Мой брошенный “железный конь”...

Если граждане и государство сообща не решат проблему, страна может превратиться в кладбище старых автомобилей Когда автомобиль новый и красивый, его обычно сравнивают с женщиной. И обращаются соответственно. А если машина старая и насквозь ржавая, то для владельца она становится просто "консервной банкой", от которой не терпится побыстрее избавиться. Кто-то наскоро продает отживающее свой век авто, кто-то распродает его на запчасти, а большинство предпочитает не забивать голову лишними проблемами и просто бросает машину в ближайшем лесу или прямо во дворе собственного дома. Вот таким нехитрым способом неофициальное кладбище брошенных машин по всей стране пополняется день ото дня. Если так будет продолжаться и дальше, то нас ждут большие проблемы: бескрайние просторы нашей страны могут превратиться... в настоящее кладбище брошенных машин.

Бездомными бывают не только собаки
Вряд ли кто-то подсчитывал, сколько таких вот брошенных машин окажется во дворах, на улицах, обочинах проселочных дорог и в наших лесах через десять или двадцать лет. Но и без подсчетов ясно: мало не покажется. Например, только в Минске во дворах насчитывается около 1,5 тысячи разукомплектованных автомобилей, которые годами ржавеют и портят эстетический вид. Тем временем, казалось бы, несложное решение проблемы — утилизация автомобильного металлолома — на практике сталкивается с массой трудностей.
Начать хотя бы с того, что автомобиль и его детали являются частной собственностью, поэтому нельзя увезти в никуда брошенную машину, даже если она всеми четырьмя колесами вросла в землю, без юридического обоснования. При этом получается, что сам автомобилист никакой ответственности за свою машину не несет. Например, в столице есть предприятие “Механизированная уборка города”, которое входит в структуру управления жилищно-коммунального хозяйства Мингорисполкома и занимается, в частности, вывозом брошенных машин с дворовых территорий. Но, как нам там рассказали, предприятие лишь поставляет технику для вывоза автометаллолома — и только после того, как соответствующее решение будет принято с подачи ЖЭСа и после разрешения милиции и местных властей. И если с откровенным автомобильным хламом (эдаким “домом без окон, без дверей”) дело идет проще, то намного сложнее разобраться с автомобилями, которые вроде бы и на металлолом еще не похожи, и госномера на них есть, а хозяина найти не удается. И проблема эта не только столичная.
Машина ищет хозяина
Например, сотрудниками межрайонного отдела экологического надзора ГАИ при УВД Гомельского облисполкома с начала года приняты меры по удалению с улиц городов и населенных пунктов области 152 брошенных кузовов легковых автомобилей. В оперативно-дежурную службу ГАИ УВД Гродненского облисполкома звонки о бесхозных старых автомобилях, захламляющих дворы, тоже поступают часто. Звонят в основном пенсионеры и работники ЖЭСов, просят принять меры.
— Мы выезжаем по каждому сигналу, — говорит начальник отдела экологического надзора ГАИ при УВД Гродненского облисполкома Александр Лопатик. — Но утилизировать старый автомобиль так быстро, как хотелось бы, не всегда удается.
— Народ ушлый пошел, номера кузовов и агрегатов вырезает, установить владельца не всегда представляется возможным, — сетует его гомельский коллега — старший инспектор межрайонного отдела экологического надзора ГАИ Сергей Мицура. — Поэтому чаще всего после проведенного разбирательства сами вызываем работников “Вторчермета”, и останки техники, таким образом, доставляются на предприятие для утилизации.
И все же попытки найти истинного владельца машины иногда увенчиваются успехом — тогда его обязуют самостоятельно разобраться с “металлоломом”. Правда, услуга перевозки такого автомобиля недешевая, и для многих владельцев старых авто это действительно сделать сложно. Например, в Гродно был случай, когда хозяином стареньких “Жигулей” оказался дедушка 1929 года рождения. Ну что с него возьмешь?
Часто выясняется, что автомобиль вовсе не брошен, просто руки у хозяина до ремонта не доходят. Если же владелец от своей машины давно отказался, он пишет официальное заявление, автомобиль снимается с учета и только после этого подлежит утилизации. Чаще всего ситуация осложняется тем обстоятельством, что машина была продана лет 10—20 назад по доверенности, и установить личность нового владельца, который выжал из авто все возможное и за ненадобностью бросил, очень сложно. В этом случае оформляются официальные бумаги, которые передаются в суд.
“Поматросили” и бросили
Итак, основных “бросателей” стареньких машин определили. Но есть еще как минимум две категории автовладельцев, которые захламляют окрестности автомобильными останками. Первые — профессиональные перекупщики “мертвых” машин — приобретают за копейки дребезжащий автомобиль и распродают его на запчасти, а ненужный остов просто вывозят в лес. И так — постоянно. Вторая категория — “продвинутая” молодежь. Ребята покупают, например, “Запорожец” долларов за 50, бросая вызов крутым иномаркам, катаются в свое удовольствие, а при первой же поломке оставляют “старичка” где-нибудь на обочине или  сбрасывают с обрыва в реку.
Если горе-автомобилистов находят и устанавливают личность, их ждут неприятности в виде протокола об административном правонарушении. Конечно, далеко не всегда пойманные недобросовестные граждане спешат отреагировать. В этом случае составляется повторный протокол. Как утверждают милиционеры, это обычно более эффективно: после повторного нарушения дело может быть отправлено в суд, чего бросившие автомобили хозяева часто боятся.

Для справки:

Если вы хотите достойно и по всем правилам “похоронить” отслуживший свое автомобиль, необходимо снять его с учета в ГАИ, где в техпаспорте машины поставят отметку о выбраковке. В “жизни” машины это равнозначно дате официальной смерти. Дальше останки “железного коня” нужно сдать на металлолом или отвезти на “Вторчермет”. Правда, транспортировкой придется заниматься самостоятельно. Если таковой возможности нет, можно обратиться в организацию, занимающуюся вывозом крупных бытовых отходов.

Знаете ли вы, Что...

В выброшенном автомобиле сохраняются жидкости, которые представляют серьезную опасность для окружающей среды. Это масла, жидкости, содержащие метанол, и т.д. Ржавление автомашины приводит к заражению почвы тяжелыми металлами. Доказано, что если брошенный автомобиль гниет, например, в лесопарковой зоне, то загрязнение почвы происходит в радиусе около 1,5 км от его остова. Еще больший ущерб природе приносят машины, брошенные в водоемы или вблизи от них: ядовитые жидкости и тяжелые металлы в этом случае попросту вымываются, попадая в водоем и отравляя его.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter