Мосты, которые построит Хелле, спасая Европу.

Дания вступает в свое шестое председательство в Европейском союзе с амбициозными планами.

Председательство в Евросоюзе с 1 января 2012 года на ближайшие полгода перешло от Польши к Дании. Это уже шестое председательство Дании со времени ее вступления в ЕС в 1973 году, но самое нелегкое. По проведенному агентством «Рейтер» опросу 20 ведущих экономистов о будущем еврозоны, 14 заявили, что она не сохранится в нынешней форме. Как считает канцлер Германии Ангела Меркель, без евро не будет и Евросоюза. В целом ЕС находится на пике глубочайшего в его истории кризиса, а принятые в прошлом году на саммитах в Брюсселе решения только предстоит превратить в конкретные меры.

«Бюджетная дисциплина, рост и занятость, зеленая политика, обеспечение безопасности наших граждан, голос Европы в мире – вот наши приоритеты, – сказала в Европарламенте премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмитт, представляя программу шестимесячного председательства своей страны в ЕС. – В разгар экономического кризиса я не ожидаю, что датское председательство будет легким, но могу вас заверить, что мы не будем обескуражены. Мы не так устроены». В правительстве Дании уверены, что поиск и достижение консенсуса являются «датским специалитетом».
Дания выделила четыре приоритета своего председательства: ответственная Европа, динамичная Европа, «зеленая» Европа и безопасная Европа. Еще ей, как стране-председателю, придется вести трудные переговоры о составлении союзного бюджета на 2014–2020 годы. Кроме того, Дания – неоспоримый лидер ЕС в области экологии и возобновляемых источников энергии. «Каждый евро вложений в энергоэффективность обеспечивает новые рабочие места в Европе, а каждый евро, затраченный на импорт нефти, уходит из Европы», – уверен министр по делам климата, энергетики и строительства Дании Мартин Лидегаард.
Отличительной чертой датского председательства, как и предыдущего польского, является то, что Дания не входит в зону евро. Стране, у которой своя валюта, будет непросто руководить выводом из долгового кризиса еврозоны. Однако Копенгаген энергично взялся за подготовку договора об укреплении финансово-монетарного сотрудничества в ЕС, который предполагается принять в марте. В период кризиса суверенных долгов страна намерена стать своеобразным «мостом» между 17 странами еврозоны и остальными десятью членами ЕС, чтобы не допустить расхождения интересов.
Будет ли этот мост надежным? Еще полгода назад Дания имела плохой имидж в Европе. Летом консервативно-либеральное правительство ввело пограничный контроль вопреки тому, что Дания входит в зону Шенгена. Новая левоцентристская коалиция, пришедшая к власти после осенних выборов, сразу же отменила контроль на границе, «реабилитировав» страну в глазах европейцев.
Как признал новый датский министр по европейским вопросам Николай Ваммен, «кризис сильно повлиял на нашу программу, но мы будем делать все что можно, чтобы в этой роли способствовать прогрессу Европы. Это – ключевая задача для датского председательства в ЕС как объединительной силы между странами, использующими евро, и другими». А то, что Дания является одним из членов ЕС с благополучной экономикой и не пользуется евро, возможно, даже хорошо, сказала недавно канцлер ФРГ Ангела Меркель. Дания идеально подходит для наведения мостов.
Вообще в ЕС традиционно принято считать, что председательство малой страны не предполагает масштабных решений и крутых поворотов. Датское королевство с его населением в 5,6 млн человек и сравнительно небольшой экономикой относится к таким малым странам. Но при этом имеет шанс стать мостом между франко-германским ядром союза и теми, кого обычно называют «евроскептиками» (Великобританией, Чехией).
В преодолении долгового кризиса, как отмечают эксперты, важно взаимодействие всех 27 стран ЕС, а не только 17 стран еврозоны. Копенгаген обещает делать все, чтобы укрепить интеграцию единого рынка ЕС. «Я прекрасно сознаю, что 17 стран еврозоны должны принимать какие-то решения в своем кругу. Но в интересах того же франко-германского дуэта сохранить единство 27 членов союза, консультироваться со всеми, принимая решения, которые их касаются, потому что во время кризиса важно доверие европейским институтам», – заявила премьер-министр Хелле Торнинг-Шмитт. «Правила экономической игры должны соблюдаться эффективным образом, чтобы вернуть доверие к европейской экономике. В ходе датского председательства мы продвинемся в переговорах по современному и ответственному законодательству о бюджете на 2014–2020 годы. Мы воссоздадим экономический рост и занятость в Европе», – заявила она.
Споров у 17 государств зоны евро хватает, и прежде всего по проблемам долгов. Крупнейшие должники рассчитывают на солидарность шести сильнейших стран, на их финансовую поддержку. Но и солидарность имеет свой предел, что четко обозначил немецкий министр финансов Вольфганг Шойбле: «Так не может быть, чтобы европейская солидарность ограничивалась тем, что шесть стран брали на себя всю тяжесть, а остальные от этого только имели выгоду». Быть посредником между всеми сложными партнерами – задача для Дании нелегкая и неблагодарная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter