоящее... Они могли появиться и вне брака.


Кстати, за последнее десятилетие количество детей, родившихся в нашей стране вне брака, увеличилось в 3 раза. Во–первых, современное общество не осуждает это. А во–вторых, многие социальные программы ориентированы на то, чтобы поддерживать одиноких матерей. Так что здесь срабатывает экономический фактор. А вот экстерриториальная семья создается исключительно из моральных побуждений, из глубокого чувства привязанности. И это общеевропейская тенденция.


— А вот что касается тенденции как можно позже уходить из родительского дома, например, в Италии дети остаются с родителями до 30 лет. У нас как?


— У нас некоторые живут с папой и мамой и после тридцати... Во многом это наши патриархальные традиции. В отличие от западных стран в белорусских семьях не сложилась тенденция, чтобы в 18 лет дети отделялись. Но главное, что старшие их сами не отпускали. Есть даже такая шутка — что это, мол, за родители, которые не могут ребенка до пенсии прокормить... А если серьезно, то тут главная проблема — отсутствие собственного жилья. Наше государство активно помогает молодым строиться, но все же окончательно проблема не решена. Даже найдя себе пару, не все хотят жить вместе с тещей или свекровью. Вот и остаются в своих собственных семьях. Главная причина здесь — экономическая.


— Так же, как и в Европе...


— А мы и есть Европа. Наши общества похожи, и здесь выстраиваются те же линии поведения, тот же образ жизни, что и там.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter