Мой дом - моя крепость

Геннадий Бочаров открыл дверь своей квартиры и.
Геннадий Бочаров открыл дверь своей квартиры и... потерял сознание. Преступники оглушили его и ворвались в квартиру.

Придя в себя, связанный предприниматель увидел, как грабители пакуют и выносят из его дома дорогостоящую видеоаппаратуру. Геннадий Бочаров стал жертвой типичного квартирного разбоя - одного из самых опасных и распространенных сегодня видов преступлений. В прошлом году более 1.200 нападений на граждан было совершено в их жилищах.

Особая опасность разбоя в том, что преступники, как правило, не останавливаются перед применением физического насилия к хозяевам квартир. Побои и даже пытки - неизменные спутники разбойных нападений. Нередко преступники оказываются вооруженными - и тогда итогом разбоя могут стать тяжелые увечья или гибель сопротивляющейся жертвы.

Наиболее распространен этот вид преступлений в городах. Пятая часть всех совершенных в республике квартирных разбоев случилась в Минске. Горожане хранят свои сбережения обычно в домашней кубышке или вкладывают их в ювелирные изделия, дорогостоящие произведения искусства, высококлассную бытовую технику. Именно эти вещи становятся предметом охоты криминальных элементов. Причем от современных разбойников не спасают сверхнадежные стальные двери и секретные засовы: чаще всего доверчивые жертвы сами впускают преступников в свои квартиры.

Мотивы, чтобы хозяева открыли дверь незнакомцам, выбираются довольно правдоподобные, а сообщником уголовников может быть вполне симпатичная девушка. Когда наивный хозяин гостеприимно впускает незнакомую красавицу, которой якобы нужно срочно позвонить (запить таблетку, перепеленать ребенка), ее дружки, до той поры таившиеся вне поля зрения дверного глазка, врываются в квартиру.

- Излишняя самоуверенность многих жертв нападения зачастую является причиной их несчастий, - считает начальник отдела по разбоям и грабежам главного управления уголовного розыска МВД Александр Лагунович. - А ведь достаточно выполнять несколько элементарных правил, чтобы обезопасить себя и свое жилище от преступных посягательств.

Во-первых, никогда не распространяйтесь о собственном благосостоянии. Анализ разбойных нападений показывает, что многие из них совершаются отнюдь не наобум: преступники ведут целенаправленный поиск обеспеченных граждан, зачастую долго готовятся к нападению, изучая распорядок дня предполагаемой жертвы. В то же время иной человек беспечно хвастает своим "золотым запасом", забывая при этом, что в его окружении вполне может оказаться представитель хорошо оплачиваемой "профессии" преступного мира - наводчик.

Во-вторых, ни в коем случае не открывайте дверь незнакомым людям. Грабители рядятся в различные личины, поэтому вы можете увидеть в глазок типичного сантехника, электрика или даже милиционера. О визите работников коммунальных служб справьтесь по телефону в своем ЖЭСе, если же на пороге милиционер - потребуйте присутствия понятых, знакомых вам соседей. Кстати, не стоит пренебрегать таким знакомством: в доме, где люди хорошо знают друг друга, незнакомец сразу бросается в глаза. Именно благодаря соседской любознательности витебчанин Сергей Дремчук, жертва квартирного разбоя, не только остался невредим, но и вернул похищенные у него ценности. Соседка-пенсионерка, привлеченная звуками борьбы в чужой квартире, позвонила в милицию и сообщила о подозрительном шуме...

В-третьих, не отказывайтесь от такого эффективного средства защиты, как сигнализация или "тревожная кнопка". Первая обезопасит жилье от тайного проникновения, вторая - от вторжения незваных гостей. К слову, предприниматель Геннадий Бочаров не случайно выказывал демонстративное безразличие к действиям преступников: его дом был оборудован охранной сигнализацией, и грабители в течение часа оказались задержаны вместе с похищенной аппаратурой.

Специалисты считают наиболее верным именно такое пассивное поведение жертвы разбойного нападения. В случае если преступники уже ворвались в квартиру, психологи рекомендуют вести себя спокойно, скрывать свои чувства и во всем соглашаться с нападающими. Ведь следует учитывать, что налетчики вооружены и крайне возбуждены своей "боевой операцией", поэтому любая отрицательная реакция жертвы может спровоцировать их к применению насилия.

Милиция уделяет особое внимание борьбе с разбойными нападениями: раскрываемость этого вида преступлений растет. Скажем, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2002 году раскрываемость разбоев выросла на 15 процентов. В то же время сотрудники органов внутренних дел отмечают, что эта цифра могла бы быть куда выше, если бы сами граждане проявляли больше бдительности и оперативности, сообщая о фактах нападений. Нередко случается, что информация о преступлении поступает в милицию уже тогда, когда след преступников успел основательно остыть. Понятно, что в этом случае ценность такой информации, а значит, и эффективность реагирования на нее сводится почти к нулю. Аналогичная картина и с сообщениями о подозрительных лицах или действиях. Бывает, что свидетели готовящегося или совершаемого преступления остаются абсолютно равнодушны к происходящему, руководствуясь некрасивым принципом "моя хата с краю". Так, в Советском районе Минска более десятка человек спокойно наблюдали, как двух грабителей преследовал человек, подвергшийся средь бела дня разбойному нападению в своей квартире. Парень был полураздет и окровавлен, на руках висели обрывки скотча, которым его пытались связать преступники, однако никому из прохожих не пришло в голову помочь пострадавшему или хотя бы вызвать милицию.

(Фамилии потерпевших изменены по этическим соображениям.)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter