К оплате от 4 до 25 рублей: как мы тестировали таксистов на честность

Мотай себе на счетчик

«Такси надо?» — зачастую такую фразу слышим первой по прибытии в другую страну. Сегодня я — туристка с небольшим синим чемоданом на Минском железнодорожном вокзале. Впервые в Беларуси и не знаю, как добраться до отеля. На этот раз мы проверим, завышают ли таксисты тарифы для иностранцев. Корреспондент «Р» в роли гостьи из-за рубежа узнавала, как водители оценят поездку от вокзала до располагающейся неподалеку гостиницы.


«Ниже цену не найдешь»


На Минском железнодорожном вокзале по обыкновению суетливо и шумно. Вот и я с чемоданом и рюкзаком на плече затесалась среди прибывших в столицу. Растерянно оглядываюсь по сторонам, будто нахожусь тут впервые, — вживаюсь в роль туристки. Видимо, получилось реалистично — спустя минуту ко мне обращается мужчина лет сорока:

— Такси?

— Да, надо бы, а то я первый раз в Минске, не ориентируюсь… А сколько будет стоить поездка до этой гостиницы? — показываю адрес на телефоне.

Отель я себе «выбрала» в центре города, на Немиге. Расстояние от вокзала — меньше 3 км, всего 10 минут езды. Приложение вызова такси, которым я обычно пользуюсь, оценивает стоимость поездки в 4 рубля. Сейчас не час пик, пробок в городе нет, так что высокую цену я услышать не ожидаю. А зря.



— Проспект Победителей? Не так уж близко... За 25 рублей поедешь? — озвучивает прайс таксист-частник.

Сторговаться удается только до 20 рублей. Бомбила упорствует: ниже тариф не найдешь. А я все-таки попробую.

Переплата — в пять раз


Направляюсь к небольшой автомобильной стоянке около железнодорожных касс, где в рядок выстроились машины с шашечками. Частники быстро заприметили меня и окружили со всех сторон. Играю по старому сценарию: показываю адрес гостиницы и спрашиваю: «Сколько стоит?» Только теперь вопрос задаю по-английски. Дальше наблюдаю интересную картину: водители, не подозревая подвоха, начинают между собой обсуждать, какую цену мне озвучить. Еле сдерживаюсь, чтобы не выдать себя, хлопаю ресницами и улыбаюсь, будто по-русски не понимаю ни слова.

— Ну, сколько? 10 баксов или больше? — совещаются.

Сошлись они на десяти долларах. Как оказалось, иностранной валютой с такими таксистами рассчитаться не проблема — они в качестве оплаты ее принимают, что, кстати, запрещено делать. Получается, и в этом случае мне предлагают переплатить — ровно в 5 раз. Не успеваю отказаться от столь «заманчивого» предложения, как вижу: мой чемодан уже на пути в багажник бежевого «Фольксвагена».

— Не-не, спасибо! Я еще прогуляюсь, — возвращаю себе багаж и быстренько удаляюсь.

Так, с этими товарищами все ясно: на адекватный ценник рассчитывать не приходится. Меньше 20 рублей за 10-минутную поездку никто не предложил.


Не той дорогой


Посмотрим, в какую сумму оценят поездку водители официальных служб такси. По правилам они обязаны включать таксометр, маршрут выбирать оптимальный, по навигатору, а тарифы должны быть регламентированы. Если вбить в Google запрос «такси Минск», то предложения найдутся на любой вкус: и такси элитные, и самые дешевые, и самые быстрые. Иностранец с белорусской сим-картой без проблем выберет из этого разнообразия то, что ему нужно. В большинстве случаев даже для онлайн-заказа требуется указать номер телефона с кодом +375. Если сим-карты нет, то вариантов остается немного. Воспользовавшись бесплатным Wi-Fi на вокзале, заказываю машину одной из самых популярных городских служб такси. Предварительную стоимость сайт не рассчитывает, но перевозчик позиционирует себя как бюджетный (тариф: 55 копеек за один километр). Машина приезжает соответствующая — «немолодой» «Ровер» со стойким табачным запахом в потертом салоне. Снова по-английски прошу довезти до гостиницы на Немиге. Отель известный, а уж водителям должен быть знаком наверняка, однако таксисту понадобилось пару минут, чтобы определиться с маршрутом на навигаторе. Не вижу я и включенного счетчика. Дорогу от железнодорожного вокзала до проспекта Победителей знаю отлично — пока ехали, отклонялись мы от нее не раз. Об этом водителю громко напоминал и навигатор. До гостиницы добрались за 20 минут — по пути успела рассмотреть проспект Независимости и стадион «Динамо». Несмотря на все опасения, цена за поездку оказалась приемлемой. Запросил водитель 10 рублей (без предъявления чека), вежливо помог выгрузить чемодан и на прощание сказал «гудбай».

Еще один способ добраться до пункта назначения — это воспользоваться услугами международной платформы такси, которая работает в Минске. Пожалуй, вариант самый хороший: для вызова автомобиля через специальное приложение необязательно иметь белорусский номер телефона, маршрут рассчитывается без вмешательства водителя, цена — тоже. Так, доехать от вокзала до гостиницы мне предлагают за 5 рублей и 10 минут. Для водителя нет никакой разницы, гость столицы вы или коренной минчанин, — он просто не имеет права отклоняться от проложенного программой маршрута. Удостоверилась лично: все по-честному, цена за время поездки не выросла.

Итоги эксперимента таковы: с таксистами-частниками доехать до гостиницы по приемлемой цене мне не удалось. Для гостя города они не постеснялись завысить цену за три километра пути в пять раз. Водитель официальной службы такси хотя от проложенного навигатором маршрута пару раз и отклонялся, но оказался более совестливым — заплатила я 10 рублей. Самой дешевой стала поездка с помощью приложения для вызова такси, где предварительно можно рассчитать стоимость и просмотреть маршрут.


Запрет на повышение тарифов


Совсем скоро в стране пройдут II Европейские игры. Чтобы иностранцы не столкнулись с заоблачными ценами за 10-минутную поездку на такси, Министерство антимонопольного регулирования и торговли заключило соглашение с некоторыми минскими диспетчерскими службами. Во время соревнований водителям такси запретят повышать тарифы, рассказывает Сергей Дубина, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций:

— С такой проблемой столкнулись гости чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Нам бы хотелось, чтобы сейчас у гостей города сложилось самое приятное впечатление о столице. Надеемся на добросовестность наших таксистов.

Перед проведением соревнований МАРТ разместит на сайте информацию, куда обратиться в случае, если водитель решил вас обмануть и завысил цену за поездку.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter