Моцарт против Сальери. Победила... музыка

В Большом театре зрители могут увидеть состязания композиторов и сами выбрать победителя

В Большом театре зрители могут увидеть состязания композиторов и сами выбрать победителя

Вечер одноактных опер в Камерном зале имени Адександровской Большого театра Беларуси. Комические оперы “Директор театра” Вольфганга Амадея Моцарта и “Сначала музыка, потом слова” Антонио Сальери.

Моцарт и Сальери... В сознании многих поколений с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина увы, укоренился миф о гениальном Моцарте, отравленном завистливым Сальери. На самом деле все было абсолютно по-другому. Каждый из композиторов был известен и признан современниками, причем Сальери — в значительно большей степени, чем Моцарт. Он занимал важные придворные должности и пользовался авторитетом в музыкальном мире. Моцарт тогда только начинал вхождение в большой мир музыки.

Творческое соперничество композиторов не мешало каждому из них отдавать должное таланту и мастерству коллеги. Время от времени они вступали в шутливые музыкальные споры. В результате одного из них на свет появились две восхитительные комические оперы: “Директор театра” Моцарта и “Сначала музыка, потом слова” Сальери.

Любопытна история их создания. XVIII век славился оригинальностью и изысканностью форм увеселений светской публики. Император Иосиф ІІ решил устроить музыкальное соревнование и предложил двум лучшим композиторам Вены, Моцарту и Сальери, написать оперы на комический сюжет, связанный с закулисным миром театра. Премьера их творений состоялась в феврале 1786 года в императорском дворце Шенбрунн. Тогда опера Сальери “Сначала музыка, потом слова” была с восторгом встречена публикой, а опера Моцарта “Директор театра” провалилась.

Прошло более чем два века, и на камерной сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь великие композиторы вновь вступают в творческий спор.

Режиссер-постановщик Наталья Кузьменкова, дирижер-постановщик Иван Костяхин, художник-постановщик Александр Боричевский создали остроумные, изящно ироничные, актуальные современные мини-спектакли, в репертуарной афише обозначенные как “Вечер одноактных опер”, где заняты лучшие молодые исполнители Большого театра.

Великолепно звучат арии, дуэты, терцеты. Трудно кого-то выделить. Слаженный актерский ансамбль создает атмосферу праздника. Пластика движений, жестов словно списана с картин художников XVIII века. Задор, энергетика, удовольствие, которые получают сами актеры от исполнения своих партий, естественно, передаются и зрителю. Тексты — оперы идут на русском языке — звучат поучительно, но без дидактики.

Постановки интересны и любителям, и знатокам музыки, и тем, кто пришел слушать оперу впервые. Послушав эти одноактные творения на камерной сцене, зритель непременно захочет попасть в мир большой оперы и стать ее постоянным сотворцом. Большой театр завоевывает аудиторию истинно высоким искусством. Зрителя вовлекают в творческий спор, предлагая определить победителя. Я отдала предпочтение Моцарту, но на премьере большинство голосов получил Сальери...

Отрадно, что эти спектакли можно исполнять не только в Камерном зале театра, но и на любых выездных площадках. Надеюсь, что зрители в разных уголках страны будут иметь возможность их послушать.

Если вы хотите насладиться музыкой, услышать молодые оперные голоса, решить, “кто же славу заслужил”, идите в Большой театр, слушайте “Директора театра” и “Сначала музыка, потом слова” и голосуйте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter