Мотивация — ключевое слово

Подготовлен проект указа о временных научных коллективах

Ее обеспечит реформа инновационной сферы

Перспективы развития Беларуси, как и любой страны, сделавшей ставку на формирование экономики знаний, напрямую зависят от реализации интеллектуального потенциала, уважительного и бережного отношения к людям науки, от того, насколько мудро выстроен механизм управления этой сложнейшей областью человеческой деятельности. И если государство видит, что в сфере науки его что-то не устраивает, то оно в первую очередь должно оглянуться на себя. Ибо основные «болевые точки» науки — всего лишь проекция проблем, существующих на уровне организации экономической, политической и социальной жизни страны. Понимание этого в органах государственного управления есть, и потому в последнее время так активизировалась законотворческая деятельность, которая касается не только непосредственно науки. Ведь, кроме ученых, мотивировать требуется и тех, кто научные разработки использует. И если в стране будут созданы условия, когда производители начнут всерьез соперничать за право стать первыми обладателями новинок, за перспективы экономики можно будет не волноваться.

На недавно прошедшем заседании коллегии Государственного комитета по науке и технологиям отмечалось, что в течение 2011 года законодательство в сфере научно-технической и инновационной деятельности активно обновлялось. Формировалась система документов, которые комплексно и на основе единых принципов регулируют отношения, возникающие в области научно-технической и инновационной деятельности, охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. В минувшем году в этих сферах принято около 30 нормативных правовых актов, в том числе при участии ГКНТ разработано и принято более 10 наиболее значимых нормативно-правовых актов.

— Это довольно большой свод нормативных документов, которые начинают работать в основной своей массе с текущего года, — говорит председатель ГКНТ Игорь Войтов. — Прежде всего речь идет об Указе Президента № 362, касающемся различных изменений законодательства в связи с принятием нового Кодекса Республики Беларусь об образовании, и соответствующем постановлении правительства. Для научной сферы важен также Закон Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, который предоставил льготы предприятиям по налогу на прибыль для инновационных и высокотехнологичных товаров. Установлена, как известно, ставка в текущем году 0 процентов для тех, кто занимается этими вопросами эффективно, или 10 процентов для высокотехнологичных товаров. Это серьезный стимул для предприятий работать именно на качественный показатель развития экономики. Принят также Указ № 231 Президента о вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств. Это тоже важное решение, направленное на высокотехнологичный сектор. В мае было принято постановление правительства об утверждении Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011— 2015годы, было принято постановление правительства № 116, которое утвердило перечень 28 научно-технических программ на 2011—2015 годы. Они будут разрабатываться и финансироваться правительством в приоритетном порядке. Приняты в сфере интеллектуальной собственности новая редакция Закона об авторском праве и смежных правах, ряд постановлений о порядке подачи различных заявок на выдачу патентов на полезную модель, на изобретение. В течение года был подготовлен и принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания закон о государственной инновационной политике и инновационной деятельности. Очень сложный закон, но тем не менее он прошел многократное рассмотрение на комиссиях парламента и одобрен законодательной властью в первом чтении. Планируется, что в апреле будет второе чтение, а потом рассмотрение у Президента. Это очень важный закон для всей инновационной деятельности. Он представляет собой системный каркас, но под него мы также вносим ряд изменений в законы, которые касаются инновационной деятельности. То есть мы работаем сейчас пакетным принципом: вносим изменения в налоговый кодекс, в другие законы по этим направлениям, и, как планируется, к середине года данный документ будет принят и станет первым законом среди стран СНГ, который отрабатывается. И мы считаем, что он принесет много пользы для эффективности, коммерциализации результатов научно-технических разработок и исследований.

Как отметил Игорь Войтов, ученые поднимали очень важный для них вопрос о совершенствовании работы временных научных коллективов, поэтому уже подготовлен проект соответствующего указа главы государства, который в ближайшее время будет рассмотрен. В части стимулирования научно-технической деятельности подготовлен также проект постановления правительства о мерах поддержки государственной отраслевой науки. В 2012 году готовится также ряд изменений и дополнений в постановления правительства, связанные с интеллектуальной собственностью и внедрением результатов научной деятельности. Это постановления, которые регламентируют процедуры, связанные с финансированием научно-технических исследований, с экспертизой работ, с вопросами дополнительного внебюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Как считается, принятие этих и других важных документов создаст достаточную законодательную базу для интенсификации научных исследований и позволит ученым вносить более заметный вклад в инновационное развитие страны.

Что же касается уже достигнутых показателей в области инновационного развития Беларуси, то, как отмечалось на заседании коллегии ГКНТ, в 2011 году намеченное было выполнено. Так, удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, составил 17,4 % от общего объема. Планом же было предусмотрено выйти на 12—13 %. Еще один важнейший показатель — доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в белорусском экспорте — составил около 7 %. Производственники и ученые получили за год более 3,1 миллиарда долларов от экспорта высокотехнологичной продукции, перевыполнив плановые показатели. Третий ключевой показатель инновационного развития — затраты на науку в процентах к ВВП. В целом, как отмечается, финансирование науки остается стабильным на уровне 0,6 % к ВВП. При этом бюджетная часть в структуре расходов несколько снизилась и составила 0,28 % к ВВП, что нельзя считать большим достижением. Зато внебюджетная часть финансирования выросла, и динамика этого процесса, по мнению специалистов, вселяет оптимизм. Тем более что богатые возможности для финансовой поддержки науки открывает обновляемая законодательная база.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter